42.7. Внутренние войска мвд Украины
Среди органов и учреждений, участвующих в охране правопорядка в нашем государстве главенствующее место занимают внутренние войска Министерства внутренних дел Украины, которые согласно Закону Украины «О внутренних войсках Министерства
839
>>>840>>>
внутренних дел Украины» от 26 марта1992 года1(с изменениями и дополнениями согласно Закону№ 407/95 ВС от31.10.95) входят в систему Министерства внутренних дел Украины и предназначены для охраны и обороны важных объектов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины; охраны исправительно-трудовых и лечебно-трудовых учреждений, а также для участия в охране общественного порядка и борьбе с пре-ступностью.
Исходя из этого на внутренние войска возложены многочисленные полномочия: от подготовки личного состава, обеспечения охраны и обороны важных государственных объектов до участия в военное время в территориальной обороне в районах размещения охраняемых объектов. Кроме этого внутренние войска при выполнении возложенных на них задач обязаны:
— обеспечивать изоляцию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, осужденных, а также контроль за лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях;
— быть в постоянной готовности к предоставлению имеющими силами и средствами помощи администрации исправительно-трудовых учреждений в ликвидации фактов группового неповиновения и массовых беспорядков;
— выделять силы и средства для ведения вместе с органами внутренних дел поиска лиц, сбежавших из-под охраны или надзора;
— исполнять решения судов, которые обслуживаются внутренними войсками, о взятии под стражу лиц, охрану их в зале суда или освобождении из-под стражи;
— оказывать помощь администрации охраняемым объектов в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
— принимать участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, обеспечении общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий, прекращении массовых беспорядков в населенных пунктах.
Кроме этих задач, Закон Украины «О внутренних войсках Украины» возлагает на них и другие задачи, основными среди которых являются:
— охрана и оборона важных государственных объектов, исправительно-трудовых и лечебно-трудовых учреждений, объектов материально-технического и военного обеспечения Министерства внутренних дел Украины;
— сопровождение специальных грузов;
— осуществление пропускного режима на охраняемых объектах;
— конвоирование арестованных и осужденных;
Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 29. — Ст.397.
840
>>>841>>>
— охрана подсудимых во время судебного процесса;
— преследование и задержание арестованных и осужденных лиц, сбежавших из-под стражи;
— участие в надзоре за осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях, выполнение поручений администрации этих учреждений относительно обеспечения внутреннего порядка;
— участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
— участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах.
Правовой основой деятельности внутренних войск являются Конституция Украины, Закон Украины «О внутренних войсках Украины», постановления Верховной Рады Украины, иные законодательные акты, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, военные уставы Вооруженных сил Украины.
Построение внутренних войск осуществляется на основах централизованного руководства, единоначалия, объединения при их комплектовании принципов добровольности и общей военной обязанности, на принципах законности и гуманизма, уважения к личности, ее правам и свободам, внепартийности.
Внутренние войска формируются из соединений, воинских частей и подразделений по охране важных государственных объектов, в частности атомных электростанций, и исправительно-трудовых учреждений; по сопровождению специальных грузов и конвоированию арестованных и осужденных, из воинских частей специального назначения и специальных моторизованных воинских частей милиции, подразделений связи, военных учреждений, учебных заведений и учебных частей.
Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел Украины, в своей повседневной деятельности подчиняются Министру внутренних дел Украины.
Непосредственное управление внутренними войсками осуществляет командующий этими войсками, который является членом Коллегии МВД Украины, и назначается на должность Президентом Украины, по представлению Министра внутренних дел Украины.
Многочисленность внутренних войск, месторасположение их на территории Украины определяется Кабинетом Министров Украины по представлению Министра внутренних дел Украины, на которого возложены обязанности утверждения штатов соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск.
Личный состав внутренних войск состоит из военнослужащих и лиц, которые не аттестованы и работают по трудовому договору.
Внутренние войска в дальнейшем до полного перехода к комплектованию на контрактной основе комплектуются как по кон-
841
>>>842>>>
тракту, так и в порядке призыва. Контракт заключается сроком на три года и может быть продолжен на такой же срок.
Военнослужащие внутренних войск принимают Военную присягу, имеют единые для Вооруженных сил Украины воинские звания и знаки различения. Форменная одежда военнослужащих внутренних войск утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства внутренних дел Украины.
Срок службы во внутренних войсках по призыву не может превышать сроков службы в Вооруженных силах Украины.
Прохождение службы в указанных войсках осуществляется согласно Положению о прохождении военной службы, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, и военных уставов.
Исполняя возложенные задачи, внутренние войска тесно взаимодействуют с органами внутренних дел. На военнослужащих внутренних войск при выполнении задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью распространяются права и обязанности, предусмотренные в Законе Украины «О милиции»1 (с изменениями согласно закону № 407/95-ВС от 31.10.95 г.).
При выполнении своих обязанностей по охране общественной безопасности и борьбы с преступностью, военнослужащие внутренних войск имеют право:
— требовать от граждан и должностных лиц соблюдения порядка, который гарантирует безопасность, и выполнение обязанностей военными нарядами;
— в случае привлечения к выполнению задач по охране общественного порядка и борьбы с преступностью задерживать и доставлять в органы внутренних дел граждан, подозреваемых в совершении преступлений и тех, которые совершили административные правонарушения, иметь другие права, предусмотренные Законом Украины «О милиции» для работников милиции при выполнении этих задач:
— задерживать и передавать администрации охраняемого объекта лиц, нарушивших установленный пропускной режим;
— вести преследование, проводить задержания, оформлять первичные документы, передавать органам внутренних дел или безопасности преступников и лиц, совершивших нападение на охраняемый объект, личный состав охраны, военный наряд или пытавшихся пересечь линию охраны объекта или доставить на него запрещенные предметы;
— проводить оцепление (блокирование) районов местности, отдельных зданий и объектов во время поиска и задержания лиц, сбежавших из-под стражи;
— проводить осмотр грузов, а при наличии сведений о совершении правонарушения — досмотр лиц на контрольно-
1Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 4. — Ст. 20.
842
>>>843>>>
пропускных пунктах охраняемых объектов, личный обзор и опрос задержанных, проверку документов у граждан во время оцепления (блокирования);
— заходить на земельные участки, в жилые и прочие помещения граждан, помещения предприятий, учреждений и организаций и проводить их осмотр непосредственно во время преследования и задержания преступников, лиц сбежавших из-под стражи или совершивших нападение на охраняемый объект, личный состав охраны, военный наряд, с последующим уведомлением об этом прокурора на протяжении суток и пр.
В соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»1от 20 декабря 1991 г. и Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и работников органов внутренних дел»2от 9 апреля 1992 г. обеспечиваются социальные и правовые гарантии военнослужащих внутренних войск и членов их семей, а на военнослужащих внутренних дел, участвующих в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, распространяются гарантии правовой и социальной защиты работников милиции.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856