3. Общие фонды банковского управления
Еще одной формой, вызывающей ассоциации с паевым инвестиционным фондом, является так называемый общий фонд банковского управления - ОФБУ.
Правовой основой формирования ОФБУ являются положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности"*(161), определяющие виды банковских операций, а также иных сделок кредитной организации (ст. 5). К числу сделок, совершаемых кредитной организацией, указанный Закон относит доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. Порядок осуществления операций доверительного управления регламентируетсяИнструкциейБанка России от 2 июля 1997 г. N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации", утвержденнойприказомБанка России от 2 июля 1997 г. N 02-287*(162)(далее - Инструкция N 63).
В соответствии с Инструкцией N 63 под ОФБУ понимается "имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления" (п. 2.5). Лицо, внесшее долю имущества в ОФБУ, считается учредителем доверительного управления (п. 2.6Инструкции N 63).
Документом, свидетельствующим о факте передачи имущества в доверительное управление и о доле учредителя в составе ОФБУ, является сертификат долевого участия.
Согласно п. 2.7Инструкции N 63 сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи и иных сделок. Решение о создании ОФБУ принимается органом управления кредитной организации - доверительного управляющего, уполномоченным принимать такого рода решения (п. 6.2Инструкции N 63).
Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении Банка России (п. 6.7Инструкции N 63), при этом кредитная организация, если она относится к 1-й категории по финансовому состоянию ("финансово стабильные банки") вправе образовывать несколько ОФБУ (п. 6.3Инструкции N 63).
Следует отметить, что ОФБУ обладают значительным сходством с паевыми инвестиционными фондами, и в то же время они являются локальными, ограниченными формами коллективного инвестирования. Причиной "локальности" ОФБУ являются, на наш взгляд, следующие обстоятельства.
Во-первых, инициируя правовую конструкцию ОФБУ, Банк России стремился сформировать систему, альтернативную схемам коллективного инвестирования, разрабатываемым в то время Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ России). Соответственно, система, разрабатываемая Банком России, могла распространяться исключительно на кредитные организации. Напомним, что регистрирующими органами для ОФБУ являются в соответствии с ИнструкциейN 63 территориальные отделения Банка России, а документом, определяющим вопросы, связанные с порядком формирования и функционирования ОФБУ - единственная Инструкция N 63. Такой объем не сравним с нормативным массивом, распространяющимся на инвестиционные фонды. Однако это положение объясняется тем, что в качестве учредителей ОФБУ выступают кредитные организации, поэтому многие из вопросов, требующих регламентации (например, требования к составу имущества управляющих компаний, инвестиционных фондов, наличию профессиональных навыков и т.п.), разрешаются в рамках правовых актов, касающихся деятельности кредитных организаций. Таким образом, ОФБУ изначально разрабатывались как конструкция, используемая исключительно кредитными организациями.
Вторым обстоятельством, обусловливающим известную "замкнутость" схемы ОФБУ, является то, что сертификат долевого участия, т.е. документ, удостоверяющий участие физического или юридического в ОФБУ, является документом, полностью лишенным оборотоспособности. Напомним, что согласно ИнструкцииN 63 сертификат не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи и иных сделок. Данное обстоятельство существенным образом сужает возможности использования ОФБУ в качестве инструмента, опосредующего инвестирование капитала.
Возвращаясь к проблеме построения системы правовых актов, регулирующих вопросы создания и деятельности инвестиционных фондов, представляется возможным говорить об актах законодательной власти. При этом часть законов имеет к инвестиционным фондам непосредственное отношение, а часть законов применяется в зависимости от ситуации.
Сказанное можно проиллюстрировать на примере норм ГКРФ. Поскольку инвестиционные фонды (а точнее, акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании паевых инвестиционных фондов) являются участниками имущественных отношений и вступают в возникающие правоотношения на основе принципа равенства между участниками правоотношений, нормы ГК РФ будут применяться в зависимости от существа возникающих правоотношений. Однако в силу требований специального закона - Федерального закона "Об инвестиционных фондах" - нормы ГК РФ о договорах доверительного управления будут соотноситься с нормами этого Закона (например, сост. 11) как общие нормы (lex generalise и специальные нормы (lex specialis). Аналогичное соотношение будут иметь нормыФедерального законаот 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(163)и нормы Федерального закона "Об инвестиционных фондах", касающиеся акционерных инвестиционных фондов.
Особое значение в регулировании вопросов, связанных с функционированием инвестиционных фондов, имеют Федеральный законот 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(164)иФедеральный законот 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"*(165).
На начальном этапе, вероятно, предполагалось, что схемы коллективного инвестирования будут развиваться в качестве автономной надстройки над рынком эмиссионных ценных бумаг, подчиняющейся собственному регулированию. Соответственно, ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными фондами по задуманной схеме, должны были обращаться по несколько иным правилам, чем эмиссионные ценные бумаги в соответствии с Федеральным законом"О рынке ценных бумаг".
Первый шаг в сторону объединения системы обращения эмиссионных ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых в связи с реализацией схем коллективного инвестирования, был сделан, когда на стадии разработки в проект закона о паевых инвестиционных фондах были включены положения, касающиеся акционерных инвестиционных фондов, а сам законопроект трансформировался в проект закона об инвестиционных фондах. Как известно, ценными бумагами, выпускаемыми акционерными инвестиционными фондами, являются акции, уже по определению являющиеся эмиссионными ценными бумагами со всеми вытекающими последствиями.
Принятие в конце 2002 г. изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"*(166)позволило включить ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными фондами, в систему организованного рынка ценных бумаг, работающего в соответствии с указанным Законом. Это стало возможным благодаря расширению предмета регулирования Федерального закона "О рынке ценных бумаг" путем внесения вст. 1положения, распространяющего действие Закона на отношения, "возникающие при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами". Ряд положений Закона, напримерст. 13, были дополнены положениями, касающимися инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.
На начальном этапе деятельности инвестиционных фондов в их регулировании огромное значение имели указы Президента РФ. Это объяснялось прежде всего тем, что первоначально данная схема коллективного инвестирования тесно увязывалась с осуществлением приватизации. Прообразом нынешних инвестиционных фондов являлись так называемые ЧИФы (чековые инвестиционные фонды), правовой основой деятельности которых были, главным образом, указы Президента РФ. В настоящее время с принятием Федерального закона"Об инвестиционных фондах" значение указов Президента РФ существенно сократилось.
Постановления Правительства РФ имеют значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов, главным образом, в части, касающейся порядка их лицензирования. Значение постановлений Правительства РФ применительно к регулированию деятельности инвестиционных фондов предопределяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(167). Согласност. 5этого Закона Правительство РФ наделяется полномочиями утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также определять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности.
Согласно п. 2Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденногопостановлениемПравительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394*(168), в качестве лицензирующего органа была названа ФКЦБ России.
Правовые акты ФКЦБ России также имели важное значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов. Полномочия ФКЦБ России осуществлять регулирование вопросов порядка создания и деятельности инвестиционных фондов вытекали из положений как Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (см., например, ст. 55), так и из упоминавшихся вышеФедерального закона"О лицензировании отдельных видов деятельности" ипостановленияПравительства РФ N 394.
Большое значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов имеют и правила, утверждаемые самими инвестиционными фондами в соответствии с требованиями законодательства РФ.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации