1. Режим наибольшего благоприятствования
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов в одинаковой степени касается как иностранных юридических лиц, так и организаций, не являющихся юридическим лицом. Он обычно определяется на базе принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования, которые формулируются, как правило, в международных договорах.
Внешнеэкономическая деятельность иностранного инвестора подчинена действию режима наибольшего благоприятствования. В практике заключения двусторонних и многосторонних международных договоров предоставление этого режима часто формулируется как "принцип наиболее благоприятствуемой нации".
Содержание режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах и соглашениях составляет обязательство государства предоставить договаривающейся стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен или будет предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством. Для многосторонних договоров формулировка режима наибольшего благоприятствования означает: если одно государство предоставило преимущество в отношениях с другим государством-участником, то указанное преимущество должно быть согласно рассматриваемому принципу распространено на остальных участников ("favour one, favour all").
В зависимости от содержания международных договоров принцип наиболее благоприятствуемой нации может иметь разные формулировки. В ГАТТ этот принцип формулируется применительно к товарам. В ст. IГАТТ, названной "Общий режим наиболее благоприятствуемой нации", предусматривается: "Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других Договаривающихся Сторон или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон".
В ГАТС принцип наиболее благоприятствуемой нации сформулирован как в отношении оказываемых услуг, так и в отношении поставщиков этих услуг. В ст. IIГАТС предусматривается обязанность государства-участника предоставить поставщикам услуг любого другого Договаривающегося государства режим не менее благоприятный, чем тот, который это государство предоставляет для аналогичных услуг или для поставщиков услуг любой другой страны.
При формулировании в международном договоре национального режима за базу сравнения берется режим деятельности, которым пользуются национальные физические или юридические лица. При этом национальный режим может быть сформулирован или как общий принцип недискриминации (в абстрактной формуле), или в конкретной формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемой нации, например как режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным, т.е. национальным, юридическим и физическим лицам. Как режим недискриминации национальный режим сформулирован в ГАТТ применительно к торговле товарами: "Договаривающиеся Стороны признают, что внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, а также внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства" (п. 1 ст. III).
Предоставление национального режима для сферы услуг в ГАТС имеет особенность, которая связана с принятием государством специфических (по каждой отрасли правового регулирования) обязательств. Обязательства направлены на либерализацию доступа на рынок соответствующего вида услуг. Принятие таких обязательств позволяет рассматривать предусмотренный в ГАТС национальный режим как цель, которую государство достигает в результате исполнения принятых им специфических обязательств. Особенность ГАТС как международного договора объясняется тем, что содержанием ГАТС являются не хозяйственная деятельность иностранных физических и юридических лиц, а меры регулирования этой деятельности, принимаемые "центральными, региональными или местными правительствами или органами власти, а также неправительственными органами власти при осуществлении полномочий, делегированных им центральными, региональными или местными правительствами или органами власти" (ст. I).
В наиболее развернутом виде национальный режим формулируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций. В Типовом соглашении между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденном постановлениемПравительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 (далее - Типовое соглашение РФ)*(191), содержится абстрактная формула режима недискриминации. "Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает на своей территории справедливый режим капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся Стороны в отношении управления и распоряжения ими" (п. 1 ст. 3). При этом в последней редакции Типовое соглашение РФ предусматривает применение режима не менее благоприятного, чем тот, который стороны предоставят друг другу "в соответствии с обязательствами, принятыми поСоглашениюоб учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г., включая обязательства поГАТС, а также любой иной многосторонней договоренностью, которая может быть достигнута с участием обеих Договаривающихся Сторон и которая будет касаться режима капиталовложений" (п. 5 ст. 3).
Новая редакция Типового соглашения РФ предусматривает, что двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций должны учитывать действие Соглашенияо партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.*(192): в той степени, в которой вопросы, охватываемые Типовым соглашением РФ, регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, к ним применяется Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (п. 6 ст. 3).
В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, которые были подписаны и ратифицированы Российской Федерацией, применяются условия, содержащиеся в Типовом соглашенииРФ. При этом формулировки таких условий международных договоров могут отличаться друг от друга. Условие "о недискриминации" нередко дополняется указанием на то, что при этом режим должен быть не менее благоприятным, чем тот, который предоставляется "капиталовложениям собственных инвесторов" (п. 4 ст. 5Соглашения с Испанией*(193)), или "капиталовложениям собственных инвесторов или любого третьего государства" (п. 2 ст. 3Договора с Болгарией*(194)), или "капиталовложениям собственных инвесторов или любого третьего государства в зависимости от того, какой из них является более благоприятным" (п. 1 ст. 3Соглашения с Грецией*(195)).
Правовой режим иностранного юридического лица всегда составляет предмет регулирования международных торговых договоров и соглашений. Предоставляя на условиях взаимности те или иные уступки в реализации юридическими и физическими лицами своих прав, а также договариваясь о порядке принятия мер регулирования, государства на основе международных договоров реализуют свою внешнеэкономическую политику.
Нормы, определяющие режим деятельности иностранных инвесторов, содержащиеся в международных соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, включают в себя не только общий принцип регулирования, например условие о предоставлении режима на основе принципа недискриминации, принципа наибольшего благоприятствования и др. (ст. 3Типового соглашения РФ), но и другие вопросы, связанные с деятельностью иностранного юридического лица. К наиболее важным из них относятся:
- порядок разрешения споров между государством и иностранным инвестором (инвестиционные споры) (ст. 8Типового соглашения РФ);
- порядок выплаты компенсации иностранному инвестору в случае экспроприации его имущества (ст. 4Типового соглашения РФ), а также возмещения ущерба, причиненного в результате войны, гражданских беспорядков и иных подобных обстоятельств (ст. 5Типового соглашения РФ);
- порядок перевода платежей (ст. 6Типового соглашения РФ).
Указанные международные соглашения, таким образом, предусматривают применение норм валютного, налогового и иного законодательства государства места нахождения иностранного юридического лица, признаваемого иностранным инвестором.
В международные соглашения о поощрении и защите капиталовложений, заключаемые Российской Федерацией, включается условие о том, что по выбору инвестора спор может быть передан на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж договаривающегося государства, на территории которого осуществлены капиталовложения. Возможность выбора, предоставляемая иностранному инвестору международным соглашением, предопределяет содержание будущего арбитражного соглашения в конкретных договорах, заключаемых иностранными инвесторами. Иностранный инвестор может предусмотреть либо арбитражный суд ad hoc, либо инвестиционный арбитраж в соответствии с международными договоренностями своего государства*(196). Достигнутое арбитражное решение будет окончательным и обязательным для обеих сторон (п. 3 ст. 8Типового соглашения РФ).
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации