logo search
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

15.2. Органы, осуществляющие

оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

  2. осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

  3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с упомянутым Федеральным законом оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

S принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; S исполнять поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;

S выполнять на основе и в порядке, предусмотренными международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

S соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее проводить, имеют право:

S изымать предметы, материалы и сообщения, а также прерывать услуги связи в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

S устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими сбгласие оказывать содействие органам, осуществляющим оператив-, но-розыскную деятельность;

S использовать по договору или устному согласию служебные помещения, имущество предприятий, учреждений и организаций, а также имущество частных лиц;

S использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

S создавать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных законом.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

J проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

S принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

S- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Право осуществлять оперативно-розыскною деятельность на территории Российской Федерации предоставляется оперативным подразделениям:

  1. органов внутренних дел РФ;

  2. органов Федеральной службы безопасности РФ;

  3. федеральных органов государственной охраны РФ;

  4. органов Федеральной службы РФ по контролю за-оборотомнаркотиков;

  1. таможенных органов РФ;

  2. Службы внешней разведки РФ;

  3. Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

Оперативные подразделения Службы внешней разведки Министерства обороны РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий'других органов.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий служат:

S поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

V ставшие известными сведения о признаках подготавливаемо-то или совершенного преступления, а также о лицах, к тому причастных, если вопрос о возбуждении дела еще не решен; S сведения о лицах, скрывающихся от.органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших или об обнаружении неопознанного трупа;

S запросы других правоохранительных органов, в том числе и иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений, в случаях допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности; обеспечения собственной безопасности и при выдаче разрешения на частную детективную деятельность.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: S опрос;

s наведение справок;

S сбор образцов для сравнительного исследования; S проверочная закупка; s исследование предметов и документов;

S наблюдение;

S отождествление личности;

st обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

S контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

s прослушивание телефонных переговоров;

S снятие информации с технических каналов связи;

S оперативное внедрение;

^ контролируемая поставка;

^ оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Как уже отмечалось проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф^ ных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и? почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации (см. гл. 4). Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий.

Материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, который выносит соответствующее постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.

Срок действия постановления судьи не должен превышать шести месяцев и может быть продлен на основе вновь представленных материалов. Отказ судьи в выдаче соответствующего разрешения может быть обжалован в вышестоящий суд.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Также только с разрешения соответствующего руководителя может быть проведено оперативное внедрение лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента с разрешения соответствующего руководителя допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления.

Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ осуществляют оперативно-розыскную деятельность в колониях, тюрьмах и следственных изоляторах и Оказывают содействие другим правоохранительным структурам при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может иметь место с их согласия и с сохранением по их желанию конфиденциальности. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Привлечение граждан к содействию в проведении оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе (за плату) возможно только при их согласии. Контракт может быть -заключен с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ и федеральными законами. Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие руководители подразделений, проводящих оперативно-розыскные мероприятия.

Надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. По требованию прокурора ему представляются учетные дела и другие оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения соответствующих мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.