logo
УМК Уголовный процес 2012

§ 6. Уголовно-процессуальное право

Значимость уголовно-процессуальной деятельности, направленной на реализацию уголовной ответственности как наиболее острой формы государственного принуждения, возможность применения процессуальных мер принуждения не только в результате, но уже и в ходе процесса, и по отношению не только к обвиняемым, но и к другим вовлекаемым в процессуальную деятельность лицам, необходимость обеспечения при этом достаточно надежных гарантий законности требуют, чтобы сама правоприменительная уголовно-процессуальная деятельность строго регламентировалась законом. Система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере уголовно-процессуальной деятельности при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел, образует уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное право является самостоятельным структурным элементом системы российского права. Основные свойства, черты и принципы, гуманистическая направленность и демократизм, присущие праву России в целом, находят свое отражение и в уголовно-процессуальном праве.

Регулирующее воздействие уголовно-процессуального права осуществляется через систему уголовно-процессуальных отношений, участники которых действуют в пределах предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей, вследствие чего сама деятельность участвующих в процессе лиц является результатом осуществления прав или выполнения обязанностей. Уголовно-процессуальные отношения являются объектом правового регулирования, а уголовно-процессуальная деятельность выступает в качестве предмета такого регулирования. Методом уголовно-процессуального регулирования является установление в нормах определенных предписаний, дозволений и запретов, относящихся к поведению участников процесса. При этом наиболее характерным для уголовно-процессуального регулирования является предписание, определяющее единственно возможный при данных условиях способ поведения участника процесса (например, при наличии повода и основания следователь возбуждает уголовное дело – статья 146 УПК; дознаватель обязан рассмотреть заявленное ходатайство – статья 159 УПК; рассмотрении дела в судебном заседании должно быть начато в установленный срок – статья 233 УПК).

Помимо непосредственных прав и обязанностей участников процесса нормы уголовно-процессуального права формулируют задачи ипринципы уголовного процесса, определяют последовательность и форму процессуальных действий, закрепляют понятие судебныхдоказательств и способы их собирания, проверки и оценки, систему гарантий не только правосудия в целом, но также прав и законных интересов отдельных лиц, регламентируют ряд других важнейших положений уголовно-процессуальной деятельности. Социальная значимость уголовно-процессуального права определяется его назначением служить вместе с уголовным правом задачам охраны государственного и общественного строя, прав и защищаемых законом интересов граждан путем осуществления борьбы с преступностью как социальным явлением.

<quest6< font="">Источниками уголовно-процессуального права являются:</quest6<>

  1. Конституция Российской Федерации. Конституция, закрепляя права, свободы и обязанности граждан, основы государственного и общественного строя России, является юридической основой российского уголовно-процессуального законодательства, как и других отраслей права. Основные принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры закреплены на конституционном уровне. Конституционные положения о правах и свободах граждан имеют существенное значение для уголовно-процессуального права. В соответствии с Конституцией России (статья 71 Конституции) уголовно-процессуальное законодательство относится к ведению Российской Федерации.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ). Согласно части 1 статьи 1 УПК порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается именно этим Кодексом, основанным на Конституции России.

  3. Федеральные законы. Хотя именно УПК РФ является основным и систематизированным нормативным актом, регламентирующим порядок производства по уголовным делам, отдельные нормы иных федеральных законов также имеют процессуальное значение.

К числу таких законов относятся федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года №2202-1 в ред. федерального закона от 17 ноября 1995 года №168-ФЗ, регламентирующий формы и методы прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства, федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №63-ФЗ, установивший порядок приобретения и прекращения статуса адвоката, его полномочия и обязанности, федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года №144-ФЗ, закрепивший пути использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, и целый ряд других законов.

Некоторые нормативные акты в целом предназначены для того, чтобы регулировать весьма отдаленные от уголовного судопроизводства отношения, однако в них есть нормы, важные в процессуальном смысле. Например, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

  1. Согласно части 4 статьи 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Ряд международно-правовых документов содержит нормы уголовно-процессуального характера. Например, согласно части 2 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года каждому арестованному должны сообщаться при аресте причины его ареста. Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Большое значение имеют также двух- и многосторонние договоры Российской Федерации с другими государствами о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам. Так, часть 1 статьи 453 УПК предусматривает при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий право суда, прокурора, следователя вносить запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. В международных договорах определяются объем и виды правовой помощи по уголовным делам, возможности применения процессуального законодательства договаривающихся стран и т. д.

Согласно статье 104 Конституции России Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Верховный Суд РФ имеет право в соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (статья 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Однако ни разъяснения Верховного Суда РФ, ни указания Генерального прокурора РФ не являются источниками права, так как не создают новые нормы права, а толкуют действующее законодательство.

В соответствии со статьей 125 Конституции нашей страны Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Закон или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Однако такие решения Конституционного Суда также не могут рассматриваться в качестве источников права. Пробел, возникший при признании той или иной нормы неконституционной, должен восполняться законодателем.