logo search
УМК Уголовный процес 2012

§ 1. Сущность, задачи и значение предварительного расследования

Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела, и завершающаядосудебное производство.

Главное назначение этой стадии состоит в том, чтобы собрать и закрепить доказательства и тем самым подготовить дело к рассмотрению в суде. Указание на предварительность этого производства обычно связывают с тем, что решения и выводы органов предварительного расследования неокончательны, необязательны для суда, являются для суда лишь версией обвинения. Признать лицо виновным в совершении преступления правомочен только суд (ст.49 Конституции РФ), при этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены и оценены им в судебном заседании. Вместе с тем, выводы, сделанные в стадии предварительного расследования определяют пределы судебного разбирательства по делам, направленным в суд. При прекращении уголовных дел выводы дознавателя, следователя, прокурора являются окончательными. При отказе государственного обвинителя от обвинения суд обязан прекратить судебное разбирательство дела.

Стадия предварительного расследования обладает всеми признаками самостоятельной стадии уголовного процесса. Её содержание определяется непосредственными задачами, вытекающими из общего назначения уголовного судопроизводства; стадия имеет свое начало и окончание, итоговые решения, отделяющие её от последующей судебной стадии, или прекращающие производство по делу; определенный круг участников, наделенных правами стороны обвинения и защиты; процессуальную форму, свойственную только этой стадии.

Укреплению законности и демократизации предварительного расследования служит прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, осуществляемого прокурором от имени государства, а также ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела и начальника органа дознания и судебный контроль за законностью и обоснованностью действий и решений процессуальных органов при расследовании уголовных дел.

Содержание стадии предварительного расследования составляет деятельность уполномоченных, компетентных государственных органов и должностных лиц, а также вовлеченных в дело заинтересованных и иных участников, целями которой являются: 1) раскрыть преступление; 2) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; 3) собрать доказательства, достаточные для проведения судебного разбирательства; 4) обеспечить участие обвиняемого в суде; 5) гарантировать решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для реализации этих целей в этой стадии осуществляются следующие задачи: 1) быстро и полно раскрыть преступление; 2) собрать, проверить и оценить доказательства, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства; 3) изобличить и привлечь в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление; 4) обеспечить защиту обвиняемого; 5) применить меры процессуального принуждения; 6) определить размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения; 7) выявить обстоятельства, способствующие совершению преступления, и принять меры по их устранению.

Деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в условиях соблюдения законности, охраны прав и свобод человека и гражданина, а также иных принципов уголовного судопроизводства. Между тем предварительное расследование осталось розыскным, лишь с некоторыми элементами состязательности, но с усилением контрольных и разрешительных полномочий суда.

Развитие элементов состязательности не привело к ликвидации такой важной черты предварительного расследования как всесторонность и полнота установления фактических обстоятельств деяния, являющихся поводом для рассмотрения их судом.

Обвинительная деятельность дознавателя, следователя, прокурора сочетается с объективным подходом к установлению фактических обстоятельств, а это означает их всестороннее и полное исследование. Без объективного и непредвзятого исследования дела невозможно выдвинуть обоснованное обвинение, т.е. осуществить деятельность по уголовному преследованию.

Должностные лица, выступающие на стороне обвинения, обязаны принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7 УПК), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение прокурора, следователя, дознавателя от выполнения этих обязанностей, УПК не содержит.6

<quest1< font="">К числу правовых положений, выражающих требование всесторонности и полноты расследования, следует отнести необходимость выполнения требований статьи 73 УПК, согласно которым в процессе расследования подлежат доказыванию не только событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением, но и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие и отягчающие наказание, могущие повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.</quest1<>

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и полноте предварительного расследования и разрешения уголовного дела (ч. 2 ст. 154 УПК). В обвинительном заключении и обвинительном акте следователь, дознаватель обязаны привести перечень доказательств, подтверждающих обвинение и те, на которые ссылается сторона защиты, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст. 220,225 УПК). Кроме того, УПК содержит различные гарантии, обеспечивающие защиту интересов лиц, подвергающихся уголовному преследованию, от нарушения в процессе расследования требований полноты и всесторонности исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 2 ст. 9ч. 2 ст. 14  УПК и др.).

Конституционный Суд в постановлении от 29 июня 2004 г. специально подчеркивает, что поскольку государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется, и именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, дознаватель, следователь, прокурор и суд, осуществляя доказывание, обязаны принимать в установленных процессуальных формах все зависящие от них меры к тому, чтобы были получены доказательства, подтверждающие как виновность, так и невиновность лица в совершении инкриминируемого ему преступления.

Наряду с традиционной ревизионной формой судебного контроля, представляющей контроль каждой последующей стадии за результатами предыдущей, который осуществляется по всем уголовным делам в отношении всего объема досудебного производства и не связан с чьим-либо обращением, жалобой или ходатайством, УПК предусматривает перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий) судебный контроль.

Предварительный судебный контроль выступает в стадии предварительного расследования как способ предотвращения необоснованных ограничений конституционных прав и свобод личности и имеет место при принятии решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска; о производстве выемки предметов и документов, содержащую информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (п. 1-11 ч. 2 ст. 29ст. 165 УПК); эксгумации трупа в случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против её проведения (ч. 3 ст. 178 УПК). Ретроспективный (последующий) судебный контроль заключается в рассмотрении судом жалоб участников судопроизводства, а также иных лиц на решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 125 УПК); в проверке законности произведенных неотложных следственных действий, а также решении вопроса о недопустимости полученных с процессуальными нарушениями доказательств (ч. 5 ст. 165 УПК). Таким образом, объектом судебного контроля в рассматриваемой стадии выступает не только правовая сторона действий органов расследования, но и фактическая.

Значительную роль в стадии предварительного расследования играет оперативно-розыскная деятельность, которая осуществляется на основании Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». Это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями, в пределах их компетенции, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, которая осуществляется в первую очередь в процессе предварительного расследования уголовных дел.

Стадия предварительного расследования является обязательной по всем делам о преступлениях, за исключением дел частного обвинения, по которым предварительное расследование проводится лишь в факультативном порядке, если его производство признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 20 УПК).

<quest2< font="">Структура стадии состоит из следующих основных этапов:</quest2<>

  1. деятельность, связанная с принятием к производству расследования возбужденного уголовного дела;

  2. производство неотложных следственных и иных процессуальных действий в целях предотвращения и пресечения преступлений, обнаружения и закрепления следов преступлений, а также вовлечения в дело заинтересованных и иных участников расследования;

  3. привлечение лица в качестве обвиняемого, предъявление ему обвинения и избрание мер уголовно-процессуального принуждения;

  4. производство следственных и иных процессуальных действий с целью уточнения обвинения, вовлечения в процесс иных заинтересованных участников;

  5. процессуальные действия, связанные с окончанием предварительного расследования, принятием и исполнением итоговых решений;

  6. действия и решения прокурора по проверке законности и обоснованности произведенного расследования и принятых по делу итоговых решений.

Начало, сроки и окончание предварительного расследования. Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела, согласованного с прокурором, срок предварительного расследования начинает течь с даты, указанной на постановлении о возбуждении уголовного дела. Исключение из этого правила составляют случаи возбуждения уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ. Последующее уведомление об этом прокурора и дата его согласия на возбуждение дела значения для исчисления срока следствия не имеет. Следователь, дознаватель обязан немедленно приступить к производству расследования по возбужденному им самостоятельно или переданному ему делу, приняв его к своему производству, о чем выносится постановление. Производство следователем, дознавателем по уголовному делу следственных и иных процессуальных действий без вынесения постановления о принятии дела к своему производству является нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим признание недопустимыми полученных таким путем доказательств (ч. 3 ст. 7 УПК).

В соответствии со статьями 162223 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2-х месяцев, а дознание – 20-ти суток (подробнее о сроках дознания в главе «Дознание»). Поскольку срок предварительного следствия исчисляется в месяцах, он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет такого же числа, срок заканчивается в последующие сутки месяца, если истечение срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Окончание течения срока предварительного следствия определяется датой направления дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо датой прекращения производства по делу.

По уголовным делам, поступившим из других государств, процессуальные сроки исчисляются в соответствии с российским законодательством.

Для начала исчисления срока предварительного следствия не имеет значения какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в этот срок включается время выполнения неотложных следственных действий, время проведения дознания, если в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК, прокурор примет решение о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия. В срок предварительного следствия включается время ознакомления участников с материалами оконченного производства. В отличие от срока следствия срок дознания заканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

При исчислении срока предварительного следствия в него не включается 5-ти суточный срок нахождения дела у прокурора, поступившего к нему от следователя для утверждения обвинительного заключения (ст. 221 УПК), постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ч. 5 ст. 439 УПК).

Закон предусматривает только два основания для перерыва в течение 2-х месячного срока предварительного следствия. В тех случаях, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, а также, если временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, предварительное следствие может быть приостановлено до окончания срока (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК).

Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место нахождения не установлено по иным причинам, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК).

После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается до его возобновления (ч. 3 ст. 209 УПК), поэтому в срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным законом.

Следователь обязан стремиться завершить расследование в установленный законом общий срок, но при наличии обстоятельств, не позволяющих закончить производство по делу своевременно, двухмесячный срок следствия может продлеваться в порядке, установленном статьей 162 УПК. Верхний предел срока предварительного следствия ограничен, только сроком давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК). Однако это не должно восприниматься как возможность проводить расследование по уголовному делу бесконечно.

<quest3< font="">В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору не позднее 5-ти суток до дня истечения срока предварительного следствия (ч. 7 ст. 162Приложение 133 к ст. 476 УПК). Проведение следственных действий по делу, по которому истек и не продлен в установленном порядке срок предварительного следствия, признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (БВС РФ, 1999, №7, обзор). В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия следователь излагает обстоятельства, установленные в ходе следствия, с указанием даты возбуждения уголовного дела, предыдущих сроков продления, даты истечения срока следствия, обоснование невозможности закончить предварительное следствие в установленный срок, какие следственные действия планируется выполнить в продленный срок.</quest3<>

О каждом случае продления срока следствия следователь должен своевременно в письменном виде уведомить обвиняемого и его защитника, потерпевшего и его представителя и разъяснить им порядок обжалования этого решения в соответствии со статьями 123 – 125 УПК.

Представляется, что такое уведомление должно направляться всем заинтересованным участникам судопроизводства (гражданскому истцу, гражданскому ответчику, их представителям).

Порядок, конкретные условия обращения к соответствующему прокурору для продления срока предварительного следствия, не предусмотренные уголовно-процессуальным законом, определяются нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ, которые обязательны для исполнения всеми следователями независимо от ведомственной принадлежности. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия необходимо указывать дату возбуждения уголовного дела, а в случае соединения в одном производстве нескольких дел – дату возбуждения каждого из них; краткое содержание дела, подробные данные о личности обвиняемых, даты их задержания и избрания меры пресечения, сущность предъявляемого обвинения и конкретные доказательства виновности, в том числе опровергающие доводы обвиняемых в свою защиту; сведения о движении дела, в том числе о назначении экспертиз; причины, в силу которых следствие не может быть окончено в установленный срок; объем предстоящей работы по делу. При повторном возбуждении ходатайства в постановлении следует указывать, выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление; причины их невыполнения и принятые в этой связи меры.

Двухмесячный срок предварительного следствия может быть продлен до 6-ти месяцев прокурором района, города или приравненным к нему военным прокурором и их заместителями.

Еще на шесть месяцев (до 12 месяцев) срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ, военным прокурором округа и флота, а также их заместителями. Основанием такого решения является особая сложность расследования. Под этим следует понимать большое число обвиняемых, наличие существенных противоречий в их показаниях, необходимость проведения сложных и трудоемких экспертиз и других следственных действий, направление запроса о правовой помощи в другое государство и др.

По истечении годичного срока предварительного следствия он может быть продлен Генеральным прокурором РФ или его заместителями. Такое продление допускается лишь в исключительных случаях, вызванных особой сложностью дела или масштабностью преступной деятельности организованных групп или преступных сообществ, необходимостью направления запросов о правовой помощи, нахождением важных свидетелей за пределами РФ и необходимостью принятия мер по их вызову для проведения следственных действий и др. Такое продление необходимо в случаях невозможности передачи уголовного дела в суд в связи с затянувшимся ознакомлением участников процесса с материалами дела, с разрешением заявленных ими ходатайств.

На практике сложился порядок, согласно которому, если решение вопроса о продлении срока предварительного следствия находится в компетенции прокурора Субъекта Российской Федерации или Генерального прокурора РФ или его заместителей, ходатайство следователя должно быть поддержано прокурором, осуществляющим надзор за производством по уголовному делу.

При продлении сроков расследования определяется не только их продолжительность, но и конкретные даты их истечения. Разрешение на продление срока оформляется резолюцией прокурора на постановлении следователя.

От продления срока предварительного следствия отличается установление надзирающим прокурором срока для производства дополнительного следствия по делу, поступившему с обвинительным заключением (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК), при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела (ст. ст. 211214 УПК). Такой срок не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК.

Порядок окончания предварительного расследования, конкретные условия его завершения зависят от формы его производства.

<quest4< font="">Предварительное следствие заканчивается:</quest4<>

  1. обвинительным заключением, которое утверждает прокурор и направляет уголовное дело в суд (ст. 222 УПК);

  2. постановлением о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 439 УПК);

  3. постановлением о прекращении уголовного дела (ст. 213 УПК).

Производство дознания заканчивается:

  1. обвинительным актом, который утверждает начальник органа дознания, затем прокурор и направляет уголовное дело в суд (ст. 225 УПК);

  2. прекращением уголовного дела (ст. 213 УПК).

Дознание может завершиться направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК), но для стадии предварительного расследования это не окончательное, а промежуточное решение, так как производство по делу будет продолжено.

На этапе окончания предварительного расследования дознаватель, следователь обязаны подвести итоги деятельности по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступления. Обязанностью является не только установление таких обстоятельств, но и принятие мер по их устранению. Такими мерами могут быть отстранение обвиняемого от должности, избрание мер пресечения и др.

Признав обстоятельства, способствующие совершению преступления, установленными и не исключающими возможности совершения новых преступлений, следователь, дознаватель, прокурор вправе внести в организации или соответствующим должностным лицам представление с предложением устранить выявленные недостатки, Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

Копия представления во всех случаях приобщается к уголовному делу либо к наблюдательному производству прокурора. В прилагаемой к обвинительному заключению справке указываются основные реквизиты представления. Указанные меры должны приниматься не только по делам, направляемым в суд, но и по прекращенным либо приостановленным производством делам (Приложение 164 к ст. 476 УПК).

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительного следствия либо дознания.

Предварительное следствие – это основная форма расследования, оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части 3 статьи 150 УПК, по которым проводится дознание, и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318 УПК). В отличие от УПК РСФСР новый уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает производство обязательного предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, такая форма расследования обязательна по делам о применении принудительных мер медицинского характера. Процессуальная форма производства предварительного следствия может дифференцироваться в сторону её усложнения по делам в отношении лиц, совершивших деяния, запрещенные уголовным законом в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом. Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37ч. 4 ст. 150 УПК), или по делу частного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК). Такие письменные указания прокурор дает в случаях: 1) если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления, а лицо, его совершившее, не установлено; 2) если в установленные законом сроки для производства дознания невозможно полно и объективно осуществить расследование дела; 3) если уголовное дело имеет особое общественное значение. Правильный выбор формы расследования – важное процессуальное условие. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как нарушение уголовно-процессуального закона.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК).

Производство предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК). По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. В случае сложности или большого объема дела расследование может быть поручено следственной группе.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении её состава принимает прокурор либо начальник следственного отдела. Такое решение оформляется отдельным постановлением (Приложение 19 к ст. 476 УПК) или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела (Приложение 18 к ст. 476 УПК). В постановлении перечисляются все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. Руководство следственной группой может осуществлять начальник следственного отдела (ч. 2 ст. 39 УПК), а также прокурор (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК). К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативные работники не входят в состав следственной группы, они только осуществляют оперативное сопровождение процессуальной деятельности по поручению руководителя.

Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, им разъясняется право заявить отвод любому участнику следственной группы. Представляется, что состав следственной группы должен объявляться всем заинтересованным участникам судопроизводства, которые имеют право заявить отвод. Объявление состава следственной группы целесообразно оформлять специальным протоколом, который приобщается к постановлению о производстве предварительного следствия следственной группой или отражать в самом постановлении.

Все следователи, входящие в состав следственной группы, обладают процессуальной самостоятельностью, принимают решения, не входящие в компетенцию руководителя, лично производят следственные действия, при необходимости участвуют в следственных действиях, производимых другими следователями (ч. 5 ст. 163 УПК).

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей. Он принимает наиболее ответственные итоговые решения и составляет обвинительное заключение, выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных медицинского характера к лицу, совершившему преступление, но заболевшему психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 3 ст. 163 УПК). Руководитель следственной группы должен выносить аналогичное постановление и в отношении лиц, совершивших деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, о чем необходимо также указать в ст. 163 УПК.

<quest5< font="">Согласно ч. 4 ст. 163 УПК только руководитель следственной группы принимает решения о:</quest5<>

  1. выделении уголовного дела, материалов уголовного дела в отдельное производство;

  2. прекращении уголовного дела;

  3. прекращении уголовного преследования;

  4. приостановлении или возобновлении производства;

  5. привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме обвинения;

  6. направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, кроме тех случаев, когда для помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей в медицинский стационар для производства экспертизы требуется судебное решение (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК);

  7. возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

  8. возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК.

По смыслу статьи 163 УПК руководитель следственной группы должен принимать решение об избрании других мер пресечения, не требующих судебного контроля или согласия прокурора.