logo search
УМК Уголовный процес 2012

§ 3. Проверка поводов и основания и порядок возбуждения уголовного дела

Проверка поводов к возбуждению уголовного дела, как правило, не приводит к большим трудностям, так как она сводиться к установлению законности повода и проверке соблюдения процессуального порядка получения сообщения. Для заявлений и сообщений о преступлениях и явки с повинной это соответствующие протоколы, а для сообщений из иных источников - это рапорт об обнаружении признаков преступления.

Определенные трудности возникают тогда, когда в заявлении или сообщении о готовящихся или совершенных преступлениях указываются неправильные данные о лице, подписавшем такое заявление (неправильные фамилия, инициалы, место жительства и работы и др.). В этом случае заявление является фактически анонимным, но если в нем имеется сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, то такое заявление проверяется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. В случае установления признаков преступления в результате такой проверки поводом к возбуждению уголовного дела будет рапорт соответствующего должностного лица об обнаружении признаков преступления.

<quest5< font="">Основание к возбуждению уголовного дела, т.е. признаки преступления, может носить в ряде случаев очевидный, бесспорный характер из сообщений о совершенном преступлении и из первоначальных действий соответствующих должностных лиц компетентных органов государства. Например, сообщение граждан об обнаружении трупа с признаками насильственной смерти. Выезда должностных лиц на это место происшествия и осмотра места происшествия (в ходе которого осматривается и труп) может быть вполне достаточно для того, чтобы признаки преступления считать установленными и вынести постановление о возбуждении уголовного дела компетентным должностным лицом. Напомним, что осмотр места происшествия фактически служит эффективным способом проверки сообщения о преступлении и является единственным следственным действием, которое может осуществляться до возбуждения уголовного дела (часть 2 статьи 176 УПК).</quest5<>

Вторым способом установления основания к возбуждению уголовного дела является фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления. Фактическое задержание предшествует задержанию подозреваемого как мере процессуального принуждения (процессуальному задержанию), которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (пункт 11 статьи 5 УПК). Фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено до возбуждения уголовного дела (статья 91 УПК). Задержанное лицо должно немедленно доставляться в орган дознания, к следователю или прокурору для составления протокола задержания подозреваемого, который должен быть составлен не позже 3 часов после доставления подозреваемого (часть 1 статьи 92 УПК).

В протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК, указывается дата и время составления протокола, дата, время, место, основание и мотивы задержания, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (части 1 – 3 статьи 92 УПК). Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьей 91 УПК, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (часть 2 статьи 46 УПК).

Нельзя забывать о категорическом требовании закона о том, что задержание подозреваемого вообще возможно только за преступления, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы при соблюдении других условий, указанных в статье 91 УПК. Однако если составляется протокол задержания подозреваемого, то это означает, что орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обоснованно подозревают задержанное лицо в совершении преступления, за которое возможно наказание в виде лишения свободы, т.е. тем самым они устанавливают одновременно основание к задержанию подозреваемого и основание к возбуждению уголовного дела (признаки преступления, за которое возможно лишение свободы как меры наказания).

Поэтому следует в подобных случаях не только составить протокол задержания подозреваемого (статья 92 УПК), но и одновременно вынести постановление о возбуждении уголовного дела, которое является правовым основанием для дальнейшего производства всех следственных и процессуальных действий, необходимых для раскрытия преступления и изобличения виновного.

Третьим способом проверки основания к возбуждению уголовного дела является истребование необходимых материалов в виде документов, справок, предметов, хотя в статьях УПК, посвященных возбуждению уголовного дела, прямого указания на это отсутствует. Заметим, что в прежде действовавшем УПК РСФСР такое право было предусмотрено и получило тогда, а также и в современных условиях, широкое распространение в практике компетентных органов. В части 4 статьи 21 УПК можно усмотреть основание для такой практики, т.к. требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.

Четвертым способом проверки основания к возбуждению уголовного дела является получение объяснений от лиц, обладающих сведениями о признаках преступления в ставшем им известным событии. Этот способ также прямо не предусмотрен в статьях УПК РФ, посвященных возбуждению уголовного дела, но был закреплен в ранее действовавшем УПК РСФСР и широко применяется компетентными органами. В современных условиях он широко применяется на основе не только части 4 статьи 21 УПК, но и на основе статей иных законов (ст. 6 Закона о прокуратуре, ст. 13 Закона об органах ФСБ, ст.11 Закона о милиции и др.). Получение объяснений от указанных лиц осуществляется на добровольной основе: к таким лицам нельзя применять привод, предупреждать об уголовной ответственности за отказ от дачи объяснений или за заведомо ложные объяснения. До получения объяснений должностное лицо конкретного органа проводит беседу с таким лицом по интересующим его фактам, может обратить внимание лица на противоречия или пробелы, содержащиеся в его объяснениях, но запись беседы осуществляется в тех выражениях, которые считает правильными лицо, дающее объяснения, и которые он согласен подписать. Объяснение лица, полученное в ходе проверки основания к возбуждению уголовного дела, после вынесения такого постановления получает доказательственное значение иных документов (статья 84 УПК).

Пятым способом проверки оснований является производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок. В части 3 статьи 144 УПК прямо предусмотрено право прокурора при необходимости проведения документальных проверок и ревизий по ходатайству следователя или дознавателя продлить срок проверки оснований к возбуждению уголовного дела до 30 суток.

Шестым способом проверки оснований к возбуждению уголовного дела является проверка сообщения о преступлении, распространенном в средствах массовой информации, по поручению прокурора органом дознания и следователем по правилам части 2 статьи 144 УПК.

Седьмым способом проверки оснований к возбуждению уголовного дела является производство оперативно-розыскных мероприятий в ходе оперативно-розыскной деятельности. Подчеркнем, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

  1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

  2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

  3. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

  4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов (статья 7 Закона об ОРД).

Выше уже было сказано, что анонимные заявления, содержащие сведения о конкретном готовящемся или совершенном преступлении, проверяются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако применение оперативно-розыскных мероприятий в процессе проверки основания к возбуждению уголовного дела допускается не только в этом случае, а используется значительно шире.

В зависимости от конкретных обстоятельств каждого заявления или сообщения о готовящемся или совершенном преступлении должностное лицо компетентного органа выбирает тот или иной указанный выше способ проверки основания или их определенную совокупность. Необходимо при этом помнить, что чем больше удастся приблизить момент возбуждения уголовного дела к моменту совершения преступления, тем больше останется возможностей для раскрытия преступления и изобличения действительно виновного (дознаватель или следователь получает право на производство всех неотложных следственных действий, на выдвижение и одновременную проверку всех возможных версий и т.д.).

Как известно, «признаки преступления» в стадии возбуждения дела должны быть установлены в высокой степени вероятности главным образом по объекту и объективной стороне состава преступления. Поэтому квалификация преступления, которая дается в постановлении о возбуждении уголовного дела, носит предварительный характер. В ходе предварительного следствия или дознания в зависимости от установления фактических данных следователь или дознаватель вправе изменить квалификацию преступления в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

<closetest2< font="">Проверка поводов и оснований к возбуждению уголовного дела ограничена сроками, предусмотренными в законе. Часть 1 статьи 144 УПК не только обязывает дознавателя, следователя, орган дознания и прокурора принять, проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении в пределах компетенции, установленной УПК, но и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления такого сообщения.</closetest2<>

В соответствии с частью 3 статьи 144 УПК, прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток (см. приложения 7, 8, 9 к статье 476 УПК).

В дальнейшем этот срок может быть продлен только при необходимости проведения документальных проверок или ревизий и только прокурором по ходатайству следователя или дознавателя до 30 суток (часть 3 статьи 144, приложение 8 к статье 476 УПК).

Следует подчеркнуть, что согласно пункту 32 упомянутого выше Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные статьями 144 и 146 УПК, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.

При наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела орган дознания, следователь, дознаватель с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной УПК, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (часть 1 статьи 146 УПК). Добавим, что в силу части 2 статьи 39 УПК начальник следственного отдела вправе также как и следователь с согласия прокурора возбудить уголовное дело.

В постановлении о возбуждении уголовного дела публичного обвинения указываются дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основания для возбуждения уголовного дела, пункт, часть статьи УК РФ, на основании которой возбуждается уголовное дело. Применительно к постановлениям о возбуждении уголовного дела, вынесенным следователем, дознавателем и органом дознания необходимо согласие прокурора, которое оформляется его резолюцией с указанием классного чина, фамилии, инициалов прокурора, времени вынесения его согласия и подписи (см. приложения 13, 14, 16, 18, 23 к статье 476 УПК).

<closetest3< font="">Постановление следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение экспертизы) – соответствующие протоколы и постановления (ч. 4 ст. 146 УПК).</closetest3<>

<closetest1< font="">В этой связи нужно заметить, что осмотр места происшествия – единственное следственное действие, которое может быть произведено до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства (часть 2 статьи 176 УПК). Что касается освидетельствования и назначения экспертизы, то эти следственные действия хотя и могут быть произведены до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, однако к моменту их производства постановление о возбуждении уголовного дела уже должно быть вынесено следователем, органом дознания или дознавателем.</closetest1<>

Прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела вместе с указанными выше материалами, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.

В случае принятия прокурором решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но невозможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства предварительного следствия или дознания, Генеральный прокурор обязывает о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а постановление о возбуждении уголовного дела с материалами незамедлительно направлять следователю или дознавателю. Уведомление, полученное по телефону, оформляется телефонограммой (п. 2.6 приказа Генерального прокурора РФ № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от 5 июля 2002 года).

Прокурор может не только дать согласие на возбуждение уголовного дела, но и сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела (приложение 12 к статье 476 УПК).

Если прокурор принимает решение не давать своего согласия на возбуждение уголовного дела, то он выносит об этом соответствующее постановление, образец бланка которого закреплен в приложении 22 к статье 476 УПК.

В специальной литературе высказано обоснованное мнение о том, что следователю необходимо предоставить право не согласиться с решением прокурора об отказе дать согласие на возбуждение уголовного дела и обжаловать это решение вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений и направлением ему материалов проверки сообщения о преступлении и своего постановления о возбуждении уголовного дела, т.е. дополнить случаи, указанные в ч. 3 ст. 38 УПК. Следователь, проверяя полученное сообщение всеми указанными выше способами, вплоть до проведения следственных действий, разрешенных законом, выносит постановление о возбуждении уголовного дела по своему внутреннему убеждению, основанному на результатах проверки заявления о преступлении. Отказ прокурора в даче согласия на возбуждение уголовного дела фактически прекращает процесс раскрытия преступления и изобличения виновного, который, по мнению следователя, должен быть продолжен с целью его успешного завершения. Вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или не соглашается с мнением следователя.4

О принятом решении прокурора в связи с возбуждением уголовного дела должен быть извещен заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (см. приложения 12, 13, 14, 16, 18, 22, 23 к статье 476 УК).

В этой связи следует привести постановление Конституционного Суда от 18 февраля 2000 года №3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана». В этом постановлении, в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ, предусмотрено, что лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку такой отказ преграждает потерпевшему возможность судебной защиты его прав и законных интересов.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (часть 4 статьи 146 УПК). В этих случаях возбуждение уголовного дела и начатое расследование осуществляется без согласия прокурора на постановлении о возбуждении уголовных дел в виде его резолюции.

Что касается возбуждения уголовных дел частно-публичного и частного обвинения, то они, как уже было сказано выше, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке (статья 147 УПК).