29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
Государственно-правовое регулирование агропромышленного комплекса кроме функций управления предусматривает осуществление органами государственного управления государственного контроля за соблюдением аграрного законодательства всеми аграрными товаропроизводителями.
Министерство аграрной политики Украины осуществляет на предприятиях всех форм собственности государственный контроль за качеством сельскохозяйственной продукции и сырья во время их производства, переработки, сохранения и реализации, в том числе во время проведения экспортно-импортных операций, а также за качеством семян и племенных ресурсов.
При Министерстве аграрной политики Украины действует Управление ревизии и контроля, которое выступает самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства аграрной политики Украины (действует на основании Положения, утвержденного приказом Минагрополитики Украины от 8 ноября 2000 г.).
На него возложены функции организации и проведения, согласно с действующим законодательством, ревизий и проверок хозяйственно-финансовой деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления министерства.
Оно осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранением государственного имущества, правильностью и достоверностью ведения бухгалтерского учета, выявлением и устранением фактов нарушения финансовой дисциплины, нанесенных убытков, бесхозяйственности и расточительства, искажения отчетности на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые относятся к сфере управления министерства.
Минагрополитики Украины имеет в своей структуре Главную государственную инспекцию качества и сертификации сельскохозяйственной продукции. Ее правовое положение определено в Положении о Главной государственной инспекции качества и сертификации сельскохозяйственной продукции (отдел) Министерства аграрной политики Украины (утверждено Приказом от 8 ноября 2000 г.).
Главная государственная инспекция качества и сертификации сельскохозяйственной продукции, в состав которой входят Государственная инспекция по заготовкам и качеству продукции (Гос-заготинспекция) и Государственная хлебная инспекция (Госхлеб-инспекция), является структурным подразделением Министер-
431
>>>432>>>
ства аграрной политики Украины. Она осуществляет свою деятельность через инспекции качества и формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции Автономной Республики Крым, областных, Севастопольской городской государственных администраций и государственные хлебные инспекции Автономной Республики Крым и областей.
Среди ее полномочий основными являются: организация работы соответствующих служб по вопросам формирования государственных и региональных ресурсов сельскохозяйственной продукции, ее качества, содействие осуществлению мероприятий по государственной поддержке товаропроизводителей, целевому использованию бюджетных средств, а также обеспечение государственного контроля за качеством, сбережением и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, сырья для комбикормового производства и комбикормов; подготовка и внесение в установленном порядке руководству министерства предложений относительно совершенствования нормативно-правовых актов, которые регламентируют закупку сельскохозяйственной продукции и сырья в государственные и региональные фонды, организация их выполнения, осуществление систематического контроля за реализацией законодательных актов на местах; организация проведения государственного надзора за соблюдением товаропроизводителями, закупочными организациями и перерабатывающими предприятиями стандартов, технических условий, инструкций, указаний относительно правильности приемки, расчетов и определения качества сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна и продуктов его переработки, бобовых и масличных культур.
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин, оборудования и качеством горюче-смазочных материалов является отдельным подразделением Министерства аграрной политики Украины, которое действует на основании Положения, утвержденного 8 ноября 2000 г. и обеспечивает в пределах предоставленных полномочий реализацию государственной политики по вопросам надзора за техническим состоянием машин и оборудования предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также осуществление через систему органов Гостехнадзора государственного технического надзора на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и гражданами за соблюдением правил технической эксплуатации и выбраковки машин (тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-стро-ительных и мелиоративных машин, тракторных прицепов, посевных и уборочных машин), правил транспортирования и хранения нефтепродуктов на предприятиях и в организациях отраслей агропромышленного производства.
432
>>>433>>>
Государственный семенной контроль осуществляется Украинской государственной семенной инспекцией Министерства аграрной политики Украины, полномочия которой закреплены в Положении, утвержденном приказом Минагрополитики Украины 19 декабря 2000 г.1
Украинская государственная семенная инспекция Министерства аграрной политики Украины в соответствии с Законом Украины «О семенах и посадочном материале» является органом государственного контроля в семеноводстве. Она возглавляет службу государственного семенного контроля Украины, в состав которой входят Украинская государственная семенная инспекция, Государственная семенная инспекция Автономной Республики Крым, областные, межрайонные, районные и городские государственные семенные инспекции.
Указанная инспекция и ее органы на местах осуществляют государственный контроль за деятельностью субъектов всех форм собственности и хозяйствования в сфере семеноводства, которые занимаются производством, заготовкой, обработкой, хранением, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных культур, декоративных и лекарственных растений и посадочного материала картофеля относительно соблюдения ими методических и технологических требований по обеспечению сортовой чистоты, биологических и урожайных свойств сорта и посевных качеств семян, за ведением документации сортовых посевов, участков гибридизации семян, за правильным отбором проб для определения посевных качеств семян для собственных потребностей производителя, за оформлением документов о сортовых, гибридных и посевных качествах семян, за введением семян в оборот. Важным является тот факт, что право выдачи документов о качестве семян для всех видов использования и при экспортно-импортных операциях предоставляется лишь государственным семенным инспекциям.
Украинская государственная семенная инспекция при осуществлении государственного контроля в сфере семеноводства взаимодействует с органами местной исполнительной власти, Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины и его территориальными органами, Украинской академией аграрных наук, научно-исследовательскими учреждениями и службами семенного контроля иных стран, а также с Международной ассоциацией по контролю за качеством семян (ЮТА).
Согласно Закону Украины «О карантине растений» в системе Минагрополитики действует Главная государственная служба карантина растений. Эта служба осуществляет свою деятельность на основании Устава государственной службы карантина растений Украины, который утвержден Постановлением Кабинета Мини-
1Офіційний вісник України. — 2001. — № 1-2. — Ст. 51.
433
>>>434>>>
стров Украины 28 октября 1993 г.1На указанную службу возложена обязанность осуществлять систему государственных мероприятий, направленных на защиту растений, продукции их переработки, сырья, отдельных грузов и т. п. от карантинных объектов.
В состав государственной службы карантина растений входят: Главная государственная инспекция карантина растений с Центральной научно-исследовательской карантинной лабораторией и Центральным фумигационным отрядом Минагрополитики, иные специальные органы в сфере карантина растений, подчиненные Главной государственной инспекции карантина растений.
Устав государственной службы определяет основные задачи карантина растений: охрана территории страны от занесения или самостоятельного проникновения из-за границы или из карантинной зоны карантинных объектов; своевременное выявление, локализация и ликвидация карантинных объектов, а также предотвращение их проникновения в регионы страны, где они отсутствуют, осуществление государственного контроля за соблюдением особого карантинного режима и проведением мероприятий по карантину растений во время выращивания, заготовки, вывоза, ввоза, перевозки, сохранения, переработки, реализации и использования подкарантинных материалов и объектов.
К компетенции органов государственной службы карантина растений отнесено: проведение экспертизы подкарантинных материалов и объектов, выдача карантинных документов на импорт семян, растений и продукции растительного происхождения; внесение представлений Кабинету Министров Украины о введении особого карантинного режима, осуществление контроля за соблюдением законодательства о карантине растений, в том числе во время заключения договоров (контрактов) на ввоз из-за границы продукции растительного происхождения; государственный контроль за проведением карантинных мероприятий предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Для выполнения этих полномочий указанные органы имеют право применять в соответствии с законодательством срочные меры по локализации и ликвидации карантинных объектов, предотвращать их распространение.
Законом Украины «О ветеринарной медицине» предусматривается осуществление государственного ветеринарного контроля. Органом, осуществляющим эти функции, является Государственный департамент ветеринарной медицины, который действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2001 г.2Государственный
1ЗПУ України. — 1994. — № 3. — Ст. 64.
2Збірник урядових нормативних актів України. — 2001. — № 28. — Ст. 471.
434
>>>435>>>
департамент ветеринарной медицины является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Минагрополитики и ему подчиняется. К направлениям его деятельности отнесено:
— участие, в пределах своей компетенции, в реализации государственной политики в области ветеринарной медицины;
— осуществление государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью сырья, продовольственного сырья, продуктов и пищевых продуктов (дальше — продукция) животного происхождения, а также охрана территории Украины от занесения из территорий других государств или из карантинной зоны возбудителей инфекционных болезней животных;
— обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разработка предложений относительно совершенствования этого законодательства;
— разработка и реализация в установленном порядке комплекса мероприятий по: охране территории Украины от занесения из территорий иных государств или из карантинной зоны возбудителей инфекционных болезней животных; профилактике, диагностике инфекционных, инвазийных и незаразных заболеваний животных и их лечение; защите населения от болезней, общих для животных и людей; государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору за производством доброкачественной в ветеринарно-са-нитарном отношении продукции животного происхождения; государственному ветеринарно-санитарному контролю за качеством ветеринарных медикаментов и препаратов, кормов, кормовых добавок; ветеринарно-санитарной экспертизе продукции животного, а на рынках и растительного, происхождения, предназначенной для питания людей, дальнейшей переработки, кормов, кормовых добавок, а также в случае их внутригосударственных перевозок, экспорта, импорта, транзита и выдачи соответствующих ветеринарных документов (свидетельств, сертификатов, справок и т. п.); бактериологическому, радиологическому и токсикологическому контролю качества продукции животного происхождения на мясокомбинатах, в холодильниках и на базах заготовки, сохранения и реализации, а на рынках и продукции растительного происхождения; контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативно-правовых актов по вопросам ветеринарной медицины, в том числе путем обследования производственной базы предприятий; повышению квалификации специалистов ветеринарной медицины и внедрение в практику достижений ве-
435
>>>436>>>
теринарной науки и передового опыта; развитию международного сотрудничества по вопросам ветеринарной медицины.
Госветмедицины осуществляет свои полномочия непосредственно и через управление ветеринарной медицины Автономной Республики Крым, областные и районные госадминистрации, региональные службы государственного ветеринарно-санитарного контроля на государственной границе и транспорте, предприятия, учреждения и организации ветеринарной медицины.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856