1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
В основе унификации правового регулирования инвестиционных фондов лежит Директива Совета Европейского Союза от 20 декабря 1985 г. N 611*(149)(далее - Директива N 611), которая носит название "О координации законов, правовых актов и административных предписаний, касающихся предприятий (схем) коллективного инвестирования в ценные бумаги, обращающихся на фондовых рынках"*(150).
В соответствии с положением из Преамбулы Директива N 611 была разработана в целях выравнивания условий конкуренции между предприятиями в рамках ЕС. Главным в работе по унификации правового регулирования инвестиционных фондов представлялось создание европейского рынка капиталов, обеспечение эффективной и единообразной защиты для пайщиков инвестиционного фонда вне зависимости от того, на территории какого государства - члена ЕС происходит инвестирование средств инвестиционного фонда. Директива устанавливает единые правила, касающиеся порядка авторизации и контроля над деятельностью инвестиционных фондов, структуры их активов, а также единые требования к обязательной публикации информации об инвестиционных фондах, действующих в государствах - членах ЕС.
Директива N 611 при определении понятия "инвестиционный фонд" оперирует такой категорией, как "предприятие" (undertaking) в его первоначальном значении как "деловое начинание", "деятельность"*(151). Поэтому правовую конструкцию "инвестиционный фонд" следует рассматривать как конструкцию, не обязательно связанную с созданием юридического лица. Согласно п. 2 ст. 1 под инвестиционным фондом Европейского Союза или UCITS понимается "предприятие, целью которого являются коллективные инвестиции в ценные бумаги, обращающиеся на рынке, из суммы капитала, полученной на основе денежных средств широкой публики, и принципом деятельности которого является разложение рисков, связанных с вложением денег в ценные бумаги".
Инвестиционные фонды выделяются среди профессиональных участников рынка ценных бумаг тем, что выпускаемые ими паи (units) могут обращаться на рынке, т.е. по требованию держателя паев паи должны выкупаться за счет активов фонда. При этом деятельность UCITS должна быть направлена на то, чтобы гарантировать определенный уровень суммы, по которой выкупаются паи, в частности чтобы рыночная стоимость пая (stock exchange value) существенно не отклонялась от номинальной его стоимости (net asset value).
Директива N 611 дает определение UCITS как организации предпринимательской деятельности на территории Европейского Союза. Это организация, которая занимает особое положение в системе предпринимательских организаций, регулируемых национальным законом. В п. 5 и 6 ст. 1 Директивы N 611 определены границы, в которых осуществляется гармонизация правового регулирования инвестиционных фондов. Так, UCITS, созданные в соответствии с требованиями Директивы N 611, не могут быть реорганизованы в инвестиционные фонды, подчиняющиеся национальному законодательству. К UCITS, действующим на территории государства - члена ЕС, могут быть применены нормы национального законодательства в дополнение к содержащимся в Директиве N 611 при условии, что эти нормы соответствуют требованиям, выраженным в ст. 44,45и52 (2)Римского договора, регулирующих движение капитала в Европейском Союзе.
Директива N 611 называет четыре вида инвестиционных фондов, которые выходят за рамки регулирования указанной Директивы. Так, не подчиняются требованиям Директивы N 611:
1) закрытые инвестиционные фонды;
2) инвестиционные фонды, которые не размещают свои паи в любой иной части ЕС;
3) инвестиционные фонды, чьи паи размещаются исключительно в государстве, не являющемся членом ЕС;
4) инвестиционные фонды, неправомочные осуществлять деятельность на основании нарушения ими обязательств, предусматриваемых правовыми актами государства - члена ЕС, на территории которого расположен соответствующий инвестиционный фонд, а также требования, содержащиеся в разд. 5 и ст. 36 Директивы N 611 и касающиеся порядка осуществления заемных операций UCITS.
Директива связывает создание инвестиционного фонда с исполнением формальной процедуры авторизации, чтобы подчинить создаваемые инвестиционные фонды единому европейскому правовому режиму. Термин "авторизация" обозначает процедуру допуска профессионального участника к работе на рынке. Процесс авторизации может состоять в лицензировании профессиональной деятельности или в выполнении иных процедур, необходимых для получения права работать на рынке.
Общие требования к порядку авторизации на рынке инвестиционных услуг были сформулированы в одной из первых директив ЕС и направлены на гармонизацию правового регулирования инвестиций. Так, в Директиве Совета ЕС от 10 мая 1993 г. N 93/22/ЕЕС "Об инвестиционных услугах"*(152)(Investment Services Directive или ISD) предусматривалось следующее:
- минимум авторизационных требований в отношении допуска к осуществлению профессиональной деятельности на рынке финансовых услуг (ст. 3);
- принцип взаимного признания лицензий (вводится понятие единого европейского паспорта) (ст. 14);
- единый минимум пруденциальных требований (ст. 10);
- прямой доступ профессиональных участников на национальные фондовые рынки (ст. 15).
Предусмотренные в ISD положения относятся и к инвестиционным фондам. ISD содержит определение категории инвестиционной услуги в ст. 1, 2, под которой понимаются операции, перечисленные в Приложении "А" к ISD. Среди перечисленных операций указывается, в частности, управление инвестиционными портфелями, включающими один или более инвестиционных инструментов в соответствии с указаниями инвестора на недискриминационной основе при соблюдении принципа клиент-клиент. Кроме того, ISD вводит категорию "инвестиционная фирма", под которой понимаются организации, являющиеся юридическими лицами, и организации, для которых признак организационного единства выражен в условиях договора, заключаемого между участниками создаваемой организации. ВISD имеется также определение финансового инструмента, которое включает перечень объектов финансирования, которые могут обращаться на рынке инвестиционных услуг (Приложение "В" к ISD). Таким образом, ISD создала основу для принятия специальной директивы, касающейся основной организации на рынке инвестиционных услуг - инвестиционного фонда.
Инвестиционные фонды ЕС или UCITS - это инвестиционные фонды, созданные и авторизованные в соответствии с требованиями Директивы Совета ЕС N 85/611/ЕЕС. Статус UCITS, присваиваемый инвестиционному фонду в результате процедуры авторизации, позволяет этому инвестиционному фонду размещать свои активы на рынках государств - членов ЕС, а также предлагать к продаже широкой публике выпускаемые инвестиционным фондом паи.
Положительную роль в развитии инвестиционных фондов сыграла предусмотренная в Директиве N 611 процедура авторизации UCITS. Как об этом указывает документ Комиссии ЕС по инвестиционным фондам, благодаря процедуре авторизации UCITS получили широкое признание и обеспечили развитие рынка Европейского Союза в условиях обострения конкуренции на мировых рынках капиталов. "Европейская индустрия фондов, инновационная и четко регулируемая с помощью системы авторизации, уже экспортирует свое ноу-хау в другие региональные объединения государств"*(153).
Директива N 611 была дополнена рекомендациями, касающимися второго параграфа ст. 25 (1) Директивы N 611*(154). Рекомендации касались случаев приобретения голосующих акций инвестиционными или управляющими компаниями. Статья 25 (1) Директивы N 611 запрещает такое приобретение, так как это дает управляющей компании или инвестиционной компании право влияния на стратегические решения эмитента. Чтобы не допустить нарушения указанных положений, в статье предусматривается координация действий государств-членов по представлению отчетности о нормах права, приводящих в действие названный принцип регулирования инвестиционных и управляющих компаний. В частности, согласно Директиве N 611 государствам - членам ЕС рекомендуется сообщать о том, что в законодательстве и доктрине принята "концепция существенного влияния".
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации