logo
УМК Уголовный процес 2012

§ 4. Виды мер пресечения

<quest4< font="">Подписка о невыезде и надлежащем поведении</quest4<> состоит в письменном обязательстве подозреваемого и обвиняемого: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по делу (статья 102 УПК). Подписка о невыезде и надлежащем поведении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого применяется на основании постановления об избрании меры пресечения соответствующим должностным лицом органа дознания, следствия, прокурором или судом (см. приложение 96 к статье 476 УПК).

В постановлении излагается сущность предъявленного обвинения (подозрения) и основания избрания этой меры пресечения. Копия постановления или определения вручается подозреваемому, обвиняемому и подсудимому с указанием времени вручения и разъяснением порядка обжалования этого постановления. Копия постановления направляется прокурору, а также защитнику или законному представителю подозреваемого или обвиняемого по их просьбе, что подтверждается их подписями на постановлении (части 2 и 3 статьи 101 УПК).

Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый после ознакомления с постановлением об избрании этой меры пресечения дают указанным должностным лицам подписку о невыезде и надлежащем поведении, в которой обязуются до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства не покидать постоянное или временное место жительства, своевременно являться по вызовам и иным путем не препятствовать производству по делу, и их предупреждают, что при нарушении добровольно взятых на себя обязательств к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому может быть применена более строгая мера пресечения. Подписку подписывают соответственно подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и следователь, который отобрал эту подписку (см. приложение 97 к статье 476 УПК).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении применяется при наличии у лица, в отношении которого избирается эта мера пресечения, постоянного или временного места проживания, семьи, работы и т.п., когда вероятность уклонения от следствия и суда, а также ненадлежащее поведение, препятствующее расследованию и судебному разбирательству, маловероятно. Подписка о невыезде и надлежащем поведении применяется, как правило, к обвиняемым в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, но с учетом обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.), эта мера пресечения может применяться и в других случаях. О невозможности явки по вызову в срок обвиняемый, подсудимый должны известить соответствующее должностное лицо своевременно в письменном виде, и это извещение должно быть приобщено к материалам уголовного дела (например, тяжелая болезнь вызываемого, которая лишает его возможности явки в орган дознания или в суд и др.).

Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 УПК. Под заслуживающими доверия лицами следует понимать граждан, которые своим честным трудом и примерным поведением снискали уважение окружающих и способны обеспечить надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), в том числе его явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд и иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Личное поручительство как мера пресечения может быть избрана только по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство (часть 2 статьи 103 УПК). Поэтому до вынесения постановления или определения об избрании меры пресечения в виде личного поручительства необходимо соответствующему должностному лицу компетентных органов государства на добровольной основе получить от заслуживающих доверия лиц письменное обязательство, что они готовы выступить в качестве личных поручителей за выполнение подозреваемым, обвиняемым, подсудимым принимаемых обязательств.

Письменное обязательство поручителей должно быть основано на знании каждым поручителем существа преступления, в котором подозревается или обвиняется лицо, за надлежащее поведение которого поручители ручаются. Они должны быть уверены, что сумеют обеспечить надлежащее поведение лица, за которое они ручаются, и знать меру своей ответственности, если лицо, за которое они ручаются, не выполнит своих обязательств. В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда в порядке, установленном статьей 118 УПК (часть 4 статьи 103 УПК).

<opentest6< font="">Кроме того, соответствующее должностное лицо компетентных органов государства должно выяснить у подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, согласны ли они, чтобы именно эти заслуживающие доверие граждане выступили как личные поручители за их надлежащее поведение. Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый не дадут своего согласия на то, чтобы указанные лица стали их личными поручителями, то у дознавателя, следователя, прокурора и суда будет два выхода: 1) попытаться выяснить у подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, кого бы они хотели видеть в качестве личных поручителей; 2) отказаться от избрания меры пресечения в виде личного поручительства и избрать другую меру пресечения.</opentest6<>

<closetest9< font="">Если граждане как личные поручители готовы выполнять свои обязательства, дали письменное обязательство (подписку о личном поручительстве), уверены, что смогут обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а лицо, за надлежащее поведение которого они ручаются, согласно с их участием как личных поручителей, то тогда дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе вынести соответствующее постановление или определение об избрании в качестве меры пресечения личного поручительства. В этом постановлении или определении должна быть изложена сущность предъявленного обвинения (подозрения) и основания избрания меры пресечения в виде личного поручительства, то есть обстоятельства, характеризующие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, позволяющие избрать эту меру пресечения (например, полное и правдивое признание вины обвиняемым и его чистосердечное раскаяние в содеянном, способствование установлению истины по делу и др., а также указание на наличие заслуживающих доверия поручителей и их подписку о личном поручительстве за надлежащее поведение лица, за которого они ручаются, и знание ими своей ответственности, если обвиняемый не выполнит взятых на себя обязательств).</closetest9<>

Копия этого постановления или определения должна быть вручена подозреваемому, обвиняемому, подсудимому с указанием времени вручения и разъяснением порядка обжалования этого постановления или определения. Копия этого постановления (определения) направляется прокурору, а также защитнику или законному представителю по их просьбе.

Наблюдение командования воинской части

При избрании этой меры пресечения, за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, устанавливается наблюдение и принимаются меры, предусмотренные уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, необходимых для его явки в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд и чтобы он не мог иным путем препятствовать производству по уголовному делу (часть 1 статьи 104 УПК).

Из этого законодательного определения этой меры пресечения вытекают следующие выводы: во-первых, эта мера пресечения может быть применена только к военнослужащим или военнообязанным, проходящим военные сборы. Во-вторых, как только военнослужащий перестает быть таковым (демобилизуется, увольняется) или заканчивается срок военных сборов и военнообязанный возвращается к продолжению своих обычных гражданских обязанностей, указанная мера пресечения отменяется и заменяется другой мерой пресечения, если в этом есть необходимость в связи с продолжением уголовного судопроизводства, в котором это лицо является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым. В-третьих, наблюдение командования воинской части и те меры, установленные уставами Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения надлежащего поведения такого лица, вообще возможны только в том случае, если это лицо находится постоянно в расположении воинской части на казарменном положении.

Для избрания этой меры пресечения - наблюдения командования воинской части, не требуется согласия командования воинской части, в которой подозреваемый или обвиняемый находится на военной службе или на военных сборах. Однако избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого (часть 2 статьи 104 УПК), что впервые предусмотрено в УПК. По-видимому, такое согласие может быть получено только с ведома командования воинской части и в письменном виде и найти отражение в постановлении об избрании этой меры пресечения. Копия постановления направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения (часть 3 статьи 104 УПК), что является служебным долгом командования воинской части. Обычно постановление объявляется соответствующему начальнику, который об установлении наблюдения докладывает рапортом командиру части. Командование воинской части обязано уведомить дознавателя, следователя, прокурора и судью о принятии указанного постановления к исполнению и об установлении наблюдения командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым. Справка (рапорт) начальника об установлении наблюдения приобщается к материалам уголовного дела. Копия постановления об избрании меры пресечения - наблюдения командования воинской части вручается подозреваемому или обвиняемому и его защитнику (часть 2 статьи 101 УПК).

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана эта мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший эту меру пресечения. Ненадлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого, взятого под наблюдение командования воинской части, может повлечь применение к нему более строгой меры пресечения (статья 110 УПК).

В статье 104 УПК не предусмотрена ответственность командования воинской части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению за подозреваемым или обвиняемым, но дисциплинарная ответственность соответствующего начальника при недобросовестном исполнении наблюдения возможна в соответствии с Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Наблюдение командования воинской части как меру пресечения вправе избрать командир воинской части, если он выступает в качестве органа дознания.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Эта мера пресечения должна обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, то есть, чтобы он не покидал постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда, в назначенный срок являлся по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд и иным путем не препятствовал производству по делу. Такое надлежащее поведение несовершеннолетнего подозреваемого или несовершеннолетнего обвиняемого должны обеспечить родители, опекуны, попечители или другие заслуживающие доверия лица, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором находятся несовершеннолетний подозреваемый или несовершеннолетний обвиняемый.

Указанные выше лица должны добровольно дать согласие на отдачу под их присмотр несовершеннолетнего подозреваемого или несовершеннолетнего обвиняемого, о чем они должны дать письменное обязательство (часть 1 статьи 105 УПК). Письменное обязательство (подписка о принятии под присмотр несовершеннолетнего подозреваемого или несовершеннолетнего обвиняемого) должна содержать согласие на присмотр за несовершеннолетним и обещание обеспечить его надлежащее поведение, включая неуклонение от следствия и суда, явку по вызовам к следователю, дознавателю, прокурору и в суд и иным путем не препятствовать производству по делу. В этой подписке лицам, берущим на себя обязательство осуществлять присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или несовершеннолетним обвиняемым, должна быть разъяснена сущность обвинения (подозрения) несовершеннолетнего и ответственность каждого взявшего на себя обязательство по присмотру в случае нарушения надлежащего поведения подозреваемым или обвиняемым в размере ста минимальных размеров оплаты труда (части 2, 3 статьи 105 УПК). Подписка подписывается лицами, взявшими на себя обязательство по присмотру за несовершеннолетним и должностным лицом компетентного органа государства, который принял эту подписку. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявляется несовершеннолетнему. Ему разъясняются требования надлежащего поведения и последствия нарушений для него и для лиц, взявших на себя обязательство по присмотру за его надлежащим поведением.

<opentest7< font="">Согласия несовершеннолетнего на назначение присмотра как меры пресечения не требуется. Копия указанного выше постановления направляется несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому, а также их защитнику (часть 2 статьи 101 УПК) и лицам, взявшим на себя обязательство по присмотру за несовершеннолетним. Если лица, взявшие на себя обязательство по присмотру за несовершеннолетним, не выполняют свои обязательства, то на них судом может быть наложено денежное взыскание в размере 100 минимальных размеров оплаты труда в порядке, установленном статьей 118 УПК.</opentest7<>

Ненадлежащее поведение подозреваемого (обвиняемого) может повлечь применение к нему более строгой меры пресечения (статья 110 УПК).

При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому или несовершеннолетнему обвиняемомув каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр (часть 2 статья 423 УПК).

<closetest10< font="">Залог </closetest10<>состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений.

<quest5< font="">Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя (часть 1 статьи 106 УПК).</quest5<>

Применение этой меры пресечения целесообразно тогда, когда для заключения под стражу или домашнего ареста достаточных оснований нет, а подписка о невыезде и надлежащем поведении не может гарантировать явку обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) по вызовам компетентных органов государства и предупреждение совершения обвиняемым новых преступлений или обеспечить исполнение приговора.

Залог в качестве меры пресечения может быть избран судом, прокурором, а также следователем, дознавателем с согласия прокурора в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остается под стражей или под домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю (часть 2 статьи 106 УПК). В протоколе о принятии залога указывается должностное лицо компетентного органа государства и участие в принятии залога подозреваемого или обвиняемого, а также фамилия, имя, отчество гражданина с его паспортными данными, который представил квитанцию о внесении на депозитный счет в качестве залога определенную сумму денег в обеспечение явки обвиняемого (подозреваемого). В конце протокола указывается, что залогодатель получил копию протокола и время ее вручения, о чем он расписывается (см. приложение 98 к статье 476 УПК).

Обвиняемый (подозреваемый) предупреждается о том, что он обязан являться в назначенный срок по вызовам следователя (дознавателя), прокурора и суда и не препятствовать производству по уголовному делу, что подтверждается подписью обвиняемого (подозреваемого).

Гражданину как залогодателю, если он не является одновременно обвиняемым или подозреваемым, разъясняются сущность обвинения (подозрения), в связи с которым избирается данная мера, а также связанные с данной мерой пресечения обязательства и последствия их невыполнения или нарушения. В случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым обязательств, связанных с внесением за него залога, последний обращается в доход государства по судебному решению, вынесенному в соответствии со статьей 118 УПК. В остальных случаях суд при вынесении приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела (части 3,4,5 статьи 106 УПК).

Домашний арест как мера пресечения не был предусмотрен в УПК РСФСР и поэтому эта мера пресечения не только является новой, но и не имеет длительного практического применения в следственной и судебной практике. В царской России домашний арест применялся к высокопоставленным чиновникам, военачальникам и др., но в современных условиях эта мера пресечения не найдет широкого применения по причинам которые будут изложены ниже.

<quest6< font="">Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: 1) общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств связи (часть 1 статьи 107 УПК).</quest6<>

Домашний арест в отличие от заключения под стражу осуществляется не помещением подозреваемого, обвиняемого в следственный изолятор, а суд устанавливает указанные выше ограничения для подозреваемого, обвиняемого посредством запрета покидать собственный дом или иное жилище, передвигаться в районе постоянного или временного проживания, менять место проживания без разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда, общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию и вести переговоры с использованием любых средств связи без охраны со стороны соответствующих компетентных органов.

Избирая меру пресечения домашний арест, компетентное должностное лицо вправе установить как все, так и часть указанных в законе запретов. Так, запрет на общение с определенными лицами может распространяться не только на участников уголовного дела (других подозреваемого, обвиняемого, потерпевших, свидетелей), но и друзей, родственников находящихся под домашним арестом подозреваемых, обвиняемых. Этот запрет не может распространяться на тех лиц, которые проживают совместно с подозреваемым или обвиняемым, находящимся под домашним арестом.

Запрет на получение и отправление корреспонденции может выражаться в том, что отправление и получение посылок, бандеролей, писем, телеграмм и других видов почтово-телеграфных услуг запрещается подозреваемому или обвиняемому, а равно как их обращение и заявления к средствам массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы) и с использованием любых средств связи (телефон, электронная почта, телетайп, интернет-сайты и др.).

Из приведенного перечня запретов для подозреваемого, обвиняемого, в отношении которых избран домашний арест в качестве меры пресечения, отчетливо видно, что даже установление круглосуточной охраны жилища с правом лиц, выполняющих охранные функции и не выпускающих из жилища подозреваемых и обвиняемых, реального запрета всех указанных в законе ограничений не удастся добиться, так как совместно проживающие родственники и знакомые не могут быть ограничены в праве свободного передвижения, общения с определенными лицами, отправки и получения корреспонденции и ведения переговоров с использованием любых средств связи. Поэтому широкого применения этой меры пресечения в следственной и судебной практике вряд ли можно ожидать.

Реальное создание неотвратимости указанных выше запретов для подозреваемых и обвиняемых дело весьма затруднительное и в ряде случаев даже невозможное с учетом прав граждан, проживающих совместно с подозреваемым и обвиняемым, которые могут общаться и контактировать с другими гражданами фактически беспрепятственно по месту своей работы, учебы и в других случаях. Фактически выполнение этих запретов подозреваемым и обвиняемым во многом зависит от степени желания этих лиц действительно неуклонно и реально их выполнять, а не от контроля соответствующих должностных лиц компетентных органов государства, который в настоящее время требует совершенствования и дополнительных конкретных полномочий этих органов, предусмотренных в законе.

Поэтому применение домашнего ареста как меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому целесообразно и эффективно будет в тех случаях, когда эти лица находятся в старческом возрасте, тяжело больны или имеют постоянное или временное место жительства, живут в крепкой семье и ни при каких обстоятельствах не пожелают отказаться от привычных и многолетних привязанностей, связанных с их образом жизни. Не случайно в части 2 статьи 107 УПК предусмотрено, что домашний арест в качестве меры пресечения избирается по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены статьей 108 УПК, но с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств применительно к подозреваемому или обвиняемому, то есть тогда, когда помещение таких лиц в следственный изолятор нецелесообразно и можно ограничиться избранием более мягкой меры пресечения – домашним арестом.

Процессуальный порядок избрания меры пресечения домашнего ареста в стадии предварительного расследования начинается с решения следователя или дознавателя о возможности избрания этой меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому. Свое решение об этом следователь или дознаватель должны согласовать с прокурором, который на постановлении о возбуждении ходатайства перед судом об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста должен письменно зафиксировать свое согласие с указанием наименования органа прокуратуры, своего классного чина, фамилии и инициалов и времени подписания этого постановления (см. приложение 100 к статье 476 УПК). Судебный порядок рассмотрения судьей ходатайства и принятия решения о применении меры пресечения в виде домашнего ареста аналогичен порядку избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

<closetest11< font="">Заключение под стражу </closetest11<>позволяет изолировать обвиняемого (подозреваемого) от общества и максимально воспрепятствовать уклонению этих лиц от предварительного расследования и суда, продолжению преступной деятельности, попыткам помешать установлению истины по уголовному делу, а также надежно обеспечивает исполнение приговора. Ограничения личной свободы обвиняемого (подозреваемого), наступающие в результате этой самой строгой меры пресечения, обусловливают необходимость надежного обеспечения неприкосновенности личности от возможных случаев необоснованного и незаконного применения заключения под стражу обвиняемому (подозреваемому). В УПК в этом отношении сделан крупный шаг вперед и предусмотрено впервые в законе применение меры пресечения в виде заключения под стражу только по судебному решению, что должно максимально гарантировать обвиняемого (подозреваемого) от необоснованного и незаконного применения этой самой строгой меры пресечения.

По общему правилу, заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

<opentest8< font="">Только в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования и суда (часть 1 статьи 108 УПК).</opentest8<>

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (часть 2 статьи 108 УПК).

<quest7< font="">Процессуальный порядок избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого) предусмотрен встатье 108 УПК (части 3, 4, 6-8). При необходимости избрания меры пресечения заключение под стражу следователь или дознаватель должны согласовать этот вопрос с прокурором, который должен на постановлении о возбуждении ходатайства перед судом следователя или дознавателя письменно зафиксировать свое согласие с этим решением следователя или дознавателя и указать наименование органа прокуратуры, свой классный чин, фамилию и свои инициалы, а также время вынесения своего согласия (см. приложение 101 к статье 476 УПК). Получение согласия прокурора с указанным постановлением следователя предполагает не только ознакомление прокурора с этим постановлением, но и его ознакомление со всеми материалами, прилагаемыми к постановлению и подтверждающими обоснованность ходатайства.</quest7<>

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. Поэтому к обвиняемому, не находящемуся под стражей, в случае его неявки без уважительных причин может быть применен привод. Если заключение под стражу избирается дознавателем или следователем по указанию прокурора, это должно быть отражено в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом о применении заключения под стражу. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме.

В начале судебного заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в суд лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) о продлении срока задержания подозреваемого на 72 часа.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста (часть 7-1 статьи 108 УПК).

В постановлении об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья указывает всех явившихся лиц в судебное заседание с указанием их анкетных данных. Затем, проверив представленные материалы и заслушав мнение прокурора, следователя (дознавателя), обвиняемого (подозреваемого) и его защитника, а также иных участников судебного заседания, судья указывает сущность обвинения (подозрения), содержание ходатайства прокурора, следователя (дознавателя), его мотивы, обоснование невозможности избрания иной, более мягкой, меры пресечения, обоснование принимаемого судебного решения и постановляет избрать обвиняемому (подозреваемому) с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения меру пресечения заключения под стражу или отказать в избрании этой меры пресечения. В постановлении указывается, куда и в какой срок постановление может быть обжаловано (в течение 3 суток со дня его вынесения).

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение (часть 1 статьи 108 УПК).

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению. Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения под стражу. Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее 3 суток со дня их поступления.

Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, установленным главой 48 УПК (часть 11 статьи 108 УПК).

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии – других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего – также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Не допускается возложение полномочий, предусмотренных статьей 108 УПК, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел. Последнее положение позволяет в городах и городских районах крупных городов избегать того, чтобы судья, который избрал к обвиняемому (подозреваемому) меру пресечения заключение под стражу не рассматривал бы это дело по существу, так как решение об избрании им меры пресечения заключение под стражу обвиняемого может оказать на него влияние в сторону вынесения им обвинительного приговора.

Однако такое положение возможно только там, где в составе суда имеется достаточное количество судей, чтобы один и тот же судья не избирал меру пресечения заключение под стражу и он же рассматривал это же уголовное дело по существу. По УПК РСФСР такой судья не мог рассматривать уголовное дело по существу, если ранее он избрал обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу. С улучшением экономического положения нашей страны такое правило следует предусмотреть в УПК, но это потребует больших увеличений расходов на уголовное судопроизводство.

<quest8< font="">Содержание по стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью 3 статьи 108 УПК, который был изложен выше, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случае особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя,. внесенному с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора до 12 месяцев.</quest8<>

<closetest12< font="">Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений судьей Верховного Суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (часть 3 статьи 31 УПК) или судьей окружного (флотского) военного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя до 18 месяцев.</closetest12<>

Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, когда судьей принято решение о продлении срока содержания под стражей до момента ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд (пункт 1 части 8 статьи 109 УПК).

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями 2 и 3 статьи 109 УПК. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому или его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.

В случае если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому или его защитнику, предусмотренные часть 5 статьи 109 УПК, были соблюдены, то есть материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому или его защитнику за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия прокурора субъекта РФ вправе не позднее 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в части 3 статьи 31 УПК или военным судом соответствующего уровня (часть 7 статьи 109 УПК).

Судья не позднее чем через 7 суток со дня получения ходатайства принимает одно из следующих решений: 1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 109 УПК, то есть если материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечению обвиняемый подлежит немедленному освобождению; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи (часть 8 статьи 109 УПК).

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В срок содержания под стражей также засчитывается время: 1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; 2) домашнего ареста; 3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи при выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 УПК.

В соответствии с частью 11 статьи 109 УПК, по истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, предусмотренныхпунктом 4 части 10 статьи 109 УПК, то есть в случаях, когда лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи при выдаче его Российской Федерации, и при необходимости производстве предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания под стражей, но не более чем на 6 месяцев.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.

<quest9< font="">Заканчивая изложение процессуального порядка продления заключения под стражу как меры пресечения следует еще раз подчеркнуть, что за пределами 18 месяцев содержание под стражей обвиняемого на предварительном следствии возможно только в двух случаях: 1) если 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемому и его защитнику оказалось недостаточно, то следователь с согласия прокурора субъекта РФ вправе не позднее 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд; 2) по истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, когда лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдачи его Российской Федерации и при необходимости производства предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания под стражей в порядке, установленном статьей 109 УПК, но не более чем на 6 месяцев (часть 11 статьи 109 УПК).</quest9<>

Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу. О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого (статья 160 УПК).

<opentest13< font="">В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. Если заключение под стражу избрано подсудимому в качестве меры пресечения, то срок содержания его под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 255 УПК. В части 3 статьи 255 УПК предусмотрено, что суд, в производстве которого находится уголовное дело, по истечении 6 месяцев со дня поступления уголовного дела в суд вправе продлить срок содержания под стражей подсудимого. При этом продление срока содержания под стражей допускается только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и каждый раз не более, чем на 3 месяца. Решение суда о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в кассационном порядке. Обжалование не приостанавливает производство по уголовному делу (статья 255 УПК).</opentest13<>

Следовательно, в судебном разбирательстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях нет предельного срока содержания подсудимого под стражей. Он может быть продлен после истечения срока в 6 месяцев каждый раз не более чем на 3 месяца судом, в производстве которого находится уголовное дело.

К отдельным категориям должностных лиц применение заключения под стражу возможно с учетом дополнительных гарантий обеспечения прав и законных интересов этих граждан (статья 450 УПК). Так, судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного суда РФ или квалификационной коллегии судей (часть 2 статьи 450 УПК). Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (часть 3 статьи 450 УПК).