logo
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов

Нарушение природоохранного законодательства и невыполнение правил охраны окружающей природной среды сегодня является крайне опасным, поэтому законодательством Украины за правонарушения в этой области предусмотрена дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность

496

>>>497>>>

в зависимости от вины, экологического риска, степени экологической опасности деяний лиц.

Административная ответственность за проступки в области использования и охраны природных ресурсов предусмотрена Кодексом Украины об Административных правонарушениях и отдельными законодательными актами («Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине» от 5 декабря 1996 года, «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года, «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года) и применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.

Глава 7 КоАП и названные законодательные акты предусматривают более 100 составов административных правонарушений. Особенности актов, предусматривающих ответственность за экологические проступки, проявляются в применении наиболее суровых санкций к правонарушителям, в некоторых случаях в размере, эквивалентном 6600 необлагаемым минимумам доходов граждан (ст. 24 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»).

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в действии (бездействии) физических и юридических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в области землепользования (ст.ст. 52-56 КоАП), использования недр (ст.ст. 57, 58 КоАП), водопользования (ст.ст. 59-62 КоАП), лесопользования (ст.ст. 63-77 КоАП), правил охраны атмосферного воздуха (ст.ст. 78-79 КоАП), правил охраны окружающей среды (ст.ст. 791-81, 901-912КоАП), правил пользования промышленными отходами, пестицидами, токсичными веществами (ст.ст. 82-83, 913КоАП), правил пользования растительным и животным миром ст. 85-912КоАП), правил деятельности в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст.ст. 22-26 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»).

Основными актами, регулирующими вопрос рационального использования и охраны земель, являются: Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года; Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года; Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года; другие законодательные и нормативные акты.

К правонарушениям в сфере землепользования относятся: порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст. 52), нарушение правил использования земель (ст. 53), самовольное занятие земельного участка (ст. 531), сокрытие или искажение данных земельного кадастра (ст. 532), несвоевременное возвращение временно занятых земель или неприведение их в состояние,

497

>>>498>>>

пригодное для использования по назначению (ст. 54), и прочие правонарушения.

Целью перечисленных правовых норм является обеспечение охраны земли как элемента окружающей природной среды; соблюдение земельного законодательства; порядок временного пользования землей; недопущение нанесения экологического вреда землям.

Статья 53 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил использования земель. Содержание упомянутой статьи имеет целью обеспечение охраны земли как самого важного фактора жизнеобеспечения населения и средств производства, необходимых для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими его образующими — водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.

Статья содержит несколько составов административных правонарушений: 1) использование земли не по целевому назначению, 2) невыполнение природоохранного режима использования земель, 3) размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, которые отрицательно влияют на состояние земель, 4) неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель.

С объективной стороны указанные правонарушения характеризуются умышленной виной.

Субъектами могут быть граждане и должностные лица. Дела об этих административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов земельных ресурсов (ст. 2381) и Минэкоресурсов (ст. 2421).

Правила охраны водных ресурсов регламентируются Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 19 февраля 1991 года, Водным кодексом Украины от 6 июня 1995 года и подзаконными актами.

Нарушение таких правил (ст. 59 КоАП) возможно только в случаях действия (бездействия) водопользователей. Цель данной статьи — обеспечение административно-правовыми средствами охраны вод, их природных качеств, соблюдение порядка водопользования и недопущение отрицательного влияния на иные элементы окружающей среды. Статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Объектом данных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, производственной и иной деятельности, связанных с их влиянием на воды.

498

>>>499>>>

Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 59 могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 2 ст. 59 характеризуются умышленной виной.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 59, могут быть как должностные лица, так и отдельные граждане, а субъектами ч. 2 — только должностные лица.

Дела об этих правонарушениях рассматриваются органами Минэкоресурсов и органами охраны водных ресурсов.

Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» за нарушение законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины предусматривает административную ответственность физических и юридических лиц.

Ст. 26 «Загрязнение морской среды» предусматривает административную ответственность юридических лиц за незаконное загрязнение любым способом морской среды исключительной (морской) экономической зоны Украины веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, иными отходами, материалами и предметами, которые могут причинить ущерб или создать препятствия для правомерной деятельности на море, а также иные нарушения правил предотвращения загрязнения морской среды.

Цель вышеуказанной статьи — обеспечение охраны морской водной среды исключительной (морской) экономической зоны Украины от загрязнения.

Такие действия юридических лиц в зависимости от того, совершены они впервые или повторно в течение года влекут за собой наложение штрафа от 660 до 6600 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией морского, воздушного судна или сооружения, использование которых причинило вред, или без конфискации.

Материалы о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 22—26 Закона, рассматриваются органами Минэкоресурсов, погранвойск Украины, районными (городскими) судами в зависимости от вида правонарушения.

Применение административных взысканий к лицам, которые совершили правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов, является эффективным средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим правонарушение, так и иными лицами. Обоснованное применение административных взысканий оказывает содействие укреплению законности, воспитанию граждан в духе соблюдения законов Украины.

499

>>>500>>>