logo search
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

9.2. Система и кадры органов прокуратуры

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные Федеральным законом.

Систему органов прокуратуры составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов, являющиеся юридическими лицами (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Система органов прокуратуры

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществ ляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему, не допускается.

Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ, который имеет заместителей, в том числе первого заместителя. В Генеральной прокуратуре РФ образуются на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура РФ во главе с заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором РФ, а также отделения Генеральной прокуратуры РФ в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора РФ.

Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ включает управления и отделы: организационное управление; управление кадрами; управление по надзору за процессуальной деятельностью в органах внутренних дел и юстиции; по надзору за процессуальной деятельностью органов федеральной службы безопасности; по надзору за исполнением федерального законодательства в составе отделов по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, в сфере' экономического, таможенного и налогового законодательства; а также по обеспечению участия прокуроров в судопроизводстве; по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; отдел по делам несовершеннолетних и молодежи и др. К подразделениям аппарата относятся также подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Управления и отделы возглавляются начальниками - старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. В штаты центрального аппарата включаются должности старших прокуроров, прокуроров-криминалистов. При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и учебные заведения и действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, положение о котором утверждает Генеральный прокурор РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению' Президента РФ. Срок полномочий - пять лет. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. При вступлении в должность Генеральный прокурор РФ приносит присягу.

Следственный комитет при Прокуратуре РФ входит в систему прокуратуры России. В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-про-

цессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" следственный комитет является органом прокуратуры, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве путем проведения следствия по делам о преступлениях, отнесенных к его компетенции.

Система следственного комитета при Прокуратуре РФ включает:

^ Главное следственное управление Следственного комитета;

^ следственные управления при прокуратуре в субъектах РФ;'

S военные следственные управления при прокуратуре военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения;

/ военные следственные управления при прокуратуре военных гарнизонов и соединений;

S следственные отделы специализированных прокуратур.

Следственный комитет при Прокуратуре РФ возглавляет первый заместитель Генерального прокурора - председатель Следственного комитета, который назначается на должность Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению президента РФ. Председатель имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета.

В Следственном комитете создаются главные управления, управления, отделы и отделения, образуются должности руководителей соответствующих подразделений, а также прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей.

Работники Следственного комитета назначаются на должность в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета и являются работниками прокуратуры. Их общая численность на I сентября 2007 г. - 18 690 человек, в том числе в центральном аппарате - 700 человек.

Прокуратуры субъектов РФ И приравненные к ним военные и иныеспештализированныепро1су1Жгурывозглавлякт;ясоответству-юшими прокурорами, которые имеют заместителей, включая одного первого. Аппарат состоит из отделов и управлений, возглавляемых ' начальниками. В них имеются должности старших помощников и помощников. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности заме стителей и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в этих прокуратурах могут быть образованы отделы.

Военная прокуратура входит в общую систему органов прокуратуры и возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ -Главным военным прокурором РФ. Образование, реорганизация иликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором РФ. s

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, военных флотилий, других соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Особенности организации и деятельности военной прокуратуры определяются характером ее полномочий, связанных с обеспечением законности в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба, а также с кадрами прокуроров и следователей, на должности которых назначаются лица, поступившие на военную службу и имеющие офицерские звания, в связи с чем они поощряются и несут ответственность не только в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», но и в порядке, установленном Дисциплинарном уставом Вооруженных Сил РФ.

К специализированным прокуратурам относятся транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры особо режимных объектов и по надзору за исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы.

Система транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, создавалась в основном применительно к сети железных дорог и включает транспортные прокуратуры отделений железных дорог на правах районных, городских прокуратур. С марта 2001 г. транспортные прокуратуры отделений железных дорог переданы в подчинение прокурорам субъектов РФ.

Особое место в системе транспортных прокуратур занимает Московская межрегиональная транспортная прокуратура, которая осуществляет надзор на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, а также за таможенными органами на территории 13 субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ.

В целях совершенствования транспортного обслуживания предстоящих Олимпийских игр 2014 г. в январе 2008 г. по такому же принципу создана Южная транспортная прокуратура.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, защиту экологических прав граждан предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами. Создаются и действуют на правах прокуратур субъектов РФ, а в регионах на правах межрайонных прокуратур.

Так, Волжская природоохранная прокуратура на правах прокуратуры субъекта РФ обеспечивает надзор на территории бассейна реки Волги и включает в свой состав 12 межрайонных прокуратур.

Созданная недавно Азово-Черноморкая природоохранная прокуратура призвана обеспечит!, эффективный прокурорский надзор за соблюдением экологического законодательства на территории проведения Олимпийских игр 2014 с

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на закрытых территориях и режимных объектах имеют статус районных прокуратур и подчиняются прокурору субъектов РФ но месту их нахождения.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний осуществляют свою деятельность в исправительных и воспитательных учреждениях системы Министерства юстиции РФ. Их задача;-надзор за соблюдением законов администрацией соответствующих учреждений и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание. Эти прокуратуры имеют статус районных прокуратур и подчинены соответствующему прокурору субъекта РФ.

Кадры органов прокуратуры формируются в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», которым установлены требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое' образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. -

Не может быть принято на службу лицо, если оно: имело или имеет судимость, имеет заболевание, которое препятствует исполнению служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Устанавливается определенный возрастной и профессиональный ценз. Для должности прокурора города или района - 25 лет и стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет. Для прокуроров субъекта РФ и приравненных к ним - -30 лет, стаж работы в прокуратуре не менее пяти лет.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ без указания срока их полномочии. Освободить от должности их может только Генеральный прокурор РФ. Все остальные руководители прокуратур: районных, городских и приравненных к ним военных и специализированных прокуратур, а также руководители военных прокуратур округов, иных специализированных прокуратур областного звена - назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Срок их полномочий не устанавливается.

Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение, подтверждающее их личность, классный чин и должность, а также право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия.

Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий является наделение их служебным иммунитетом. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования - исключительная компетенция органов прокуратуры.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривается система мер материального и социального обеспечения работников прокуратуры и меры государственной зашиты в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».