3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
Развитие международного инвестиционного сотрудничества на региональном уровне демонстрирует те же направления в развитии многосторонних международных договоров. Мы наблюдаем региональные объединения государств типа Европейского Союза, создающие нормативную базу регулирования инвестиций при соблюдении общих норм и принципов международного права. Нормативные акты органов Европейского Союза (директивы и регламенты), принятые на основе содержащихся в учредительных договорах принципах свободы перемещения товаров, услуг и капиталов, можно отнести к категории международных стандартов правового регулирования в области портфельных инвестиций и финансовых услуг, которые обеспечивают надлежащую защиту прав инвесторам и которым следуют государства - члены Европейского Союза.
Другое направление развития многосторонних международных договоров, учреждающих региональные объединения, представлено примером Договора о создании НАФТА на североамериканском континенте. Особенностью этого направления развития многосторонних договоров является то, что они решают проблемы правового регулирования инвестиций в рамках созданного этими объединениями арбитражного механизма, разрешающего споры государства с частным лицом. Если не считать Соглашений о создании зоны свободной торговли, действующих между Канадой и США*(67), а также между Канадой и Чили*(68), которые являются двусторонними международными соглашениями, регулирующими инвестиции, то, наверное, НАФТА является пока единственным примером многостороннего международного соглашения, лежащего в основании создания общего рынка, действие которого связано с действием арбитражного механизма разрешения споров между государствами - участниками международного соглашения.
В других региональных объединениях, включающих государства с разным уровнем экономического развития, а поэтому с более низким уровнем интеграции, правовое регулирование инвестиций осуществляется на основе норм международного договора об основных элементах правового регулирования и на основе "необязывающих" принципов международного права (например, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), МЕРКОСУР). В литературе отмечается, что тексты международных договоров нового направления, основанного на арбитражном механизме разрешения инвестиционных споров инвестора с государством, как, например, НАФТА и ДЭХ, слишком сложны и влекут конкретные правовые последствия.
В то же время так называемое мягкое право уже показало свои преимущества в формировании норм внутригосударственного регулирования. "Большое место в правовом регулировании международных экономических отношений занимают нормы так называемого мягкого права - это либо международно-правовые нормы, не содержащие четко определенных прав и обязанностей сторон, либо вообще не правовые нормы (политические, моральные и другие)"*(69). Эту характеристику "мягкого права" могут дополнить пример Добровольного кодекса прямых иностранных инвестиций 1994 г., в основу которого заложены "необязывающие" инвестиционные принципы для регулирования иностранных капиталовложений в странах - членах (сообщества) АТЭС*(70).
Большое значение в формировании источников правового регулирования инвестиций на уровне национальной системы права имеют документы, подготовленные международными организациями, содействующими экономическому развитию, например ОЭСР, разработавшая в 1992 г. Кодекс либерализации движения капитала*(71), Кодекс либерализации невидимых текущих операций*(72), Национальный режим для предприятий, находящихся под иностранным контролем*(73). В 2000 г. ОЭСР представила новую редакцию Руководства для многонациональных предприятий. Содержащиеся в документах положения хотя и имеют рекомендательный характер, однако оказывают большое влияние на законодательную деятельность государств.
Среди международных документов рекомендательного характера, непосредственно затрагивающих вопросы правового регулирования инвестиций, необходимо назвать Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Мирового Банка*(74)и Базовые элементы законодательства об иностранных инвестициях стран Содружества Независимых Государств (СНГ), разработанные ОЭСР*(75).
Добровольно применяемым правилам регулирования иностранных инвестиций отводится роль унифицирующих документов*(76), которые в конечном счете позволят создать многостороннее международное инвестиционное соглашение, работа над которым ведется в рамках ОЭСР и в настоящее время приостановлена.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации