logo search
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

8.2. Статус судей

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья - полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и законам страны.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса в зависимости от занимаемой должности и стажа работы не означает изменения его статуса относительно других судей.

Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов РФ, о чем шла речь в соответствующих главах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда РФ, военных судов, атак-же судов субъектов РФ.

Принцип единства статуса судей включает, как отмечалось ранее, единый подход к отбору кандидатов и порядку назначения их на судейские должности. Единый подход находит свое продолжение и в требованиях к судьям, назначенным на должность. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья:

Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Например, для судьи районного суда общей юрисдикции он составляет 67% оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Кроме должностного оклада производятся иные выплаты: 50% за особые условия труда; доплаты за выслугу лет; за квалификационный класс; за ученую степень или ученое звание; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и некоторые другие.

Социальное обеспечение судей включает ежемесячное пожизненное содержание судей, достигших пенсионного возраста, размер которого зависит от стажа работы и устанавливается в пределах до 85% заработной платы судьи, занимающего соответствующую должность. Судье предоставляется ежегодный дополнительный отпуск от пяти до 15 дней в зависимости от стажа работы и некоторые другие гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Медицинское обслуживание судей и членов их семей включает обеспечение лекарственными средствами, которые предоставляются за счет федерального бюджета. Гарантии государственного страхования жизни, здоровья и имущества судьи обеспечивают возмеще- ' ние ущерба в случае смерти, причинения телесных повреждений, ущерба имуществу судьи.

Пмударственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрена система мер защиты жизни, здоровья, имущества судей и присяжных заседателей федеральных судов, а также мировых судей. Государственная защита судей конституционных и уставных судов субъектов РФ может устанавливаться законодательством субъектов РФ.

. Помимо мер правовой и социальной защиты, о которых шла речь ранее, установлена система мер обеспечения безопасности судей. К ним относятся:

^ личная охрана, охрана жилища и имущества;

S выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; . S временное помешение в безопасное место;

s обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

S перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;

S переселение на другое место жительства;

/ замена документов, изменение внешности.

Судья и его близкие имеют право знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности и взаимодействовать с охранными службами, в том числе выполнять их законные требования, незамедлительно информировать о каждом случаеуугроз и не разглашать сведения о принятых мерах обеспечения безопасности.

Меры безопасности в отношении федеральных и мировых судей и их близких обеспечиваются органами внутренних дел, а в отношении военных судей - командованием соответствующих военных частей. В связи с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в его полномочия входит принятие во взаимодействии с Правоохранительными органами мер по обеспечению безопасности судей.