logo
УМК Уголовный процес 2012

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

Общие положения рассмотрения дел судом присяжных

<quest1_opentest1< font="">В России суд присяжных был учрежден Судебными уставами 1864 г. и существовал до революции 1917 г. Он был возрожден в 1993 г. принятием Закона РФ от 16 июля 1993 г. № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях <closetest1< font="">Законодатель предусмотрел поэтапное введение суда присяжных. С 01 ноября 1993 г Постановлением Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. суд присяжных введен в пяти регионах Российской Федерации (в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) и с 1 января 1994 г. - еще в 4 регионах (Алтайский и Краснодарский края, Ростовская и Ульяновская области).</closetest1<></quest1_opentest1<>

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 г. в редакции от 27.12.2006 г. предусмотрено дальнейшее распространение суда присяжных на территории РФ.

Право на рассмотрение уголовных дел с участием присяжных гарантировано Конституцией РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство в предусмотренных законом случаях осуществляется с участием присяжных заседателей, а часть 2 ст. 20 Конституции РФ предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни лишь при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных.

<quest2< font="">Поэтапное введение суда присяжных в Российской Федерации породило неравные условия при рассмотрении уголовных дел.Конституционный Суд РФ в постановление от 02. 02. 1999 г. № 3 - П признал недопустимым назначение наказания в виде смертной казни до принятия и введения в действие федерального закона, обеспечивающего право на рассмотрение дела судом присяжных каждому обвиняемому в преступлении, за совершении которого предусмотрена смертная казнь..</quest2<>

<closetest2_quest3< font="">Производство в суде присяжных согласно ст. 324 УПК осуществляется в общем порядке с учетом особенностей, содержащихся в главе 42 УПК.</closetest2_quest3<>

Каковы основные особенности судопроизводства в суде присяжных.

<quest4< font="">В данной процессуальной форме в рассмотрении уголовного дела и принятии по нему решения участвует как профессиональный судья (судья права), председательствующий в судебном заседании, так и граждане – присяжные заседатели (судьи непрофессиональные, судьи факта). При рассмотрении уголовного дела разграничивается компетенция между профессиональным судьей и присяжными заседателями.</quest4<>

<opentest2< font="">Присяжные заседатели разрешают вопросы факта и отвечают на вопросы: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, доказано ли, что деяние совершено подсудимым, виновен ли подсудимый в совершении преступления,<closetest3< font="">заслуживает ли он снисхождения в случае признания его виновным.</closetest3<></opentest2<>

Права и обязанности присяжных заседателей определены в ст. 333 УПК

Присяжные заседатели вправе участвовать в исследовании всех обстоятельств дела, относящихся к их компетенции, принимать участие в производстве всех действий, проводимых в ходе судебного разбирательства. <closetest4< font="">С участниками уголовного процесса они общаются через председательствующего. Они заранее не знакомятся с материалами дела, а получают информацию непосредственно в ходе судебного следствия.<quest5< font="">Некоторые вопросы в ходе судебного заседания, разрешаются в их отсутствие, например, ходатайства о признании доказательств недопустимыми.</quest5<></closetest4<>

Присяжные заседатели могут просить председательствующего разъяснить им нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание исследованных в суде документов, а также иные вопросы, они могут вести собственноручные записи и пользоваться ими в совещательной комнате при вынесении вердикта.

В то же время, они не вправе отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела, высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта, общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого дела, собирать сведения по рассматриваемому делу вне судебного заседания, нарушать тайну совещания.

Председательствующий предупреждает их , что в случае нарушения указанных требований, нарушитель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении дела и заменен запасным присяжным заседателем .<opentest4< font="">За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в размере до 25 МРОТ.</opentest4<>

Профессиональный судья, председательствующий по уголовному делу, разъясняет присяжным заседателям права и обязанности.

Профессиональный судья, в свою очередь, разрешает правовые вопросы. Он устанавливает юридическую квалификацию содеянного, в соответствии вердиктом и установленными судом по делу обстоятельствами, которые исследуются как с участием присяжных , так и в их отсутствие, и требуют собственно юридической оценки, назначает наказание, разрешает гражданский иск и иные юридические вопросы. К его компетенции относится организация и проведение судебного разбирательства.

Судебное разбирательство с участием присяжных заседателей делится на две части. <quest6< font="">Первая часть включает процессуальную деятельность до постановления вердикта и проводится с участием присяжных заседателей.  <quest7< font="">Вторая часть - деятельность суда после провозглашения вердикта, проводится без участия присяжных, <quest8< font="">на этом этапе разрешаются правовые вопросы, относящиеся к компетенции профессионального судьи.</quest8<></quest7<></quest6<>

При принятии решения присяжные заседатели, в отличие от профессионального судьи, не обязаны его мотивировать. Присяжным не нужно обосновывать свои выводы. Этим, в частности, обеспечивается самостоятельность и независимость их суждений.

Особенности проведения предварительного слушания

<quest9< font="">Право заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных возникает при ознакомлении обвиняемого с материалами дела и до назначения судебного заседания (ст. 231 УПК). В этом случае следователь разъясняет обвиняемому не только право ходатайствовать о его рассмотрении дела судом присяжных, но и иные права обвиняемого, а также особенности рассмотрения дела этим судом и порядок обжалования судебного решения. Если ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных не заявлено, дело подлежит рассмотрению судом в порядке ст. 30 УПК. Вопрос о назначении судебного заседания может решаться лишь по истечении 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения, поскольку согласно части 3 статьи 229 УПК РФ после направления дела в суд стороны, в том числе и обвиняемый, в течение 3 суток со дня получения копии обвинительного заключения вправе ходатайствовать о проведении предварительного слушания. По смыслу части 5 статьи 231 УПК РФ обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании, о проведении которого заявлено ходатайство им или другими участниками процесса по иным основаниям, предусмотреннымчастью 2 статьи 229 УПК РФ.</quest9<>

<quest10< font="">Когда по делу привлекается несколько обвиняемых и один или несколько из них отказываются от рассмотрения дела судом присяжных, то следователь решает вопрос о возможности выделения уголовного дела в отношении них отдельное производство. При невозможности без ущерба для полноты и объективности исследования обстоятельств дела выделения уголовного дела в отдельное производство, оно подлежит рассмотрению судом присяжных в отношении всех обвиняемых (ч. 5 ст. 217 УПК). При участии в деле нескольких обвиняемых, которым были разъяснены права, предусмотренные частью 5 статьи 217 УПК РФ, и один из них обращается с ходатайством о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей после направления дела в суд, а другие отказываются от такой формы судопроизводства, судья, руководствуясь частью 2 статьи 325 УПК РФ, назначает дело к рассмотрению в суде с участием присяжных заседателей.</quest10<>

Предварительное слушание проводится в порядке, установленном главой 34 УПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 325 УПК. Постановление судьи о назначении уголовного дела к слушанию с участием присяжных является окончательным. В последствие отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных не принимается. . С учетом требований части 1 статьи 234 ичасти 2 статьи 265 УПК РФ предварительное слушание не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения. В силу части 3 статьи 234 и статьи 325 УПК РФ предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого лишь при наличии его ходатайства об этом и данных о том, что он подтверждает ранее заявленное ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей либо отказывается от него. В случае изменения прокурором обвинения в ходе предварительного слушания, в результате которого изменяется подсудность, судья своим постановлением направляет дело по подсудности в соответствии с частью 5 статьи 236 УПК РФ. Полный отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства в соответствии со статьей 239 УПК РФ влечет за собой прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотреннымпунктами 1 и 2 части 1 статьи 24 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 УПК РФ.

В постановлении о назначении судебного заседания помимо вопросов, предусмотренных ст. 231 УПК, <opentest5< font="">определяется количество кандидатов [ не менее двадцати ] в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание .</opentest5<>

В процессе предварительного слушания может быть рассмотрен вопрос о признании доказательств недопустимыми. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при отправлении правосудия недопустимо использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Аналогичная норма сформулирована в ч. 1 ст. 75 УПК. Для судопроизводства с участием присяжных заседателей указанные положения закона имеют особое значение. Их использование направлено на то, чтобы исключить возможность влияния недопустимых доказательств на формирование убеждения присяжных заседателей по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Ходатайство стороны о признании доказательства недопустимым рассматривается в порядке, определенном ст. 235 УПК (для обычной формы судопроизводства). В соответствии с ч. 6 ст. 235 УПК стороны либо иные участники судебного заседания не вправе сообщать присяжным заседателям о доказательствах, исключенных по решению суда.

Особенности подготовительной части судебного разбирательства, судебного следствия и прений сторон

Подготовительная часть судебного разбирательства проводится в порядке, установленном главой 36 УПК. Помимо прав, которые обычно разъясняются сторонам, председательствующий разъясняет им право заявления мотивированного отвода присяжному заседателю, а также право подсудимого, защитника и государственного обвинителя на два немотивированных отвода. Сторонам также разъясняется право вносить предложения при формулировке вопросов, разрешаемых присяжными, заявлять возражения по поводу содержания напутственного слова председательствующего и другие.

Секретарь судебного заседания или помощник судьи докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели. Если их явилось менее двадцати, то дается указание о дополнительном вызове кандидатов в присяжные заседатели (ч. 3 ст. 327 УПК ). Списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашнего адреса вручаются сторонам .

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей определен ст. 328 УПК и осуществляется в закрытом судебном заседании.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

  1. не достижения к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; при наличии непогашенной или неснятой судимости; признания судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состояния на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

  2. подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

    1. лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

    2. лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

    3. лицом, достигшим возраста 65 лет;

    4. лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

    5. военнослужащим;

    6. судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    7. священнослужителем.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели в соответствие не могут быть лица:

  1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

  2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;

  3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

  4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

  2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

  3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 113-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации. Число граждан, включенных в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, составляет не более одной четвертой числа кандидатов, подлежащих включению в основной список.

Списки кандидатов для окружных (флотских) военных судов также составляются высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего военного суда.

Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели , об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

Из списков кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной выборки осуществляют предварительный отбор присяжных заседателей.

Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором представляется сам, представляет стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства. Он разъясняет кандидатам в присяжные заседатели стоящие перед ними задачи, условия их участия в рассмотрении уголовного дела, обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы. Далее председательствующий опрашивает кандидатов по поводу обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении уголовного дела.

В соответствии с ч 2. ст. 34 ФЗ № 113-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

  2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;

  3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

  4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

  2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

  3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

От обязанностей присяжного заседателя председательствующий освобождает каждого, чья объективность и беспристрастность вызывает сомнения вследствие незаконного воздействия, предвзятого мнения, знания обстоятельств дела из непроцессуальных и прочих источников.

По заявленным самоотводам председательствующий принимает решение с учетом мнения сторон.

Затем сторонам предлагается реализовать право на мотивированный отвод. Основания для отвода могут быть установлены с помощью задаваемых сторонами вопросов. В соответствии с ч. 8 ст. 328 УПК первой проводит опрос кандидатов сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимой стороной, устанавливается по договоренности между ними.

После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в соответствии со списком. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию в рассмотрении дела (ч. 10 ст. 328 УПК).

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их.

Мотивированные отводы, заявленные сторонами, разрешаются председательствующим без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он может также довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели (ч. 11 ст. 328 УПК)

Если после этой процедуры кандидатов в присяжные заседатели осталось менее восемнадцати, производится их дополнительный вызов. Если кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

Процедура немотивированного отвода определена в ч.ч. 13-16 ст. 328 УПК. Правом на немотивированный отвод двух кандидатов обладает государственный обвинитель, а также защитник и подсудимый. Сторона обвинения и сторона защиты вправе отвести по два кандидата. Государственный обвинитель заявляет немотивированные отводы первым. При этом он согласовывает свою позицию с иными участниками процесса со стороны обвинения, а подсудимый и защитник - с другими подсудимыми и их защитниками, если их несколько.

В случае недостижения согласия между подсудимыми, немотивированный отвод осуществляется путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если это невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию (ч. 15 ст. 328 УПК).

Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное количество дополнительных немотивированных отводов (ч. 16 ст. 328 УПК).

Ходатайства об отводе присяжных заседателей стороны подают председательствующему в письменной форме, не оглашая их.

Из оставшихся после разрешения отводов кандидатов составляется список, состоящих из двенадцати основных и двух запасных присяжных заседателей, фамилии которых заносятся в протокол судебного заседания. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели осталось менее четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. Вопросы об их отводах и самоотводах рассматриваются в общем порядке.

С учетом характера и сложности рассматриваемого уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

Председательствующий оглашает список присяжных заседателей.

<opentest6< font="">До приведения присяжных заседателей к присяге стороны вправе сделать заявление о тенденциозности состава присяжных. В случае обоснованности такого заявления, председательствующий распускает коллегию и формирует ее вновь. Аргументами стороны в обоснование своей позиции могут быть наличие в составе присяжных исключительно лиц одной национальности при рассмотрении дела в отношении подсудимого иной национальности, то обстоятельство, что жюри, которому следует разрешить дело о преступлении против половой неприкосновенности, состоит только из женщин и прочие.</opentest6<>

<closetest5< font="">Присяжные заседатели дают обязательство о неразглашении государственной или иной охраняемой законом тайне, если она является предметом судебного разбирательства.</closetest5<>

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате избирают открытым голосованием большинством голосов старшину. Старшина руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их просьбам обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.

Статья 329 УПК предусматривает процедуру замены основного присяжного заседателя запасным. Указанная процедура может быть осуществлена только до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта. Если количество выбывших заседателей превышает количество запасных, то судебное разбирательство признается не действительным. В этом случае скамья присяжных формируется заново. В отборе присяжных могут принимать участие и присяжные заседатели, освободившиеся в связи с роспуском коллегии.

Если невозможность участия в судебном заседании кого-либо из присяжных заседателей выявиться во время вынесения вердикта, то состав присяжных заседателей должен выйти в зал судебного заседания произвести доукомплектование коллегии из числа запасных присяжных заседателей и удалиться для дальнейшего обсуждения вердикта (ч. 4 ст. 329 УПК).

Формирование скамьи присяжных заседателей должно производиться в строгом соответствии с законом. Нарушение положений закона может повлечь за собой отмену приговора, вынесенного на основании вердикта, как постановленного незаконным составом суда.

Следующим этапом судебного разбирательства является судебное следствие, которое также имеет некоторые особенности и отличия от обычной формы судебного разбирательства.

Судебное следствие с участием присяжных заседателей делится на два этапа - с участием присяжных и без их участия. Оно начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования доказательств, представляемых стороной обвинения. Предлагаемый им порядок исследования доказательств обязателен для суда.

Защитник излагает согласованную с подсудимым позицию по существу предъявленного обвинения и мнение о порядке исследования доказательств, представляемых стороной защиты.

Судебное следствие состоит из совокупности судебных действий, порядок проведения которых определен главой 37 УПК. Присяжные заседатели задают вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам в письменном виде через председательствующего, который вправе отвести вопрос, если он не относится к делу или некорректен.

Часть обстоятельств дела исследуются в ходе судебного следствия без участия присяжных заседателей. Например, заявленное в ходе судебного следствия ходатайство стороны о признании доказательства недопустимым. На время рассмотрения этого ходатайства присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания. Стороны не вправе сообщать присяжным заседателям о наличии в деле доказательств, признанных недопустимыми. Нарушение данного требования уголовного закона считается существенным и может повлечь за собой отмену приговора.

Части 7 и 8 ст. 235 УПК определяют предмет доказывания, осуществляемого с участием присяжных заседателей. Поскольку присяжные решают вопросы о доказанности деяния, в совершении которого обвиняется подсудимый, доказанности совершения этого деяния подсудимым, виновности подсудимого в совершении преступления, а также вопроса о том, заслуживает ли он снисхождения, в случае признания его виновным, то в их присутствии не исследуются вопросы, относящиеся к компетенции профессионального судьи. К ним относятся факты прежней судимости лица, привлекаемого к уголовной ответственности, факты признания подсудимого хроническим алкоголиком и наркоманом, а также иные данные о личности подсудимого, способные вызвать у присяжных предубеждение.

Часть 8 ст. 235 УПК предусматривает, что с участием присяжных исследуются только такие сведения о личности подсудимого, которые необходимы для установления отдельных признаков состава преступления. Обстоятельства правового характера исследуются после вынесения вердикта председательствующим - профессиональным судьей. Они касаются обстоятельств, связанных с содержанием состава преступления, квалификацией содеянного, признанием в действиях подсудимого рецидива, с назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и иными вопросами.

Прения сторон также делятся на два этапа.

<quest11< font="">На первом этапе прения сторон проводятся в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Участники прений не вправе касаться обстоятельств, исследование которых не относится к компетенции присяжных, ссылаться на доказательства, признанные судом недопустимыми, или не исследованные в ходе судебного следствия.</quest11<>

Если участник прений нарушил эти требования, то председательствующий обязан остановить его и разъяснить присяжным заседателям, что они не должны учитывать данные обстоятельства при вынесении вердикта. Иное поведение председательствующего может привести к отмене приговора. В остальном порядок проведения прений сторон аналогичен порядку, характерному для обычной формы судопроизводства, содержащемуся в ст. 292 УПК РФ. Следует учитывать, что выступления в прениях профессиональных участников судопроизводства – государственного обвинителя и защитника обращены к лицам, не имеющим юридического образования. Соответственно, возрастает роль ораторских навыков выступающих.

На втором этапе прений, после вынесения вердикта, стороны вправе затрагивать любые вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении приговора. При этом они не вправе в своих выступлениях ставить под сомнение правильность вынесенного вердикта.

После выступления в прениях сторонам предоставляется право на выступление с репликой, подсудимому предоставляется последнее слово, которое не может быть ограничено во времени. Реплика и последнее слово также произносятся в два этапа - в присутствии присяжных и без их участия.

Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями

Следующим этапом судебного разбирательства является формулировка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями.

От правильности постановки указанных вопросов в значительной степени зависит правильность их вердикта. На время формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания.

Председательствующий формулирует вопросы в письменном виде и передает их сторонам для того, чтобы они могли высказать по ним свои замечания и внести предложения о постановке новых вопросов. При этом, председательствующий не вправе отказать подсудимому и его защитнику в постановке вопросов о наличии по уголовному делу фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого за содеянное или влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое преступление (ч. 2 ст. 338 УПК). Нарушение данной нормы может повлечь за собой отмену приговора.

Выслушав замечания и предложения сторон, председательствующий в совещательной комнате окончательно формулирует вопросы и вносит их в вопросный лист, который подписывается им, оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных заседателей.

Перед удалением в совещательную комнату присяжные заседатели вправе получить от председательствующего разъяснения по возникшим у них неясностям в связи с поставленными вопросами, не касаясь при этом существа возможных ответов на эти вопросы.

В соответствии со ст. 339 УПК вопросы, которые судья формулирует присяжным заседателям, делятся на основные и частные.

Основными вопросами являются следующие:

В случае признания подсудимого виновным обязательным является вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

В случае совершения подсудимым нескольких преступлений, образующих реальную совокупность, вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения, ставится применительно к каждому деянию. При совершении подсудимым одного преступления или в случае, когда деяние содержит признаки нескольких преступлений (идеальной совокупности), перед присяжными ставится один общий вопрос о снисхождении .Такой же подход присутствует при постановке всех трех основных вопросов. Они ставятся по каждому из деяний, в которых обвиняется подсудимый. При идеальной совокупности преступлений, вопросы присяжным формулируются по деянию в целом, а не по каждому преступлению, а при реальной совокупности - по каждому деянию в отдельности.

В необходимых случаях отдельно ставятся частные вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых преступления не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. Допустима постановка частных вопросов, позволяющих установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ч. 3 ст. 339 УПК ).

Частные вопросы ставятся об обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности, изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности, касаются обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

При постановке частных вопросов, уменьшающих степень вины или влекущих освобождение от уголовной ответственности, недопустима постановка вопросов о виновности других лиц.

Не могут быть также поставлены вопросы, выходящие за пределы предъявленного обвинения или касающиеся обстоятельств, существенно отличающихся от вопросов, сформулированных в обвинительном заключении.

Среди частных вопросов могут быть поставлены такие, которые касаются степени осуществления преступного намерения. При постановке вопросов о причинах, в силу которых преступление не было доведено до конца, судье необходимо вычленить из обвинения фактическую сторону дела (доказано ли, что подсудимый не смог завладеть имуществом, поскольку потерпевший оказал ему сопротивление и т. д.)

Недопустимой является постановка присяжным вопросов правового характера, касающихся квалификации содеянного, формы вины, оценки размера ущерба, оценки должностного положения лица, наличия в действиях рецидива и т.д. В частности, Пленум Верховного Суда РФ указал на недопустимость постановки вопросов присяжным с использованием таких терминов, как умышленное или неосторожное убийство, убийство из хулиганских, корыстных побуждений или с особой жестокостью, умышленное убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, при превышении пределов необходимой обороны и т. п. Вопросы, подлежащие разрешению, ставятся в отношении каждого подсудимого отдельно в понятных присяжным заседателям формулировках

Напутственное слово председательствующего

Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий обращается к ним с напутственным словом.

Цель произнесения напутственного слова - помочь присяжным в вынесении справедливого вердикта, не высказывая при этом собственного мнения по вопросам, поставленным в вопросном листе.

Содержание напутственного слова председательствующего определено в ст. 340 УПК. В нем приводится содержание обвинения, разъясняется позиция обвинения и защиты, приводятся исследованные в ходе судебного заседания доказательства, представленные как стороной обвинения, так и стороной защиты.

Обвинение приводится в том объеме, в котором государственный обвинитель поддержал его в суде. В случае если к уголовной ответственности привлекается несколько человек, разъясняется, в чем конкретно обвиняется каждый из них. Излагая доказательства как обвинительного, так и оправдательного характера, председательствующий не вправе давать им оценку. Это требование закона должно строго соблюдаться. Отступление от него может привести к отмене приговора ввиду нарушения объективности при произнесении председательствующим напутственного слова. Под нарушением председательствующим принципа объективности следует понимать, например, напоминание присяжным только уличающих или только оправдывающих подсудимого доказательств, исследованных в суде, выражение в какой-либо форме своего мнения по вопросам, поставленным перед коллегией присяжных заседателей.

Председательствующий разъясняет присяжным заседателям содержание уголовного закона, предусматривающего уголовную ответственность за деяние, в котором обвиняется подсудимый, а также отдельные положения уголовно-процессуального закона. В частности, он разъясняет основные правила оценки доказательств, положение о том, что вердикт может быть основан только на непосредственно исследованных в суде доказательствах, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы и что выводы присяжных не могут основываться на предположениях и на доказательствах, признанных судом недопустимыми. Присяжным заседателям разъясняется сущность и содержание принципа презумпции невиновности, то что неустранимые сомнения должны быть истолкованы в пользу подсудимого, то что отказ подсудимого от дачи показаний является его процессуальным правом и не может быть истолкован как свидетельство его виновности. Председательствующий разъясняет, что в случае признания подсудимого виновным они могут признать его заслуживающим снисхождения и порядок назначения ему в этом случае наказания по правилам, указанным в ч. 1 ст. 65 УК РФ.

Далее председательствующий разъясняет присяжным порядок их совещания и напоминает о принесенной ими присяге.

Присяжные заседатели, выслушав напутственное слово председательствующего и ознакомившись с поставленными перед ними вопросами, вправе получить от него дополнительные разъяснения.

После произнесения напутственного слова стороны вправе заявить возражения по поводу его содержания в присутствии присяжных заседателей. Мотивом возражения является нарушение принципа объективности при произнесении напутственного слова, например, тот факт, что председательствующий уделил больше внимания доказательствам обвинения или доказательствам защиты, не привел важные доказательства обвинительного или оправдательного характера. Возражение в связи с напутственным словом председательствующего должно быть заявлено в присутствии присяжных заседателей, поскольку при вынесении вердикта они должны учесть все доказательства, исследованные в суде.

Совещание присяжных, порядок вынесения вердикта

Совещанием присяжных при вынесении вердикта руководит старшина, который ставит вопросы в последовательности, установленной в вопросном листе. Голосование проводится открыто, никто не праве при этом воздержаться. Закон предусматривает необходимость поиска единодушного решения поставленных вопросов. В соответствии с ч. 1 ст. 343 УПК присяжные переходят к голосованию, если в течение трех часов совещания им не удалось достигнуть единодушия. Этот срок определен законом и должен строго соблюдаться. Если голосование начали до истечения этого срока, то это является существенным нарушением уголовно-процессуального закона при вынесении вердикта .

Совещание проводится непрерывно. Лишь с наступлением ночного времени с 22 до 6 часов коллегия может сделать перерыв для сна и отдыха. С разрешения председательствующего по окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха. Указанная норма призвана обеспечить тайну совещания .судей.

<quest11< font="">Принятое присяжными заседателями решение именуется обвинительным вердиктом, если за утвердительные ответы на три основных вопроса вопросного листа проголосовали 7 присяжных заседателей, то есть простое большинство. Оправдательным вердикт является в том случае, если за отрицательный ответ на основные вопросы проголосовали 6 и более присяжных заседателей. Ответы на иные вопросы определяются простым большинством голосов. При равном количестве голосов принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Ответы на поставленные перед присяжными заседателями вопросы должны представлять собой утверждение или отрицание с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа. Присяжные заседатели голосуют по списку. Старшина голосует последним. Ответы на вопросы вносятся старшиной в вопросный лист после каждого вопроса. В случае если ответ на вопрос принимается голосованием, старшина указывает после ответа результат подсчета голосов. Им подписывается вопросный лист с внесенными ответами.</quest11<>

Записи присяжных заседателей, которые они вели в судебном заседании, могут быть использованы в совещательной комнате для подготовки ответов на поставленные перед ними вопросы.

В ходе совещания у присяжных может возникнуть необходимость получить от председательствующего дополнительные разъяснения по поставленным вопросам. В этом случае они возвращаются в зал судебного заседания, и старшина обращается к председательствующему с соответствующей просьбой.

Председательствующий дает разъяснения или, выслушав мнение сторон, вносит уточнение в поставленные вопросы или дополняет вопросный лист новыми вопросами. По поводу внесенных в вопросный лист изменений председательствующий произносит напутственное слово, которое отражается в протоколе судебного заседания. После этого присяжные заседатели возвращаются в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Во время совещания присяжных заседателей могут возникнуть сомнения по поводу каких-либо фактических обстоятельств, имеющих значение для ответов на вопросы. Если требуется дополнительное исследование этих обстоятельств, то присяжные возвращаются в зал судебного заседания и старшина обращается с соответствующей просьбой к председательствующему. С учетом мнения сторон председательствующий может возобновить судебное следствие. После его окончания сторонами могут быть внесены уточнения и дополнения в вопросный лист. По вновь исследованным обстоятельствам проводятся прения, подсудимому предоставляется последнее слово, председательствующий вновь обращается к присяжным с напутственным словом, после чего они удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта (ст. 344 УПК).

После окончания совещания старшина передает председательствующему вопросный лист с ответами. Если отсутствуют замечания, председательствующий возвращает вопросный лист старшине для провозглашения. Если вердикт является неясным или противоречивым, председательствующий указывает на это присяжным заседателям и предлагает им вернуться в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист. В этот момент председательствующий также вправе с учетом мнения сторон внести изменения в вопросный лист, поставив дополнительные вопросы. Выслушав напутственное слово председательствующего по поводу изменений в вопросном листе, коллегия присяжных заседателей возвращается в совещательную комнату для вынесения вердикта.

Провозглашение вердикта осуществляет старшина, зачитывая вопросы и ответы по вопросному листу. Вердикт приобщается к материалам дела (ст. 345 УПК).

Последствия вердикта обсуждаются без участия присяжных заседателей.

Обсуждение вердикта, порядок провозглашения приговора

После провозглашения вердикта суд с участием сторон обсуждает его последствия. В соответствии со ст. 347 УПК при вынесении оправдательного вердикта стороны обсуждают вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, с вещественными доказательствами. В случае вынесения обвинительного вердикта проводится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного, назначением наказания и иные вопросы, разрешаемые при постановлении обвинительного приговора. После проведенного по этим вопросам судебного следствия, следуют прения сторон, последнее слово подсудимого, а затем судья удаляется для вынесения решения.

Пор результатам судебного разбирательства судья вправе вынести одно из следующих решений:

Судья прекращает дело в следующих случаях:

При вынесении обвинительного или оправдательного приговора судья обязан учитывать требования ст. 348 УПК об обязательности вердикта.

В соответствии с ч. 1 ст. 348 УПК оправдательный вердикт присяжных обязателен для судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Судья выносит оправдательный приговор в случаях, когда присяжные заседатели дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, содержащихся в вопросном листе. Основания оправдания должны точно соответствовать вердикту присяжных заседателей. В противном случае приговор подлежит отмене. Например, если присяжные заседатели установили, что не доказано участие подсудимого в совершении преступления, он должен быть оправдан в связи с непричастностью к совершению преступления, а не в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления.

При вынесении обвинительного вердикта председательствующий квалифицирует содеянное подсудимым в соответствии с этим вердиктом, а также в соответствии с установленными судом обстоятельствами, не подлежащими установлению присяжными заседателями и требующими юридической оценки.

<quest12< font="">По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 348 УПК, обвинительный вердикт также обязателен для судьи. Однако имеют место два исключения.</quest12<>

  1. Если председательствующий признает, что деяние, совершенное подсудимым, не содержит признаков состава преступления, обвинительный вердикт не является препятствием для вынесения оправдательно приговора (ч. 4 ст. 348 УПК).

  2. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, не установлено событие преступления или не доказано его участие в совершении преступления, то председательствующий выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении дела на новое судебное рассмотрении иным составом суда со стадии предварительного слушания. Данное постановление не подлежит кассационному обжалованию (ч. 5 ст. 348 УПК).

Указанные нормы являются дополнительной гарантией от незаконного осуждения.

При назначении наказания судья обязан учесть решение присяжных заседателей о признании подсудимого заслуживающим снисхождения. В этом случае срок и размер назначаемого наказания не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершение инкриминируемого преступления, не может быть применена смертная казнь или пожизненное лишение свободы. В целом при назначении наказания судья применяет общие правила, предусмотренные ст. 64 УК РФ, учитывает личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В случае совершения подсудимым нескольких преступлений или совершения им нового преступления до полного отбытия наказания по предыдущему приговору, председательствующий должен назначить наказание за каждое преступление, а с учетом решения присяжных заседателей о снисхождении - окончательно назначить наказание по правилам ст. 70 УК или 69 УК.

К обвинительному приговору, постановленному судьей на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей, применяются общие требования, содержащиеся в главе 39 УПК, с учетом особенностей, изложенных в ст. 351 УПК. В частности, во вводной части приговора не указываются фамилии присяжных заседателей. Сведения о присяжных заседателях с целью обоснования незаконности состава суда можно получить из протокола судебного заседания. В описательно-мотивировочной части оправдательного приговора доказательства приводятся лишь в части, не вытекающей из вердикта, вынесенного коллегией присяжных заседателей, а в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора содержится лишь описание преступного деяния, квалификация содеянного, мотивы назначения наказания и обоснование решения в части гражданского иска. В отличие от описательно-мотивировочной части обычного приговора в ней отсутствует изложение и оценка доказательств, поскольку приговор выносится на основании вердикта, который присяжные не мотивируют.

В резолютивной части приговора должны содержаться разъяснения о кассационном порядке его обжалования.

Если в ходе разбирательства по уголовному делу будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о невменяемости подсудимого в момент совершения деяния или свидетельствующие о том, что после совершения преступления у подсудимого наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, то председательствующий выносит постановление о прекращении рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей и направлении его для рассмотрения судом в порядке, установленном главой 51 УПК. Характер и степень психического расстройства подтверждается заключением судебно-психиатрической экспертизы (ст. 352 УПК).