logo search
доронина_i

3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора

Значение такого события, как создание МЦУИС, заключается в том, что процедура разрешения спора, предусмотренная в Вашингтонской конвенции, предоставляет инвестору возможность обращения с иском к государству, действиями которого был причинен ущерб. В настоящее время значение МЦУИС в разрешении инвестиционных споров возрастает. Это связано с тем, что на основе МЦУИС формируется своеобразная правовая система, состоящая из связанных между собой международных договоров.

Обращение к МЦУИС предусматривается в Соглашении о создании регионального объединения НАФТА. Основанием для признания компетенции МЦУИС для разрешения инвестиционных споров иностранных инвесторов с государством этого регионального объединения является Соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), участниками которого являются США, Канада и Мексика. Согласно положениям гл. 11 названного Соглашения инвестиционные споры подлежат разрешению в МЦУИС.

Этот же механизм разрешения инвестиционных споров лежит и в основе Договора к Энергетической хартии. В соответствии с п. 4 ст. 26 Договора к Энергетической хартии инвестор дает свое согласие в письменной форме на передачу спора на рассмотрение в МЦУИС, учрежденный в соответствии с Вашингтонской конвенцией. Если договаривающаяся сторона инвестора и договаривающаяся сторона, являющаяся стороной в споре, являются участниками Вашингтонской конвенции, то спор рассматривается по правилам процедур, предусмотренных в Вашингтонской конвенции. Если договаривающаяся сторона инвестора или договаривающаяся сторона, участвующая в споре (но не обе), является участницей Вашингтонской конвенции, то спор разрешается в соответствии с процедурами, предусмотренными в Дополнительном протоколе к Вашингтонской конвенции (Additional Facilities).

В современной практике регулирования иностранных инвестиций нормы двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений в части, касающейся порядка разрешения споров, рассматриваются как достигнутое между государствами соглашение о передаче инвестиционных споров в МЦУИС, созданный Вашингтонской конвенцией. Однако вряд ли такое соглашение можно рассматривать как своеобразное арбитражное соглашение, достигнутое на межправительственном уровне. Оно не является соглашением между участниками спора. Международное соглашение связывает договаривающееся государство обязательством подчиниться компетенции МЦУИС лишь в случае, если такое соглашение будет заключено в письменной форме соответствующим государством и инвестором*(312). Такая оценка вытекает из положенияст. 26Вашингтонской конвенции, в соответствии с которой согласие сторон о передаче в МЦУИС спора для разрешения методом арбитража означает, если не предусмотрено иного, обязательность такого согласия и отказ от использования других средств разрешения споров.

Изменение роли двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций отмечалось в литературе и при анализе этих соглашений в практике стран с переходной экономикой. "Современные инвестиционные соглашения превратили взаимные права и обязанности инвестора и принимающего инвестиции государства в объект международно-правовых обязательств государств. Нарушение данных обязательств со стороны принимающего инвестиции государства может служит основанием спора с государством инвестора".*(313)

Создание МЦУИС можно рассматривать как создание базового элемента в международно-правовом механизме защиты иностранных инвестиций. Принятие Сеульской конвенции1985 г. является важным дополнением к этому элементу международной системы защиты инвестиций. Сеульская конвенция разрешила проблему, связанную с исполнением решений, выносимых МЦУИС. Принятие Сеульской конвенции привело к созданию международного страхового фонда за счет взносов участвующих в Конвенции государств. Участие в Сеульской конвенции обеспечивало выплату денежной компенсации иностранным инвесторам в случае наступления политических рисков, т.е. рисков, связанных с действиями государств (национализация инвестиций, изменение законодательства, в том числе валютного) и других указанных в Конвенции рисков (военные действия, гражданские войны на территории государства, принимающего инвестиции).

Все три элемента международно-правовой защиты иностранных инвестиций объединены в единый механизм во многом благодаря участию Мирового Банка в его создании. Мировой Банк заинтересован в развитии частных капиталовложений, которые используются для достижения экономического роста в развивающихся странах. Цель экономического развития является одной из уставных целей этой международной организации. Даже при предоставлении международных займов Мировой Банк, как правило, обращает внимание на то, чтобы предоставленные взаймы денежные средства одной из структур, входящих в группу международных финансовых организаций Мирового Банка, содействовали развитию частных инвестиций в стране, пользующейся этими заемными средствами.

Развитию международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций во многом содействовала практика разрешения инвестиционных споров МЦУИС.