§ 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
<quest4< font="">Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие предусмотренных законом поводов и основания. Под поводом для возбуждения уголовного дела понимаются те источники, из которых органы, возбуждающие уголовное дело, получают сведения о преступлении. Основание – это достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления в событии, о котором стало известно органам дознания, дознавателю, следователю, начальнику следственного отдела, а также прокурору.</quest4<>
Согласно статье 140 УПК, поводами для возбуждения уголовного дела служат:
заявление о преступлении;
явка с повинной;
сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Рассмотрим последовательно каждый из этих поводов.
1. Заявление о преступлении. Оно может быть сделано в устном или письменном виде. Устные заявления должны оформлятьсяпротоколом (приложение 2 к статье 476 УПК). Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания (часть 4 статьи 141 УПК).
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 УПК, т.е. в этом случае лицом, получившим сообщение о преступлении, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (часть 2 статьи 141 УПК). Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (части 7 статьи 141 УПК). Если в анонимном заявлении имеется сообщение о готовящихся или совершенных преступлениях, то оно направляется без регистрации в правоохранительные органы по принадлежности, чтобы те осуществили проверку такого анонимного заявления в порядке проведения оперативно-розыскной деятельности. Если в результате этой проверки будут установлены признаки преступления, то поводом к возбуждению уголовного дела станет пункт 3 части 1 статьи 140 УПК, т.е. «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».
В статье 141 УПК прямо не предусмотрено, что заявление о преступлении может быть сделано не только гражданином, который подает заявление от своего имени, но и лицом, действующим от имени организации, учреждения, государственного органа.
В этой связи надо указать на то, что глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» предусматривает, что если деяние, предусмотренное этой главой УК, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Следовательно, заявление такой организации может поступить в компетентные органы государства за подписью руководителя этой организации или его заместителя с просьбой о возбуждении уголовного дела.
Во-вторых, сообщения о некоторых совершенных преступлениях являются обязанностью соответствующих должностных лиц и они должны о них сообщать в компетентные органы государства, имеющие полномочия на возбуждение уголовного дела. Так, например, согласно Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел РФ, при поступлении (обращении) в лечебно-профилактическое учреждение граждан с телесными повреждениями насильственного характера все лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, должны незамедлительно сообщать «в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии». Указанной инструкцией аналогичная обязанность предусмотрена для лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
Есть и другие случаи обязательного информирования компетентных органов; к примеру, работники паспортных служб сообщают об утере гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении, работники дорожно-патрульной службы – о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях, работники подразделений вневедомственной охраны – о срабатывании приборов охранной сигнализации, работники государственной пожарной службы – о пожарах и возгораниях и др.3
Поводом для возбуждения уголовных дел частного или частно-публичного обвинения (части 2, 3 статьи 20 УПК) может быть, по общему правилу, только заявление потерпевшего. Однако прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (часть 4 статьи 20 УПК). В этих случаях прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего (часть 3 статьи 21 УПК).
Возбуждение уголовного дела частного обвинения имеет и другую особенность: такие дела возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем непосредственно в суд (часть 6 статьи 144, часть 1 статьи 318 УПК), если потерпевшему известна личность лица, совершившего преступление. Если же пострадавшему в результате преступления лицу не известна личность виновного, то прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять по заявлению пострадавшего необходимые меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальном законном порядке (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 года №7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска»).
В случае смерти потерпевшего уголовное дело частного обвинения возбуждается путем подачи заявления его близким родственником. Если дело в защиту прав беспомощного потерпевшего возбуждает прокурор, то он направляет уголовное дело для производства предварительного расследования (части 2, 3 статьи 318 УПК).
Большинство заявлений граждан, учреждений, организаций, объединений поступает в органы МВД РФ, которые обязаны, как и другие органы дознания, дознаватели следователи и прокурор принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, установленной УПК, принять по нему решение (часть 1 статьи 144 УПК).
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений совместным Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 утверждены и введены в действие:
Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение № 1). Следует отметить, что согласно пункту 3 этого Типового положения, утвердившие его федеральные органы с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью, не противоречащие федеральным законам и Типовому положению;
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение № 2);
Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение № 3);
статистические карточки (приложение № 4):
форма № 1 - статистическая карточка на выявленное преступление;
форма № 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления;
форма № 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;
форма № 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела;
форма № 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
форма № 5 - о потерпевшем;
форма № 6 - о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции;
приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения.
Главному военному прокурору, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, начальнику Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел РФ, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел по субъектам РФ приказано обеспечить сбор и обработку учетных документов, формирование на их основе статистической информации о состоянии преступности, а также контроль за ее достоверностью и своевременностью представления в Главный информационно-аналитический центр МВД.
В соответствии с частью 4 статьи 144 УПК, заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК.
Пункты 12 и 13 упомянутого ранее Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях требуют, чтобы должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ (далее – уведомление) о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (данное положение не распространяется на судей). Образцы бланков талона-корешка и талона-уведомления приведены в приложении к Типовому положению. Бланки уведомлений и их корешки являются документами строгой отчетности. Заполненные корешки уведомлений сдаются должностным лицом, принявшим сообщение о преступлении, должностному лицу, осуществившему регистрацию этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи уведомления заявителю).
В свою очередь, пункт 23 Типового положения требует отражать в особой книге – книге регистрации сообщений – такие сведения, как: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; должностное лицо, его принявшее; номер уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.). Книга регистрации сообщений является документом строгой отчетности и хранится в органе, в котором она велась, не менее трех лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.
Такие требования призваны снизить количество укрываемых от учета заявлений о преступлении.
2. Явка с повинной. Под явкой с повинной следует понимать добровольное устное или письменное заявление лица о совершенном им преступлении, сделанное должностному лицу компетентного органа государства, уполномоченного принимать заявления о совершенном или готовящемся преступлении. Явка с повинной не только является одним из поводов к возбуждению уголовного дела, но может быть обстоятельством для смягчения наказания при постановлении приговора (пункты «и» и «к» части 1 статьи 61 УК). Кроме того, явка с повинной иногда может стать основанием для прекращения уголовного преследования (статья 75 УК и статья 28 УПК).
Поэтому правильное и обоснованное признание явки с повинной в соответствии с условиями, предусмотренными в УК и УПК, является совершенно необходимым для осуществления уголовного преследования и справедливого наказания виновного.
Обязательным условием явки с повинной является добровольность сделанного заявления о совершении преступления лицом, явившимся с повинной к должностным лицам компетентных государственных органов (часть 1 статьи 142 УПК).
Нельзя признать наличие явки с повинной, если виновный заявляет о совершенном преступлении, заведомо зная о своем разоблачении. В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 11 января 2007 года «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» специально разъясняется: явка с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, учитывается в тех случаях, когда лицо в устном или письменном виде добровольно сообщило органу, осуществляющему уголовное преследование, о совершенном им или с его участием преступлении.
Согласно части 2 статьи 142 УПК, заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается самим заявителем и лицом, принявшим заявление (см. приложение 3 к статье 476 УПК). Если явка с повинной поступила в письменной форме, то в случае необходимости уточнений и дополнений возможно составление протокола о явке с повинной.
3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Назвав такое сообщение в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, законодатель не конкретизировал понятие «иные источники».
Во-первых, в случае получения информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий о совершенном или готовящемся преступлении надо иметь в виду, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года №144-ФЗ (далее – Закон об ОРД), служить поводом к возбуждению уголовного дела. Они представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и в соответствии с требованиямиИнструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 года №175/226/336/201/286/410/56 и Временной инструкции о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом ФСКН России от 12 мая 2006 года №147.
Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах). К этим документам могут прилагаться предметы и документы, полученные для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также такие результаты оперативно-розыскных мероприятий, которые зафиксированы на материальных носителях (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотосъемках и др.).
Во-вторых, поводом к возбуждению уголовного дела следует считать заметки, статьи и иные сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, опубликованные средствами массовой информации, что прямо вытекает из текста части 2 статьи 144 УПК. Речь идет о средствах массовой информации, которые не могут быть сведены только к статьям и заметкам, опубликованным в газетах и журналах. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» под такими средствами понимаются периодическое печатное издание, радиопрограмма, телевидеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Согласно части 2 статьи 144 УПК, по сообщению, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. По требованию прокурора, следователя или органа дознания редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Однако в соответствии со статьей 41 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция обязана назвать лицо, представившее сведения, когда такое требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве уголовным делом.
Помимо указанных поводов к возбуждению уголовного дела, полученных из «иных источников», необходимо указать на непосредственное обнаружение органом дознания, дознавателем, следователем и прокурором признаков преступления в тех случаях, когда они обнаруживают признаки преступления без каких-либо заявлений или сообщений о его совершении. Например, прокурор в ходе выполнения своих функций вправе «требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушения закона и др.» (статья 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17 января 1992 года в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 года). Органы милиции вправе входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках (статья 11 Закона Российской Федерации «О милиции» №1026-1 от 18 апреля 1991 года).
Непосредственное обнаружение работниками органов дознания, следователем и прокурором, безусловно, является поводом к возбуждению уголовного дела, которое подпадает под понятие повода, закрепленного в пункте 3 части 1 статьи 140 УПК.
В соответствии со статьей 143 УПК, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления(приложение 1 к ст. 476 УПК). В этом рапорте отражается содержание сообщения о деянии, содержащем признаки преступления, и указывается источник получения информации об этом, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение, ставится его подпись и дата.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Понятие уголовного процесса и источники уголовно-процессуального права
- § 1. Конституция Российской Федерации и российский уголовный процесс
- § 2. Из истории российского уголовного процесса
- § 3. Понятие и задачи уголовного процесса
- § 4. Уголовный процесс и правосудие
- § 5. Система уголовного процесса
- § 6. Уголовно-процессуальное право
- § 7. Уголовно-процессуальное право в системе российского права
- § 8. Уголовно-процессуальные отношения
- § 9. Субъекты уголовно-процессуальных отношений
- § 10. Уголовно-процессуальная форма
- § 11. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования
- § 12. Уголовно-процессуальные гарантии
- § 13. Наука уголовного процесса
- § 14. Уголовно-процессуальная политика и уголовный процесс
- § 15. Понятие, форма и содержание уголовно-процессуального закона
- § 16. Действующее уголовно-процессуальное законодательство
- § 17. Понятие, виды и структура уголовно-процессуальных норм
- § 18. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Тема 2. Принципы уголовного процесса
- § 1. Понятие и система принципов уголовного процесса
- § 2. Принцип законности
- § 3. Принцип публичности
- § 4. Принцип осуществления правосудия только судом
- § 5. Принцип независимости судей и подчинение их только закону
- § 6. Принцип уважения чести и достоинства личности
- § 7. Принцип неприкосновенности личности
- § 8. Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
- § 9. Принцип неприкосновенности жилища
- § 10. Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
- § 11. Принцип презумпции невиновности обвиняемого
- § 12. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела
- § 13. Принцип состязательности
- § 14. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- § 15. Принцип свободы оценки доказательств
- § 16. Принцип государственного языка судопроизводства
- § 17. Принцип права на обжалование процессуальных действий и решений
- § 18. Принцип осуществления уголовного судопроизводства на началах равенства граждан перед законом и судом
- § 19. Принцип гласности
- § 20. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 3. Участники уголовного процесса
- § 1. Участники уголовного процесса, их классификации
- § 2. Суд как участник уголовного процесса
- § 3. Участники уголовного процесса со стороны обвинения
- § 4. Участники уголовного процесса со стороны защиты
- § 5. Иные участники уголовного процесса
- § 6. Обстоятельства, исключающие участие в судопроизводстве
- Тема 4. Доказательства в уголовном процессе
- § 1. Теория доказательств и доказательственное право
- § 2. Предмет и пределы доказывания
- § 3. Понятие и свойства доказательств
- § 4. Классификация доказательств
- § 5. Процесс доказывания: собирание, проверка и оценка доказательств
- § 6. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
- § 7. Показания подозреваемого, обвиняемого
- § 8. Показания потерпевшего, свидетеля
- § 9. Заключение и показания эксперта
- § 10. Заключение и показания специалиста
- § 11. Вещественные доказательства
- § 12. Протоколы следственных и судебных действий
- § 13. Иные документы
- Тема 5. Меры процессуального принуждения
- § 1. Меры процессуального принуждения и их виды
- § 2. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения
- § 3. Понятие, цели и основания применения мер пресечения
- § 4. Виды мер пресечения
- § 5. Иные меры процессуального принуждения
- Тема 6. Процессуальные акты, сроки и издержки. Реабилитация
- § 1. Ходатайства
- § 2. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
- 1. Общие вопросы права обжалования в уголовном процессе
- 2. Порядок рассмотрения жалобы прокурором
- 3. Судебный порядок рассмотрения жалоб
- 4. Порядок направления жалобы подозреваемого, обвиняемого, находящегося под стражей
- 5. Жалобы на приговоры, определения, постановления судов
- § 3. Процессуальные сроки
- § 4. Процессуальные издержки
- § 5. Реабилитация
- § 6. Процессуальные документы: понятие, значение и виды
- Тема 7. Досудебное производство Глава 1. Возбуждение уголовного дела
- § 1. Понятие, конкретные задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела
- § 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
- § 3. Проверка поводов и основания и порядок возбуждения уголовного дела
- § 4. Отказ в возбуждении уголовного дела
- Глава 2. Предварительное расследование
- § 1. Сущность, задачи и значение предварительного расследования
- § 2. Общие условия предварительного расследования
- Глава 3. Следственные действия
- § 1. Понятие следственных действий, их виды и общие условия производства
- § 2. Осмотр
- § 3. Освидетельствование
- § 4. Следственный эксперимент
- § 5. Обыск
- § 6. Выемка
- § 7. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
- § 8. Контроль и запись переговоров
- § 9. Допрос
- § 10. Очная ставка
- § 11. Проверка показаний на месте
- § 12. Предъявление для опознания
- § 13. Производство судебной экспертизы
- Глава 4. Привлечение лица в качестве обвиняемого
- § 1. Основания для привлечения лица в качестве обвиняемого и значение этого акта
- § 2. Предъявление обвинения
- § 3. Допрос обвиняемого
- § 4. Изменение и дополнение обвинения
- Глава 5. Приостановление и возобновление предварительного следствия
- § 1. Приостановление предварительного следствия
- § 2. Возобновление приостановленного предварительного следствия
- Глава 6. Окончание предварительного следствия
- § 1. Окончание предварительного следствия
- § 2. Порядок окончания предварительного следствияс обвинительным заключением
- Глава 7. Обвинительное заключение
- Глава 8. Надзор прокурора за соблюдением законности в досудебных стадиях
- § 1. Надзор прокурора за соблюдением законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
- § 2. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением
- Глава 9. Дознание
- § 1. Дознание как форма предварительного расследования
- § 2. Органы дознания, их процессуальные полномочия
- § 3. Особенности производства дознания
- § 4. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом
- Тема 8. Особые и отдельные виды производства Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
- § 1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, его правовая основа и формы. Интерпол
- § 2. Исполнение запросов о правовой помощи по уголовным делам
- § 3. Направление материалов для осуществления уголовного преследования
- § 4. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
- Часть 4 статьи 460 упк устанавливает требования, которым должен отвечать направляемый запрос о выдаче. В нем должны содержаться:
- § 5. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
- Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
- § 1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
- § 2. Принятие решения о возбуждении уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц либо о привлечении их в качестве обвиняемых
- § 3. Задержание отдельных категорий лиц, избрание им меры пресечения и производство с их участием отдельных следственных действий
- § 4. Направление уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц в суд и его судебное рассмотрение
- Производство о применении принудительных мер медицинского характера
- § 1. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера
- § 2. Возбуждение уголовного дела и предварительное следствие о запрещенных уголовным законом деяниях лиц, страдающих психическими расстройствами
- § 3. Производство в суде
- Исполнение приговора
- § 1. Понятие и значение стадии исполнения приговора
- § 2. Порядок вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению
- § 3. Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора, и порядок их разрешения
- Особенности производства у мирового судьи
- § 1. История мировой юстиции в России
- § 2. Особенности статуса мирового судьи, понятие и основные черты судопроизводства, подсудного мировому судье
- § 3. Подсудность дел мировому судье
- § 4. Особенности производства по делам частного обвинения
- § 5. Порядок рассмотрения уголовных дел публичного и частно -публичного обвинения
- Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
- Тема 9. Производство в суде Производство в надзорной инстанции. Возобновление производства по уголовному делу ввиду ноовых или вновь открывшихся обстоятельств
- § 1. Общая характеристика стадии пересмотра вступивших в законную силу решений в порядке надзора
- § 2. Принесение надзорных жалоб и представлений
- § 3. Производство в суде надзорной инстанции
- § 4. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
- § 5. Пределы прав надзорной инстанции
- § 6. Сущность, задачи и значение стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
- § 7. Основания и сроки возобновления производства
- § 8. Возбуждение производства
- § 1. Понятие, задачи и значение стадии апелляционного производства
- § 2. Основные черты апелляционного производства:
- § 3. Апелляционные основания
- § 4. Субъекты и порядок апелляционного обжалования
- § 5. Производство в апелляционной инстанции
- § 6. Решения суда апелляционной инстанции
- § 1. Понятие подсудности и ее значение
- § 2. Признаки подсудности
- § 3. Подсудность уголовных дел составам суда
- § 4. Передача уголовного дела по подсудности, недопустимость споров о подсудности
- § 1. Сущность и значение кассационного производства
- § 2. Субъекты кассационного обжалования
- § 3. Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
- § 4. Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
- § 5. Решения, принимаемые судом кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции при отмене приговора и проведении нового судебного разбирательства
- § 1. Назначение судебного заседания
- 1.1 Назначение судебного заседания: понятие, задачи и значение стадии
- 1.2. Процессуальный порядок назначения судебного заседания судьей без проведения предварительного слушания
- 1.3 Процессуальный порядок назначения судебного заседания судьей по результатам предварительного слушания
- 1.4. Подготовка к судебному заседанию после его назначения
- § 2. Понятие, значение и общие условия судебного разбирательства
- § 3. Процессуальный порядок судебного разбирательства в суде первой инстанции
- 3.1. Подготовительная часть судебного разбирательства
- 3.2. Судебное следствие
- 3.3. Прения сторон и последнее слово подсудимого
- § 4. Приговор
- 4.1. Сущность и значение приговора
- 4.2. Виды приговоров
- 4.3. Процессуальный порядок постановления приговора
- 4.4. Структура и содержание приговора