logo search
доронина_i

2. Национальный режим

В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2ГК РФ предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами. К числу таких законов относятсяФедеральный закон"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иФедеральный законот 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(197).

В соответствии с п. 1 ст. 4Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Федеральными законами могут быть установлены изъятия ограничительного характера, однако лишь в той мере, в какой они допускаются Конституцией РФ, т.е. если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Допускаются также изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. При этом льготы могут устанавливаться законодательством РФ и в интересах социально-экономического развития страны. Конкретные условия деятельности иностранных юридических лиц могут предусматриваться в разных правовых актах. Они содержатся, например, в Федеральном законе"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", поскольку субъектами инвестиционной деятельности могут быть также иностранные инвесторы. Они присутствуют также и вЗаконеРФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"*(198), в котором определяются условия деятельности иностранных юридических лиц на российском страховом рынке.

Изъятия из национального режима могут касаться осуществления иностранными юридическими лицами экономической деятельности в форме филиалов и представительств. Согласно ГАТСна филиалы и представительства иностранных юридических лиц, являющиеся формой, обеспечивающей коммерческое присутствие на зарубежном рынке, не распространяются положенияГАТТо национальном режиме.

В законодательстве РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц рассматриваются как различные формы осуществления экономической деятельности иностранными юридическими лицами, регулируемые различными правовыми актами. Порядок создания филиалов иностранных юридических лиц определяется в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Представительства охватываются постановлениями Правительства РФ, принятыми еще до начала экономических реформ*(199). Создание коммерческих организаций с участием иностранного капитала как форма осуществления экономической деятельности на территории РФ регулируется нормамиГКРФ и другими федеральными законами за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии сп. 2 ст. 4Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".Федеральный законот 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(200)предусматривает, что регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в общем порядке, определяемом этим Законом.

В соответствии со ст. 29Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" национальный режим предоставляется в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также применять к товарам требования иные, чем те, которые применяются к товарам российского происхождения. Закон предусматривает предоставление национального режима услугам (ст. 33), а также иностранным исполнителям услуг. К иностранным исполнителям услуг относятся иностранные лица (физические, юридические), а также организации, не являющиеся российскими лицами, которые оказывают услуги, выполняют работу (ст. 34). Закон формулирует национальный режим для торговли услугами как режим, который не должен быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый российским исполнителям услуг или услугам, оказываемым на территории РФ. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг по сравнению с аналогичными иностранными или по сравнению с услугами, оказываемыми способами, указанными вп. 2,4,6,8 ч. 1 ст. 33*(201).

При создании самим иностранным инвестором или при его участии юридического лица на территории РФ иностранный инвестор, следуя общему порядку создания юридического лица, должен представить в Министерство по налогам и сборам РФ, уполномоченное осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, необходимые документы*(202). Что касается общей характеристики правового положения иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность вне правовой формы предприятия с иностранными инвестициями, то оно определяется, как и ранее, перечнем ограничений, составляющих изъятия из национального режима, предоставляемого иностранным инвесторам на территории РФ.

Нормы, предоставляющие иностранным юридическим лицам национальный режим, содержатся в новых гражданских кодексах стран - участниц СНГ. Так, в соответствии со ст. 1177 Гражданского кодекса Узбекистана "иностранные юридические лица осуществляют в Республике Узбекистан предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, если законом Республики Узбекистан для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное". Аналогичная норма содержится в ст. 1273 Гражданского кодекса Армении, ст. 1113 Гражданского кодекса Белоруссии, ст. 1186 Гражданского кодекса Киргизии.