1.4. Законодательные источники курса
Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности, правоохранительных организаций или, иначе говоря, формы выражения их прав, издаваемые компетентными орга-' нами государства.
По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты. Для содержания настоящего курса характерной особенностью считается множественность различных по форме и содержанию законодательных актов, что обусловлено широким кругом общественных отношений, связанных с укреплением законности и поддержанием правопорядка, и значительным числом государственных; органов, негосударственных организаций, должностных лиц и граждан, включенных в эту сферу деятельности. К этому следует добавить динамичность правовой базы, регулирующей функцию право-охраны, связанную с реформированием судебной системы, прокурорского надзора и многочисленными изменениями полномочий и структуры действующих правоохранительных органов.
Для лучшего понимания и более углубленного изучения законодательных источников следует прибегнуть к их классификации. Известно, что существуют различные подходы к группированию отдельных норм и актов в целом- Для изучения курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» наиболее приемлемой представляется классификация законодательных актов по двум основаниям: их юридической силе и содержанию применительно к деятельности правоохранительных органов.
Объединив эти два подхода, мы можем рассмотреть правовую базу организации и деятельности правоохранительных органов с учетом юридической силы законодательных актов и одновременно охарактеризовать те направления деятельности (функции) право-охраны, которые соответствующие акты регулируют. Предварительно примем во внимание, что все законодательные акты, как уже отмечалось, принято делить на два больших блока: законы и подзаконные акты.
Законы в свою очередь можно разделить, с учетом их юридической силы, на несколько групп.
Конституция РФ определяет правовые основы всех других законодательных актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Законы и другие нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов (гл. 7 Конституции РФ).
Непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов имеют конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина: равенство всех перед судом и законом, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу.совести и другие (гл. 2 Конституции РФ), а также об обязанности государства обеспечивать права и свободы граждан (ст. 2 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) в конституционно-правовых актах субъектов РФ (конституциях республик и уставах других субъектов РФ) реализуются некоторые вопросы предметов совместного ведения, относящихся-к правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, а также кадры судей и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата. Субъекты РФ полномочны законодательно дополнять и развивать основы законодательства о нотариате и некоторые вопросы организации адвокатуры.
Федеральные конституционные законы, т.е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют более высокую юридическую силу по отношению к федеральным законам. К деятельности правоохранительных органов имеют непосредственное отношение принятые к настоящему времени Федеральные конституционные законы: от 31 декабря 1996 г. N° 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации, от 21 июля 1994 г. N° 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». К деятельности правоохранительных органов имеют отношение также Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», раскрывающий механизм принятия правительственных решений по обеспечению правопорядка, и Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в котором решаются важные вопросы координации правоохранительной деятельности в стране.
Федеральные и иные законы составляют значительную группу актов, принятых в порядке текущей законодательной деятельности Парламента РФ и законодательных органов субъектов РФ. Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов: прокуратуры, милиции, органов Федеральной службы безопасности РФ, таможенных органов, нотариата и адвокатуры. Приняты законы об оперативно-розыскной деятельности и о частной детективной и охранной деятельности. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие соответствующие кодифицированные акты. >
Законодательное установление порядка образования и деятель-' ности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, гарантирует их самостоятельность и государственную ответственность за выполнение возложенных на них полномочий.
Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов РФ, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.
К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами. Международно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, входят в состав национального законодательства и имеют преимущественное применение перед внутренними законодательными актами, и в случае их противоречия применяются первые. В этой связи важное значение для деятельности правоохранительных органов имеют такие акты как Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1996 г., и ряд других, а также договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголов-. ным делам, заключенные Российской Федерацией со многими иностранными государствами.
Подзаконные акты принимаются на основе Конституции РФ, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ и составляют другую часть пра-вовьнактов,регламентирующихправоохранительнуюдеятельность.,
Указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ ифедеральным законам. Указами Президента РФ регламентируется значительный круг вопросов, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов. Президентом РФ утверждены положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; об организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ и о милиции общественной безопасности.
Указы Президента РФ имеют отношение и к деятельности судебных органов, в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает всех судей федеральных судов, кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Распоряжениями Президента РФ решаются вопросы назначения на должность руководителей некоторых правоохранительных органов.
Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ решаются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуры федеральных органов исполнительной власти, их финансирования и участия в различных межведомственных правительственных комиссиях по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.
Ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов, - еще одна группа правовых актов, регулирующая правоохранительную деятельность. Эти документы в основном регламентируют деятельность подконтрольных им подразделений и служб, а также меры по взаимодействию с другими органами правоохраны, решают вопросы подбора и расстановки кадров.
Особое место, связанное с формированием правоприменительной практики, занимают постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В них на базе обобщения судебной практики содержатся разъяснения по применению законодательства при рассмотрений и разрешении уголовных и граждан-скихдел. Некоторые постановления пленумоввысших судов содержат вопросы, имеющие отношение к организации работы судов.
Важнейшее правило, связанное с применением законодательства, заключается в том, что все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальными источниками опубликования законов, указов и распоряжения Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ считаются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».
Ведомственные акты, имеющие общеобязательное или межведомственное значение, публикуются в «Российской газете» и В издаваемом Министерством юстиции РФ «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций - в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации»; международные правовые акты - в «Бюллетене международных договоров», издаваемом Администрацией Президента РФ.
Вопросы и задания для обсуждения
Охарактеризуйте признаки правоохранительной деятельности.
Назовите основные направления правоохранительной деятельности.
Перечислите правоохранительные органы и организации и их место в системе государственно-правовых институтов,
Определите предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Что понимается под законодательными источниками курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»?
Назовите группы правовых актов по их юридической значимости.
Какое значение имеет Конституция РФ для организации и деятельности правоохранительных органов?
Дайте общую характеристику федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих правоохранительную деятельность.
Каково значение международно-правовых норм для деятельности правоохранительных органов?
Перечислите источники официального опубликования законов и других нормативных правовых актов.
С 2
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности