logo
УМК Уголовный процес 2012

§ 5. Пределы прав надзорной инстанции

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме, в отношении всех осужденных (ч. 1, 2 ст. 410 УПК).

<quest15< font="">Закон предусматривает так называемый ревизионный порядок проверки дела надзорной инстанцией, то есть возможность суда выйти за рамки ходатайств, заявленных в надзорной жалобе (представлении), в том числе отменить или изменить судебные решения в отношении осужденных, которые их не обжаловали. Но по смыслу ч. 1 ст. 410 УПК такая проверка является не обязанностью, а правом суда и зависит от его усмотрения. Смысл такого правового регулирования в том, что лица не обжаловавшие судебные решения, могут заявить иные требования и привести иные доводы, чем те, которые заявлены в жалобе (представлении), рассматриваемом судом.</quest15<>

Если при изучении надзорной жалобы или представления, материалов уголовного дела (если оно было истребовано) и дополнительно представленных материалов будет установлено, что по делу допущены нарушения, на которые не указывается в жалобе или представлении, но их устранение повлечет улучшение положения осужденного, оправданного либо лица, уголовное дело в отношении которого прекращено, названные в статье 406 УПК РФ лица обязаны возбудить надзорное производство.

<opentest6< font="">Внесение повторных жалоб (представлений) в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается.</opentest6<>

Не может рассматриваться как повторная жалоба, содержащая требования, которых не было в отклоненной жалобе и если они не были разрешены судом надзорной инстанции в ревизионном порядке. Так, например, первая жалоба осужденного была принесена по мотивам нарушения его права на защиту и отклонена судьей, а новая жалоба того же осужденного содержит ходатайство о переквалификации преступления на менее тяжкий состав и снижении назначенного наказания.

В суде надзорной инстанции недопустим поворот к худшему, суд может лишь применить к осужденному закон о менее тяжком преступлении или смягчить назначенное наказание. Это правило применимо в равной степени и к осужденным, которые не подавали надзорной жалобы.

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько лиц, суд не вправе отменить приговор, определение, постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорная жалоба или представление не принесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.

Прекращение производства по делу в надзорной инстанции производится по общим основаниям, предусмотренными статьями 24-28 УПК. В случае полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренными п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК, осужденный имеет право на реабилитацию (п. 4 ст. 133 УПК).

Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции в своем решении должен указать, в суд какой инстанции возвращается дело. После отмены приговора мирового судьи дело не может быть направлено в мировой суд, а рассматривается районным судьей, на решение которого апелляционная жалоба не подается.

<opentest7< font="">Указание суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении уголовного дела судом нижестоящей инстанции. Эти указания могут быть направлены на восполнение пробелов судебного следствия путем проведения дополнительных допросов, экспертиз и других процессуальных действий, на устранение нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили законные права участников судопроизводства и повлияли (или могли повлиять) на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора.</opentest7<>

В случае невыполнения указаний суда надзорной инстанции нижестоящим судом при повторном рассмотрении дела, судебное решение подлежит отмене по жалобе или представлению прокурора.

При отмене судебного решения нижестоящей надзорной инстанции и признания законными и обоснованными вынесенные по делу решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, вышестоящая надзорная инстанция принимает окончательное решение без передачи дела на новое рассмотрение в порядке надзора.

<quest16< font="">Вместе с тем, отменяя вступившие в законную силу судебные решения, суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, предрешать вопросы о доказанности или не доказанности обвинения, о достоверности или не достоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими, а также принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания. Недопустимы указания, направленные на нарушение судом принципа состязательности, в частности на суд не может быть возложена обязанность собирать новые доказательства, если об этом не ходатайствуют стороны.</quest16<>

Это правило основано на принципах независимости судей и справедливости судебного разбирательства, на положениях ст. 17 УПК, в силу которых судьи оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью, кроме того на требованиях главы 11 УПК, определяющей условия и порядок доказывания по уголовному делу.

Запрет для суда надзорной инстанции устанавливать или считать доказанными факты, не установленные в приговоре или отвергнутые им, не лишает этот суд возможности дать иную, чем в приговоре, правовую оценку установленным в нем фактам и принять в связи с этим решение, улучшающее положение осужденного, например, снизить назначенное осужденному наказание, применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, или прекратить уголовное дело.

Отменяя определение суда кассационной инстанции, вышестоящий суд не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Если при судебном рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер (ч. 4 ст. 29 УПК).

Надзорные жалобы (представления) на судебные решения, вынесенные после отмены предыдущих решений надзорной инстанцией, приносятся и рассматриваются в общем порядке, тем же судом надзорной инстанции в прежнем составе, независимо от того, по каким мотивам были отклонены первоначальные судебные решения.

В случае отмены приговора и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо возвращения уголовного дела прокурору суд надзорной инстанции обязан решить вопрос об избрании меры пресечения.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу суд надзорной инстанции должен руководствоваться общими положениями, закрепленными в уголовно-процессуальном законе, исходя из того, что заинтересованные лица (при условии, что они извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела) осведомлены относительно характера решений, принимаемых судом надзорной инстанции, в том числе и о возможности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.