1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
Национальному праву придается большое значение в международном частном праве. "Действие и применение в пределах юрисдикции государства (в основном совпадающих с его территориальными границами) его собственного (внутригосударственного, "национального") права является неотъемлемым свойством и необходимым проявлением суверенитета государства"*(17). К национально-правовым источникам правового регулирования иностранных инвестиций относятся так называемые унифицированные*(18)нормы правового
регулирования, т.е. нормы, имеющие своим происхождением международное право и нормы коллизионного права. Инкорпорированные в национально-правовую систему унифицированные нормы вместе с коллизионными нормами продолжают играть роль основных источников правового регулирования иностранных инвестиций в международном частном праве.
Указанная особенность источников международного частного права характерна в целом для правового регулирования отношений с иностранным элементом. Это следует из общего принципа определения применимого права, закрепленного в ст. 1186Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно этой норме при определении применимого права обращаются сначала к международным договорам, затем к ГК РФ, а также другим законам и обычаям, признаваемым в Российской Федерации. Закрепленная в ст. 1186 ГК РФ иерархия норм объясняется тем, что в основе поиска источника регулирования отношений в международном частном праве следует ориентироваться на международное право как исходное начало. Однако главным в указанной статье является то, что она определяет возможность применения иностранного права.
Другой особенностью правового регулирования инвестиций является то, что в деятельность иностранного инвестора постоянно вторгаются нормы публичного права. Для регулирования иностранных инвестиций необходимо учитывать действие норм публичного права, в том числе и иностранного. Согласно общему правилу "действие на территории государства иностранного публичного права не допускается вовсе или допускается в ограниченных пределах, а применение публичного права одного государства другим практически исключено"*(19). В сфере инвестиций это правило может и не действовать.
Примером этому является практика США. На основе Закона о регулировании экспорта 1979 г. Администрация США запретила реэкспорт товаров американского происхождения из третьих стран. Нормы публичного права США распространили свое действие на европейские компании, которые хотя и являлись дочерними компаниями американских фирм, но по существу находились под юрисдикцией иностранного государства, так как создавались по закону и имели оседлость в том или ином европейском государстве*(20).
В регулировании иностранных инвестиций это общее правило о том, что нормы публичного права иностранного государства могут не приниматься во внимание, требует специального анализа. Это происходит потому, что в промышленно развитых странах в основе регулирования инвестиций лежат нормы антимонопольного законодательства, защищающие национальный рынок. Для отношений, затрагивающих интересы национального рынка, применяются свои правила выбора применимого права.
Так, в ст. 1222ГК РФ впервые была предусмотрена норма о праве, подлежащем применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции на рынке того или иного государства. Согласно содержащемуся в ней правилу к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Введение такого правила означает, что, если действия иностранного инвестора нарушают условия конкуренции на национальном рынке (это может быть рынок страны места инвестирования и (или) страны происхождения инвестиций), не исключается применение императивных норм иностранного законодательства, регулирующего конкуренцию на рынке другого государства.
Основным в правовом регулировании иностранных инвестиций является вопрос допуска инвестиций на территорию того или иного государства. В международном частном праве основным является вопрос о том, каковы могут быть гражданско-правовые последствия, связанные с такими действиями государства, как, например, национализация, а также с иными актами государства, имеющими властный характер. И акт национализации, и иные меры регулятивного свойства, принимаемые государством, составляют часть публичного права.
Для решения проблем, возникающих в публично-правовой сфере и затрагивающих интересы другого государства, нередко используется такая форма регулирования, как согласование действий государств, заинтересованных в решении общей проблемы международного сотрудничества. Такое согласование осуществляется, как правило, путем заключения международного договора, и этот договор, как правило, становится для договаривающихся государств предпосылкой и необходимым условием либо для принятия соответствующих норм национального законодательства, либо для применения норм императивного характера, имеющих иностранное происхождение.
Согласование действий в части регулирования и соответствующие нормы международных договоров отличаются от унификации и, соответственно, унифицированных (единообразных) норм. Однако с точки зрения международного сотрудничества и те и другие обеспечивают гармоничное взаимодействие национально-правовых систем. Различается лишь способ достижения цели гармонии. Именно для разграничения методов унификации стали выделять гармонизацию права как способ согласования регулятивных действий государства, затрагивающих унификацию права в сфере публично-правовых отношений.
Для целей регулирования иностранных инвестиций, таким образом, обращение к нормам международных договоров имеет значение не только как обращение к унифицированным (единообразным) нормам правового регулирования инвестиционных отношений, но и как к непосредственному источнику при решении такого вопроса, как, например, возможность применения норм иностранного законодательства, имеющих императивный характер*(21).
При изучении источников правового регулирования иностранных инвестиций следует также учитывать, что в некоторых странах считается, что понятие "международное частное право" эквивалентно понятию "коллизионное право". А унифицированные нормы материального права включаются в состав национальной отрасли права. В других же странах преобладает та точка зрения, что унифицированные нормы материального права входят в состав международного частного права наряду с коллизионными нормами.
Согласно российской доктрине международного частного права российское международное частное право включает в себя коллизионные нормы и нормы международных договоров, унифицирующих материально-правовые нормы. Разделяя эту точку зрения, Л.А. Лунц подчеркивал, что унифицированная норма имеет тот же эффект, что и коллизионная норма, т.е. устраняет проблему коллизии законов различных государств. Однако трансплантированная во внутригосударственное право унифицированная материальная норма продолжает занимать особенное положение среди других подобных себе норм национальной системы права.
Автономность трансплантированной материальной нормы, или нормы международного частного права, состоит в том, что ее нельзя применять на основе толкования других норм национального права. Для того чтобы выделять унифицированные нормы международного частного права в общей массе материально-правовых норм, регулирующих содержание или существо (substance) отношений, нормы, относимые к числу норм международного частного права, называют также субстантивными нормами*(22). Субстантивные нормы международных договоров, регулирующих иностранные инвестиции, становятся частью национальной системы права. Но поскольку толкование этих норм осуществляется преимущественно в контексте международных договоров, то и обособленность от норм, регулирующих чисто внутренние отношения, сохраняется, пусть даже внешнее сходство норм международного частного права и внутригосударственных свидетельствовало бы об их идентичности.
Для изучения правового регулирования иностранных инвестиций представляется важным учитывать деление внутригосударственного права на нормы "внутреннего действия" и собственно нормы международного частного права (субстантивные нормы). В России, например, инвестиционное законодательство с самого начала создавалось параллельно: и как система норм международного частного права, и как отрасль внутреннего законодательства о капитальном строительстве. ЗаконРСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР"*(23)представлял собой имплементацию норм двусторонних международных соглашений о поощрении и защите капиталовложений.ЗаконРСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"*(24)решал чисто внутреннюю проблему источников финансирования капитального строительства в условиях рынка.
Одним из таких источников рассматривались частные инвестиции, как иностранные, так и отечественные. В 1999 г. была предпринята попытка сближения двух систем норм правового регулирования: иностранных и отечественных инвестиций. Однако такое сближение двух режимов произошло, по нашему мнению, на основе норм внутреннего действия, т.е. путем вытеснения норм международного частного права, что значительно снизило эффективность правового регулирования иностранных инвестиций.
В 1999 г., так же как и в 1991 г., практически одновременно принимаются два закона об инвестициях. Сначала вводится в действиеФедеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(25), а потом -Федеральный законот 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(26), в котором содержатся новые понятия: "инвестиционный проект" и "приоритетный инвестиционный проект". Понятийный аппарат этого Закона недолго нес в себе знаки отличия от понятийного аппаратаФедерального закона"Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Сразу после принятия Федерального закона"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" принимаются дополнения и изменения в только что принятыйФедеральный закон"Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений", в который не только вводятся новые понятия, но и воспроизводится в редакции принятого Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" норма о так называемой дедушкиной оговорке. Из Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений" исключаются положения о договорах, которые могут служить основанием для возникновения инвестиционных отношений. Основанием для введения дополнений и изменений в закон, регулирующий отношения внутреннего порядка, является необходимость уравнять в правах отечественного и иностранного инвестора.
Из принятых в 1999 г. законов были исключены договоры и договорные отношения как возможная правовая форма отношений государства с инвестором. В результате как самостоятельный институт инвестиционного законодательства получило развитие законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП). В этом законодательстве хотя и затрагивались вопросы международного частного права (например, вопрос об иммунитете государства в СРП), однако вопрос о толковании этой нормы скорее всего решался бы в соответствии с предполагаемым к принятию законом об иммунитете государства, а не на основе норм двусторонних соглашений о защите инвестиций, лежащих в основе законодательства об иностранных инвестициях. Ввиду отсутствия широкой практики применения СРП (в том числе и из осторожности иностранного инвестора) споры из СРП не рассматривались, и вопрос об иммунитете государства в связи с данными отношениями не поднимался.
На ухудшение качества правового регулирования иностранных инвестиций после принятия Федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"и"Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", принятых в 1999 г., указывали известные специалисты в этой области правового регулирования*(27).
В результате произошедшего сближения на основе регулирования внутренних отношений двух (внутреннего и международного) режимов правового регулирования инвестиций пострадали как российские, так и иностранные инвесторы. Из внутригосударственного регулирования исчезли, как уже указывалось, вопросы концессионных соглашений, когда в них участвуют иностранные инвесторы, и связанные с такими концессионными соглашениями вопросы международного частного права, в частности вопросы о применимом праве и о порядке разрешения споров между государством и иностранным инвестором.
Что касается российских инвесторов, то недостатки регулирования внутригосударственных отношений повлекли появление новой категории споров из договоров с участием инвесторов в строительстве. Эти споры привели к появлению новой категории инвесторов, потерявших свои инвестиции, - так называемой категории обманутых вкладчиков. Об этом писали в нашей литературе в связи с исследованием правового регулирования инвестиций, осуществляемых на рынке ценных бумаг*(28). Об этом также писали специалисты в области капитального строительства*(29).
Сказанное позволяет прийти к общему выводу о том, что сближение регулирования иностранных инвестиций с регулированием отечественных инвесторов на базе внутреннего режима может привести к пробелам в регулировании иностранных инвестиций. Национальное законодательство об инвестиционной деятельности, рассматривая проблему инвестиций как проблему финансирования капитального строительства, не решает таких проблем международного частного права в правовом регулировании инвестиций, как выбор применимого права и порядок разрешения споров в договорах, заключаемых государством с иностранным инвестором.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации