11.3. Иные структурные подразделения мвд России
Следственный комитет при МВД России выступает органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий организационное и методическое руководство деятельностью следственных подразделений системы внутренних дел, осуществляющим процессуальный и ведомственный контроль за расследованием уголовных дел.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», структура подразделений, возглавляемых Следственным комитетом, включает:
подразделения центрального аппарата Следственного комитета: организационное управление; управление по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности и управление по расследованиюорганизованной преступной деятельности против общественной безопасности и здоровья населения;
следственные управления Следственного комитета по федеральным округам;
главные следственные управления (управления) при органахвнутренних дел субъектов РФ;
следственные управления (отделы, отделения, группы) приорганах внутренних дел районов, городов, а также при органах, внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, наособоважных и режимных объектах;
следственные управления (отделы,.отделения, группы) приорганах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Следственный комитет при МВД России возглавляет заместитель министра МВД России - начальник Следственного комитета, назначаемый надолжность Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. Начальников главных следственных управлений органов внутренних дел субъектов РФ и руководителей следственных подразделений на транспорте и особо важных и режимных объектах назначает на должность министр внутренних дел РФ. По должностному положению они считаются заместителями
руководителей соответствующих подразделений органов внутренних дел.
Личный состав органов предварительного следствия включает состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных служащих и работников.
В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации структуры следственных подразделений строятся применительно к направлениям их деятельности и включают зональный контроль, методическое обеспечение предварительного следствия, следственную часть.
Основные задачи Следственного комитета: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
В соответствии с возложенными задачами Следственный комитет и его подразделения осуществляют следующие основные функции: S анализируют следственную практику и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков расследования; ^ изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт и современные методики расследования преступлений;
S организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-крими-налистическую деятельность и дознание; ' ^ изучакяправоприменительнуюпрактикуиосуществляютраз-работку предложений по совершенствованию законодательства;
S обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;
^ организуют рассмотрение и разрешение писем, жалоб и заявлений граждан, связанных с производством предварительного следствия.
Реформа уголовно-процессуального законодательства, проведенная в соответствии с упомянутым Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, значительно расширила полномочия руководителей следственных подразделений и повысила их ответственность за результаты следствия.
Руководители следственных подразделений имеют, в частности,
права:
S давать указания следователю о направлении расследования; •S проверять материалы уголовных дел, отменять незаконные
или необоснованные, постановления следователя; •S давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения - заключение под стражу или проведение иных следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения; •S утверждать постановление следователя о прекращении уголовного дела;
S отстранять следователя от ведения дела с передачей его другому следователю.
В исполнение Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» Правительство РФ приняло ряд мер по укреплению следственного аппарата МВД России. Была увеличена численность органов предварительного следствия за счет средств федерального бюджета до 52 230 единиц. Министру внутренних дел РФ было предоставлено право устанавливать сотрудникам органов предварительного следствия надбавку в размере до 50% должностного оклада.
Внутренние войска входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Правовой основой деятельности внутренних войск служат Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» детально определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск, порядок выполнения ими возложенных задач и устанавливает гарантии правовой и социальной защищенности военнослужащих внутренних войск.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод .человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи: •/ участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
^ охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
s оказание содействия пограничным службам в охране государственной границы Российской Федерации;
^ участие в территориальной обороне Российской Федерации.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральным законом.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
s органами управления внутренними войсками;
S соединениями и воинскими частями оперативного назначения, включая авиационные и морские части;
^ специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
S соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и грузов; *
S разведовательными и воинскими частями специального на-iзначения; -.'•'••
•S учреждениями (медицинскими, образовательными, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск.
Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту или призыву по экстерриториальному принципу. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими во-; енной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ, который утверждает" их состав, численность и структу- > ру; принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск; утверждает положение' о Главном командовании внутренних войск и Устав внутренних войск МВД Рвсени; назначает на должность главнокомандующего внутренними войсками, присваивает высшие военные звания, а также осуществляет итак полномочия в сфере деятельности внутренних войск.
Правительство РФ: осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности внутренних войск; утверждает перечень видов оружия, боевой и специальной техники, состоящих на их вооружении; утверждает перечень важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране; обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих внутренних войск и гражданского персонала.
Министр внутренних дел РФ осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за лраво-мерность выполнения возложенных на них задач в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом РФ. Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем министра внутренних дел РФ и осуществляет управление внутренними войсками.
Главное командование внутренних войск - структурное подразделение МВД России, в его состав входят командование внутренних войск, главный штаб, управления, отделы, службы и иные подразделения.
Задачами Главного командования считаются: организация слу-жебно'боевой деятельности внутренних войск, их комплектование; реализация планов строительства и развития; совершенствование организационно-штатной структуры и некоторые другие.
Основная военно-административная единица, - оперативно-территориальные объединения внутренних войск (округа, региональные командования и управления). Командующий войсками является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в его состав. Организация и порядок деятельности оперативно-территориаяьных объединений округа внутренних войск определяются положением, утверждаемым Министром внутренних дел РФ.
В Главном командовании внутреших войск и оперативно-территориальных объединениях создаются военные советы - постоянно действующие совещательные органы, положение о которых утверждает Президент РФ.
Соединения и воинские части действуют на основании общего положения, утверждаемого министром внутренних дел РФ. Общее Положение о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 15 ноября 2003 г. № 884, определило назначение, основные задачи и функции соединений и воинских частей внутренних войск, а также обязанности командира по организации и обеспечению их деятельности.
Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступлений и иных противоправных посягательств независимо от^пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, уничижающему человеческое достоинство. Всякое ограничение прав и свобод человека и гражданина военнослужащими внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Военнослужащим внутренних войск при несении службы предоставляются следующие права:
S пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдение общественного порядка;S проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать ихв совершении преступления или административного правонарушения; :S составлять протоколы об административных правонаруше-^
ниях и передавать задержанных в милицию; •S принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов лреступления до прибытия представителей органов дознания;
S производить досмотр транспортных и плавучих средств (судов), нарушающих установленные правила; V задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях до передачи в милицию лиц, посягающих на охраняемые внутренними войсками объекты, специальные грузы, сооружения, склады, военные базы; S носить гражданскую одежду, а также форму одежды иных органов, учреждений и организаций в порядке, определяемом Уставом внутренних войск.
При несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения военнослужащим внутренних войск предоставляются дополнительные права: производить личный досмотр граждан, их вещей, жилых и нежилых помещений; временно ограничивать или запрещать движение автотранспорта; задерживать нарушителей комендантского часа и некоторые другие.
Военнослужащие внутренних войск вправе применять физическую силу, специальные средства, оружие и специальную технику, в случаях и в порядке предусмотренных законом, в том числе для отражения нападения, пресечения сопротивления, задержания нару-
шителей, освобождения заложников, подавления сопротивления вооруженных лиц и в ряде других случаев. При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан предупредить о их применении, обеспечить оказание доврачебной помощи и доложить своему непосредственному командиру о каждом таком случае.
Контроль за деятельностью внутренних войск осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности