logo search
УЧЕБНИК Барышева

§ 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях

1. Инвестирование капиталов в экономику зарубежных стран началось еще в конце XIXстолетия. Развитие капитализма в Российской империи в концеXIX– началеXXв. происходило в основном за счет иностранных капиталов. Деятельность иностранных компаний в то время не подвергалась особому регулированию. С введением новой экономической политики в СССР в 1920-х годах вновь началось привлечение иностранных капиталов, в основном в форме заключения концессионных договоров. С отказом от нэпа в начале 1930-х годов были аннулированы и концессионные договоры. Прекращение существования СССР, переход к рыночной экономике вновь возродили политику привлечения иностранных инвестиций. В начале 1990-х годов иностранные инвестиции рассматривались в качестве главного источника рыночного преобразования экономики стран СНГ. Этим объясняется развитие специального законодательства по регулированию иностранных инвестиций, которое преследовало главную цель – привлечение иностранных инвесторов в страну. Необходимо заметить, что страны с развитой экономикой допускают иностранных инвесторов к экономической деятельности на общих началах конкуренции, ограничивая лишь их присутствие в отдельных территориях и отраслях.

2. В Республике Беларусь инвестиционное законодательство возникло в начале 90-х годов прошлого столетия в результате принятия Закона от 29 мая 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»1, Закона от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь»2, Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 № 324 «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей».

С 10 октября 2001 г. действует Инвестиционный кодекс Республики Беларусь в редакции законов от 5 августа 2004 г. № 313-З, от 1 ноября 2004 г. № 325-З, от 18 июля 2006 г. № 159-З.

В ст. 1 дано следующее определение инвестиций: «Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата».

Инвесторы делятся на две категории: национальных либо иностранных. Иностранными инвесторами признаются:

Объектами инвестиций в Республике Беларусь могут быть:

Иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных в Инвестиционном кодексе. Это может быть:

  1. создание юридического лица;

  2. приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

2. Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных Инвестиционным кодексом. Следует отметить, что Закон Республики Беларусь от 18.07.2006 г., который внес изменения в Инвестиционный кодекс, отменил норму о недопустимости в отношении иностранных инвесторов ухудшения условий деятельности в течение пяти лет (так называемая «дедушкина оговорка»). Еще ранее Законом Республики Беларусь от 5 августа 2004 г. были отменены налоговые льготы в отношении коммерческих иностранных организаций и коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

3. В то же время налоговые льготы для иностранных инвесторов сохраняются в свободных экономических зонах. Деятельность СЭЗ регулируется Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах», Указом Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» и другими нормативными актами.

Свободная экономическая зона – это часть территории Республики Беларусь с точно установленными границами и специальным правовым режимом, предусматривающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Главная цель деятельности СЭЗ: 1) создание благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов Республики Беларусь; 2) внедрение прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий; 3) содействие международной интеграции и сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Свободные экономические зоны создаются Президентом Республики Беларусь. Заявленный объем инвестиции для юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ после 1 апреля 2008 г., должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро. Для резидентов СЭЗ налог на прибыль уменьшен на 50% от ставки, установленной законодательством, и при этом он не может быть более 12%. Полученная прибыль резидента СЭЗ от реализации товаров или услуг собственного производства освобождается от обложения налогом в течение пяти лет с даты ее объявления.

В Республике Беларусь действует шесть свободных экономических зон: «Минск», «Гомель-Ратон», «Брест», «Могилев», «Витебск», «Гродно-инвест». СЭЗ состоят из отдельных участков и секторов с четко определенными границами.

Резидентами СЭЗ являются как юридические лица Республики Беларусь, так и иностранные инвесторы. Основные критерии в отборе кандидатов на допуск к работе в СЭЗ – это прогрессивность используемых технологий и производство импортозамещающей продукции. Доля иностранных инвестиций в СЭЗ неодинакова. Наиболее успешно развивается свободная экономическая зона «Брест», которая является комплексной зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О парке высоких технологий»1в Минске был создан Парк высоких технологий, занимающий площадь 50 гектаров. Направлениями деятельности парка являются: разработка и внедрение информационно-коммуникативных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникативных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Генеральным застройщиком ПВТ является израильская строительная компания. В настоящее время в Парке зарегистрированы 60 резидентов, половина из которых являются иностранными юридическими лицами. Все резиденты освобождены от уплаты местных налогов и сборов, а также имеют и другие серьезные налоговые преференции.