logo
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

27.5. Управление системой налогообложения

В управлении данной сферой необходимо обеспечение трех основных элементов:

1. Стабильное и экономически эффективное для государства и налогоплательщиков правовое поле.

2. Оптимальный процесс администрирования взимания налогов.

366

>>>367>>>

3. Контроль (и его эффективность) за своевременной и полной уплатой налогов юридическими и физическими лицами.

Приобретение Украиной статуса суверенного государства предопределило необходимость создания собственной налоговой системы. В 1991 году принимается Закон «О системе налогообложения в Украине», предусматривающий унификацию системы налогов — введение единых налогов для юридических лиц всех форм собственности и разграничение налогов и сборов по двум уровням: общегосударственные налоги и платежи; местные налоги и сборы.

2 февраля 1994 года принимается Закон Украины «О внесении изменений и дополнений» в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения», закрепляющий виды общегосударственных налогов и других обязательных платежей, взыскиваемых на всей территории Украины и местные налоги и сборы. Однако этот вариант не содействовал выходу экономики из кризисного состояния. Переход к экономике рыночного типа предопределил внесение изменений в механизм налогообложения. 18 февраля 1997 года принимается Закон Украины «О внесении изменений и дополнений» в Закон Украины «О системе налогообложения» (Закон в новой редакции), который определил принципы построения системы налогообложения; налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты и в государственные целевые фонды.

С целью создания оптимальной налоговой системы, четко отражающей полномочия государства и налогоплательщиков, в декабре 1996 года Верховная Рада Украины приняла Постановление «Об основных направлениях налоговой политики», которым была предусмотрена подготовка и введение Налогового кодекса Украины к 1 января 1998 года. Налоговый кодекс не был принят Верховной Радой Украины и до конца 2003 года.

Однако правительством Украины с целью создания условий для базовых отраслей экономики, в частности, для сельского хозяйства, в качестве эксперимента был подготовлен проект закона и 17 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» на период с 1 января 1999 года до 1 января 2004 года. Этот закон вместо 12 уплачивающихся налогов, сборов и обязательных платежей установил один фиксированный сельскохозяйственный налог. Практика двухлетнего применения норм этого закона показала положительные результаты в экономике отрасли.

Для граждан-предпринимателей без создания юридического лица Законом Украины от 13 февраля 1998 года «О внесении изменений» в Декрет Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан» введен фиксированный налог. Предпринимателю дано право самостоятельно переходить на налогообложение по фиксированному налогу путем

367

>>>368>>>

приобретения патента при соблюдении определенных условий. Стоимость патента определяется органами местного самоуправления в пределах от 20 до 100 гривен, установленных указанным Законом.

Для поддержки и стимулирования развития в стране малого предпринимательства и расширения базы налогообложения Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года, с изменениями, внесенными 28 июня 1999 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» — юридическим и физическим лицам был введен единый налог вместо всех уплачиваемых ранее налогов.

Процесс администрирования своевременности и полноты уплаты налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды возложен на Государственную налоговую службу.

Система органов Государственной налоговой службы представлена: Государственной налоговой администрацией; Государственными налоговыми администрациями в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. В городах и районах — Государственной налоговой инспекцией.

В составе органов государственной налоговой службы имеются специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями — налоговая милиция.

Органы налоговой службы: осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов, сборов, обязательных платежей; вносят предложения законодательным органам по совершенствованию законодательства, разрабатывают инструкции и методические рекомендации по применению норм в пределах действующего законодательства; разъясняют налогоплательщикам законодательство по вопросам налогообложения; формируют и ведут Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и Единый банк данных о юридических лицах — плательщиках налогов.

Налоговая милиция в пределах своей компетенции раскрывает злоупотребления и правонарушения, расследует их, приостанавливает и оформляет дела в судебные органы.

С целью совершенствования механизма взимания налогов, сборов и обязательных платежей Верховная Рада Украины 21 декабря 2000 года приняла Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Учитывая большое количество претензий налогоплательщиков на многочисленные проверки деятельности субъектов; безакцептное списание не внесенных в срок налогов и платежей, законом установлен круг контролирующих органов и сфера проверя-

368

>>>369>>>

емой деятельности. Отменено безакцептное списание недоимки по налогам и платежам, которая должна взиматься только по решениям судов. Налогоплательщик получил право самостоятельно определять очередность и формы удовлетворения претензий кредиторов за счет своих активов, свободных от залоговых обязательств обеспечения долга.

Вместе с тем государство этим законом усиливает ответственность налогоплательщика за несвоевременное погашение обязательств по налогам, сборам и взносам в государственные целевые фонды. Ответственность установлена путем введения залога, административного ареста и финансовых санкций в форме пени, штрафных санкций за непредставление или несвоевременное представление деклараций, за задержку погашения обязательств в зависимости от времени задержки от 10 до 50 процентов суммы долга.

При этом все три вида штрафных санкций применяются при наличии оснований, параллельно.