12.2. Федеральная служба безопасности рф
Органы Федеральной службы безопасности РФ (далее - ФСБ России) считаются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» деятельность органов безопасности осуществляется на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
гуманизма;
* единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
• конспирации, сочетания гласных и' негласных методов исредств деятельности.
Органы ФСБ России представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
ФСБ россии;
управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам исубъектам РФ (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ,других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках);
4) управления (отделы, отряды) ФСБ России по пограничной- службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов
находятся пограничные войска;
другие управления (отделы), выполняющие отдельные пол^номочия органов ФСБ России и пограничных войск (другие opra-iны безопасности); }
авиационные подразделения, центры специальной подготов-'ки, предприятия, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, экспертные и иные учреждения и подразделения, обеспечивающие деятельность ФСБ России (рис. 12.1)!
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности находятся в прямом подчинении подразделения непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обеспечивающие функции.
Согласно Указу Президента РФ от 11 августа 2003 е № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» руководство ФСБ России и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.
ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность Президентом РФ. Должность директора ФСБ России соответствует воинскому званию «генерал армии».
Директор ФСБ России: руководит органами ФСБ России; информирует Президента РФ и Правительство РФ и по их поручению органы власти субъектов РФ об угрозах безопасности России; принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках; зачисляет в установленном порядке граждан на военную службу в органах ФСБ России и осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами.
Рис. 12.1. Система органов Федеральной службы безопасности РФ
В ФСБ России установлены должности двух первых заместителей директора - руководителей служб.
Структура ФСБ россии включает восемь служб: пограничную; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогнозов и стратегического планирования; организационно-кадровой работы и де-партаментпо обеспечению деятельности ФСБ России; контрольную. В состав служб входят департаменты, управления и отделы по соответствующим направлениям деятельности служб.
В отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти ФСБ России выступает не только как орган уп-равления, осуществляющий руководство подчиненными ему органами, но и как орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.
В ФСБ России образуется коллегия, численность и состав которой утверждает директор ФСБ России. Коллегия на своих заседа-ниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ России. Решения коллегии оформляются приказом директора ФСБ, России. В случае разногласий между директором и коллегией перг вый реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту РФ. ,
Основные направления деятельности органов ФСБ России включают контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и терроризмом, разведывательную и пограничную деятельность, обеспечение информационной безопасности, иные направления, которые определяются федеральными законами.
Контрразведывательная деятельность ~ деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
Основаниями для осуществления органами ФСБ России контрразведывательной деятельности служат:
•S наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
v' необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих
, государственную тайну;
•s необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ России на конфиденциальной 'основе;
S необходимость обеспечения собственной безопасности.
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности исчерпывающий и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ России могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Борьба с преступностью и терроризмом в соответствии с законодательством включает оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлении, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
На органы ФСБ России федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и-другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ России в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
Порядок и условия взаимодействия органов ФСБ России и органов внешней разведки РФ устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.
Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок исполнения негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ России.
Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Пограничная деятельность включает:
S защиту и охрану государственной границы в-целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима в пунктах пропуска через границу;
^ защиту и охрану экономических и иных законных интересов РФ в пределах пограничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также охрану за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных вцдов рыб, образующихся в реках РФ;
•/ решение других вопросов в соответствии с Законом РФ от ,\ 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Рос- ,| сийской Федерации».
Обеспечение информационной безопасности осуществляется:
S при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения безопасности, в том числе с использованием научно-технических и криптографических средств;
•S обеспечении этими же средствами, а также с помощью зашифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи РФ и ее учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации.
Органы ФСБ России наделены широким кругом полномочий, ; т.е. правами и обязанностями:
S выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальйых служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
^ добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
•S осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специаль-ной связи с территории Российской Федерации;
S выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ России; осущест- ] влять розыск лиц, совершивших указанные преступления или | подозреваемых в их совершении;
^ выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
•/ разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими 1 государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, кон- | трабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных J объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
•S обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны РФ, иных воинских формированиях и их органах управления, а также в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ;
^ обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики,-транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приори -тетных научных разработок;
^ обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
s участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, вучреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
S осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению охраны государственной границы Российской Федерации;
S обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
S участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
s участвовать в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, а также ряд других, обязанностей в соответствии с федеральными законами.
Исполняя возложенные на них обязанности, органы ФСБ России имеют право:
S устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
•/ осуществлять внешнюю разведывательную деятельность с территории Российской Федерации; -
•S осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ России, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционною строя РФ;
s осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность, а также создавать специальные средства для ее проведения);
^ осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ, а также в преступные группы;
•S осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к ведению органов ФСБ России; иметь и использовать в соответствии с законодательством РФ следственные изоляторы;
^ составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить постановления и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством к их ведению;
•S осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ России, а также следить за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);
S обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах;
s использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным
предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимйых объектов, закрытых административно-территориальных Образований и иных охраняемых объектов,а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие ихличность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмбтр и изъятие их вещей и документов;создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей! возложенных на органы ФСБ России;проводить криминалиАические и другие экспертизы и исследования; |
осуществлять внешнЦефношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться р |[ими на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах йредоставленных им полномочий; использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ России, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений ,и транспортных средств документы других министерств, ведомств, Предприятий, учреждений и организаций;
п •/
Использование органами ФСБ России предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.
Сотрудникам органов ФСБ России разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борь бы, а также/оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ для сотрудников милиции. I
Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляютПрезидент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными/законами и федеральными законами. • (
Надзор за исполнением органами ФСБ россии законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и у1)Ьлномоченные им прокуроры. I
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ России содействие на конфиденциальной«снове, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ России в предмет прокурорского надзора не входят.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности