3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
Статья 10Федерального закона "О концессионных соглашениях" делит условия концессионного соглашения:
1) на существенные;
2) простые.
К существенным условиям относится условие концессионного соглашения, предусматривающее:
а) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдения сроков его создания и (или) реконструкции;
б) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
в) срок действия концессионного соглашения;
г) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
д) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае если заключение договоров аренды (субаренды) необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);
е) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
ж) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.
Наиболее существенным для характеристики концессионного соглашения как инвестиционного контракта, по нашему мнению, является условие о сроке действия концессионного соглашения. С этим условием связано само определение концессионного соглашения как разновидности гражданско-правового договора. Под концессионным договором (соглашением) обычно понимается контракт, заключаемый государством и частным лицом на длительный срок, целью которого является экономическое развитие в той или иной сфере, достигаемое за счет привнесения частным лицом современной технологии либо денежных средств либо того и другого вместе. С условием о сроке концессионного соглашения тесно связано основное обязательство государства как стороны в договоре гарантировать концессионеру его права как инвестора.
Приведенный в названном Законе перечень существенных условий соответствует тому, что ключевым условием концессионного соглашения является срок его исполнения. Если концессионное соглашение ограничивается лишь тем условием, что концессионеру предоставляется право на осуществление предусмотренной в договоре деятельности, то для такого концессионного соглашения существенным условием естественным образом станет срок его действия. Если концессионное соглашение заключается в целях создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, то условие, предусматривающее обязанность концессионера создать или реконструировать объект концессионного соглашения с соблюдением предусмотренных в договоре сроков, также следует рассматривать как существенное, поскольку неисполнение его может повлечь изменение и даже расторжение контракта.
Существенное значение для формирования гражданско-правового обязательства по концессионному договору имеет особый порядок его заключения, изменения и расторжения. И в международном документе ЮНСИТРАЛ*(219), и в национальном законе важную роль играют основные условия проведения конкурса на право заключения, порядок изменения концессионного договора
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (ч. 1 ст. 13Федерального закона "О концессионных соглашениях"). Без проведения конкурса концессионное соглашение может быть заключено только в случае, когда в конкурсную комиссию представлено или конкурсной комиссией признано соответствующими критериям конкурса менее двух конкурсных предложений (ч. 7 ст. 32Федерального закона "О концессионных соглашениях"). Закон подробно регулирует порядок проведения конкурса и принятия решения концеден-том о заключении концессионного соглашения.
Изменение заключенного соглашения допускается в случае достижения сторонами согласия по вопросу о вносимых изменениях. Закон не допускает внесения изменений в условия концессионного соглашения, которые были определены на основании конкурсного предложения. Если согласия между сторонами концессионного соглашения не было достигнуто, то Законом допускается изменение, которое может быть внесено по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 451ГК РФ изменение договора возможно в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. При этом существенным изменением признается такое, когда можно предположить, что если бы стороны знали о них или могли бы разумно предположить возможность их наступления, то договор не заключили бы или заключили бы на значительно отличающихся условиях. Изменение условий договора в связи с изменившимися обстоятельствами допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (п. 4 ст. 451ГК РФ).
Расторжение концессионного соглашения является нежелательным явлением для сторон. По существу, концессионное соглашение заключается с целью сохранить длящиеся инвестиционные отношения до момента достижения основной цели. Законом предусматривается, что договор прекращается по истечении срока действия концессионного соглашения и по взаимному согласию сторон. Случай досрочного расторжения концессионного соглашения возможен на основании решения суда.
На одном из этапов работы с проектами федерального закона о концессионном соглашении обсуждался вопрос о названии проекта. В частности предлагалось назвать законопроект "О договорах концессии, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". В соответствии с таким названием обсуждался вопрос о включении в законопроект статьи, формулирующей возможность выбора сторонами применимого права, а также о праве, применимом к концессионному договору в случае отсутствия соглашения сторон по этому вопросу. В итоге указанный вариант был отвергнут и был принят Федеральный закон"О концессионных соглашениях", рассчитанный на внутреннее применение. Это, однако, не препятствует тому, что концессионером может стать иностранное лицо. В этом случае коллизионные вопросы должны решаться в соответствии с нормамиГКРФ.
Большое значение для концессионного соглашения как международного контракта, предполагающего участие иностранного концессионера, имеет унификация материально-правовых норм о концессионных соглашениях. Указанная работа поможет не только снять различия в правовом регулировании концессионных соглашений в различных государствах, но, главным образом, обеспечить необходимые условия для того, чтобы достигнутое между государством-концедентом и частным инвестором-концессионером соглашение приобрело юридическую силу и признавалось действительным в других государствах.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации