28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
Среди властных полномочий таможенных органов значительное место занимают юрисдикционные полномочия: криминаль-но-юрисдикционные и административно-юрисдикционные.
Первый вид юрисдикционных полномочий связан с проведением дознания по делам о контрабанде. Уголовный кодекс Украины (УКУ) 2001 г. общее понятие контрабанды дает в ст. 201. Признаки контрабанды наркотических веществ, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров даются в ст. 305.
Полномочия о проведении дознания таможенными органами регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Украины, а также Таможенным кодексом Украины, Постановлением Кабмина Украины от 29 июня 1996 г. «О создании таможенной стражи» и некоторыми ведомственными актами (например, Типовым положением об отделении по борьбе из контрабандой и нарушением таможенных правил.
Административно-юрисдикционные полномочия таможенных органов установлены Таможенным кодексом Украины и детализированы Положением о производстве по делам о нарушении таможенных правил.
Необходимо обратить внимание на то, что значительные уточнения как к уголовно-юрисдикционным, так и административно-юрис-дикционным полномочиям таможенных органов сформулированы в постановлении Пленума Верховного Суда в делах о контрабанде и нарушении таможенных правил № 2 от 26 февраля 1999 г.
Необходимо также заметить, что уголовно-юрисдикционные и административно-юрисдикционные полномочия таможенных органов иногда пересекаются. Это связано с тем, что при расследовании контрабанды и расследовании нарушений таможенных правил часто используются одни и те же процессуальные действия (обследование, изъятие). Кстати, эти действия очень специфические — в обычном уголовном процессе они почти не применяются,
409
>>>410>>>
а производство по делам об административных правонарушениях законодатель вообще не предусматривает. Уже упоминалось о том, что в структуре органов таможенной службы в 1999 г. были созданы подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, сотрудники которых при расследовании нарушений таможенных правил могут приходить к выводу о необходимости возбуждения уголовного дела. В этом случае ранее полученные доказательства могут быть использованы в уголовном процессе (обследование, выводы эксперта, осмотры и т. п.) и наоборот, они могут быть доказательствами в производстве по делам о нарушении таможенных правил. Дознаватель — это особое должностное лицо таможенной службы, поскольку он является органом дознания, уполномоченным принимать уголовное дело в свое производство путем вынесения соответствующего постановления, которое подлежит утверждению начальником таможенного органа; выполнять неотложные следственные действия; принимать меры относительно обеспечения процессуальных решений в деле.
После передачи дела следователю дознаватель должен выполнять его поручения относительно осуществления следственных и розыскных действий.
Дознание в делах о контрабанде проводится на протяжении не больше десяти суток, начиная с момента возбуждения уголовных дел. Указанный срок продлению не подлежит.
После возбуждения дела о контрабанде дознаватель, руководствуясь нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины, проводит неотложные следственные действия, связанные с собиранием доказательств и установлением лица, которое совершило преступление.
С учетом конкретных обстоятельств дела неотложными могут быть любые следственные действия, которые оказывают содействие объективному и полному его расследованию.
Однако чаще всего таможенные органы встречаются с нарушениями таможенных правил.
Под нарушением таможенных правил ТКУ 2002 г. понимает противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездеятельность, которые определяются ТКУ, и посягают на установленный законодательством и международными соглашениями Украины порядок, связанный с:
1) перемещением через таможенную границу Украины транспортных средств и товаров;
2) обложением таможенной пошлиной, налогами и таможенными сборами транспортных средств и товаров;
3) осуществлением таможенного контроля и таможенного офор-
мления транспортных средств и товаров.
Субъектами нарушения таможенных правил признаются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые дос-
410
>>>411>>>
тигли 16-летнего возраста, а также должностные лица предприятий, учреждений, организаций Украины и иностранных государств.
Ответственность граждан за нарушение таможенных правил устанавливается ТКУ.
Руководители предприятий, учреждений и организаций и иные должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если на момент совершения правонарушения к их служебным обязанностям относилась функция по обеспечению выполнения ими требований, установленных актами законодательства, которые регулируют таможенное дело.
Привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил не освобождает указанных лиц от обязанности уплаты таможенной пошлины и иных таможенных платежей.
Военнослужащие и призваные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и руководящего состава органов внутренних дел и прочие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях.
За нарушение таможенных правил могут быть наложены следующие взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) лишение лицензии, выданной Государственной таможенной службой Украины;
4) запрет заниматься деятельностью, на которую Государственная таможенная служба Украины выдает лицензии;
5) конфискация по решению суда транспортных средств, товаров и предметов, которые являются непосредственными средствами нарушения таможенных правил, а также предметов, использовавшихся для сокрытия от таможенного контроля или перемещения вне таможенного контроля непосредственных средств нарушения таможенных правил.
В случае невозможности или нецелесообразности применения конфискации взимается сумма, равная стоимости транспортных средств, товаров и предметов, которые являются непосредственными предметами нарушения таможенных правил.
Предупреждение или штраф могут применяться только как основной вид взыскания за содеянное правонарушение. Лишение лицензии и запрет заниматься деятельностью, на которую Государственная таможенная служба Украины выдает лицензии, могут применяться только как дополнительный вид взыскания.
Конфискация по решению суда транспортных средств, товаров и предметов применяется как основной или как дополнительный вид взыскания.
411
>>>412>>>
За одно и одно и то же нарушение таможенных правил может накладываться только основное или основное и дополнительное взыскания. Если статьей, которой устанавливается ответственность за нарушение таможенных правил, предусматривается основное и дополнительное взыскания, применение лишь дополнительного взыскания без основного не допускается.
Дело о нарушении таможенных правил рассматривается начальником или заместителем начальника таможенного органа, который возбудил это дело или в которое оно было прислано для рассмотрения.
Региональная таможня имеет право рассматривать любое дело, производство по которому осуществлялось должностными лицами подчиненных ей таможен, или переслать такое дело на рассмотрение любому таможенному органу.
Дело о нарушении таможенных правил рассматривается от имени ГТСУ должностным лицом, уполномоченным ее председателем, а от имени региональной таможни — начальниками этих таможенных органов или их заместителями. Должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дело о нарушении таможенных правил, получив материалы дела, предварительно решает следующие вопросы:
1) относится ли к ее компетенции рассмотрение дела;
2) соответствует ли требованиям этого Кодекса протокол о нарушении таможенных правил и прочие документы, привлеченные к делу;
3) имеют ли место обстоятельства, которое могут влечь за собой прекращение дела;
4) достаточны ли собранные в деле материалы для его рас-• смотрения по сути и не подлежит ли дело возвращению для
дополнительного проведения;
5) уведомлены ли лица, которые принимают участие в рассмотрении дела, о дате, времени и месте его рассмотрения;
6) приняты ли меры по обеспечению взыскания штрафа, суммы стоимости товаров, транспортных средств и предметов, а также их возможной конфискации;
7) заявило ли лицо, которое привлекается к ответственности, ее адвокат или представитель ходатайство в деле.
Дело о нарушении таможенных правил рассматривается в таможенном органе, который возбудил это дело или получил его для рассмотрения, или в районном (городском) суде по месторасположению этого таможенного органа и в пятнадцатидневный срок со дня получения материалов, необходимых для решения дела.
412
>>>413>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856