logo search
доронина_i

3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций

Развитие международного инвестиционного сотрудничества на региональном уровне демонстрирует те же направления в развитии многосторонних международных договоров. Мы наблюдаем региональные объединения государств типа Европейского Союза, создающие нормативную базу регулирования инвестиций при соблюдении общих норм и принципов международного права. Нормативные акты органов Европейского Союза (директивы и регламенты), принятые на основе содержащихся в учредительных договорах принципах свободы перемещения товаров, услуг и капиталов, можно отнести к категории международных стандартов правового регулирования в области портфельных инвестиций и финансовых услуг, которые обеспечивают надлежащую защиту прав инвесторам и которым следуют государства - члены Европейского Союза.

Другое направление развития многосторонних международных договоров, учреждающих региональные объединения, представлено примером Договора о создании НАФТА на североамериканском континенте. Особенностью этого направления развития многосторонних договоров является то, что они решают проблемы правового регулирования инвестиций в рамках созданного этими объединениями арбитражного механизма, разрешающего споры государства с частным лицом. Если не считать Соглашений о создании зоны свободной торговли, действующих между Канадой и США*(67), а также между Канадой и Чили*(68), которые являются двусторонними международными соглашениями, регулирующими инвестиции, то, наверное, НАФТА является пока единственным примером многостороннего международного соглашения, лежащего в основании создания общего рынка, действие которого связано с действием арбитражного механизма разрешения споров между государствами - участниками международного соглашения.

В других региональных объединениях, включающих государства с разным уровнем экономического развития, а поэтому с более низким уровнем интеграции, правовое регулирование инвестиций осуществляется на основе норм международного договора об основных элементах правового регулирования и на основе "необязывающих" принципов международного права (например, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), МЕРКОСУР). В литературе отмечается, что тексты международных договоров нового направления, основанного на арбитражном механизме разрешения инвестиционных споров инвестора с государством, как, например, НАФТА и ДЭХ, слишком сложны и влекут конкретные правовые последствия.

В то же время так называемое мягкое право уже показало свои преимущества в формировании норм внутригосударственного регулирования. "Большое место в правовом регулировании международных экономических отношений занимают нормы так называемого мягкого права - это либо международно-правовые нормы, не содержащие четко определенных прав и обязанностей сторон, либо вообще не правовые нормы (политические, моральные и другие)"*(69). Эту характеристику "мягкого права" могут дополнить пример Добровольного кодекса прямых иностранных инвестиций 1994 г., в основу которого заложены "необязывающие" инвестиционные принципы для регулирования иностранных капиталовложений в странах - членах (сообщества) АТЭС*(70).

Большое значение в формировании источников правового регулирования инвестиций на уровне национальной системы права имеют документы, подготовленные международными организациями, содействующими экономическому развитию, например ОЭСР, разработавшая в 1992 г. Кодекс либерализации движения капитала*(71), Кодекс либерализации невидимых текущих операций*(72), Национальный режим для предприятий, находящихся под иностранным контролем*(73). В 2000 г. ОЭСР представила новую редакцию Руководства для многонациональных предприятий. Содержащиеся в документах положения хотя и имеют рекомендательный характер, однако оказывают большое влияние на законодательную деятельность государств.

Среди международных документов рекомендательного характера, непосредственно затрагивающих вопросы правового регулирования инвестиций, необходимо назвать Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Мирового Банка*(74)и Базовые элементы законодательства об иностранных инвестициях стран Содружества Независимых Государств (СНГ), разработанные ОЭСР*(75).

Добровольно применяемым правилам регулирования иностранных инвестиций отводится роль унифицирующих документов*(76), которые в конечном счете позволят создать многостороннее международное инвестиционное соглашение, работа над которым ведется в рамках ОЭСР и в настоящее время приостановлена.