9.5. Ответственность государственных служащих
Юридическая ответственность государственных служащих выступает важным элементом их правового статуса и может быть определена как предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой проявляется государственное осуждение служащего, виновного в совершении правонарушения, который должен понести наказание личного или имущественного характера.
За совершение разного рода правонарушений государственные служащие подлежат определенным видам юридической ответ-
1Там же. — 1998. — № 21. — Ст. 764.
161
>>>162>>>
ственности: уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой.
В случае совершения преступления государственные служащие привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях, в порядке, предусмотренном УК Украины. Государственные служащие, являющиеся должностными лицами, выступают специальными субъектами должностных преступлений, которым в УК посвящена целая глава. Однако необходимо указать, что определение должностного лица, закрепленное в ст. 164 УК Украины, не совпадает с понятием должностного лица, установленным ст. 2 Закона Украины «О государственной службе».
Основными особенностями дисциплинарной ответственности является то, что она применяется в пределах служебной подчиненности, а ее основанием может выступать административный проступок, дисциплинарный проступок или нарушение морального характера. Относительно последнего следует указать, что дисциплинарная ответственность может наступить за совершение лицом проступка, позорящего его как государственного служащего или дискредитирующего государственный орган, в котором он работает. Дисциплинарная ответственность регламентируется Законом Украины «О государственной службе» и КЗоТ Украины. По отдельным видам государственных служащих указанный вид ответственности регламентируется исключительно административно-правовыми нормами, предусмотренными в законах, уставах и положениях о дисциплине. Это касается служащих органов внутренних дел Украины, Вооруженных сил Украины, органов прокуратуры, СБУ и др.
Гражданско-правовая ответственность государственных служащих наступает в порядке, предусмотренном ГК Украины.
Кроме ГК Украины, который определяет общий порядок возмещения нанесенного ущерба, гражданско-правовая ответственность отдельных категорий государственных служащих регулируется Законом от 1 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «О порядке возмещения ущерба, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда»1.
В соответствии с положениями этого Закона возмещению подлежит ущерб, нанесенный гражданину вследствие:
— незаконного осуждения, незаконного привлечения как обвиняемого, незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного проведения, в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела, обыска, изъятия, незаконного наложения штрафа, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, кото-
1Ведомости Верховной Рады Украины. — 1995. — № 1. — Ст. 1.
162
>>>163>>>
рые ограничивают права граждан. В данном случае нанесенный ущерб возмещается в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
— незаконного применения административного ареста или исправительных работ, незаконной конфискации имущества;
— незаконного проведения оперативно-розыскных действий, предусмотренных Законами Украины от 18 февраля 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 18 января 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»1, «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» и другими актами законодательства.
Право на возмещение вреда возникает в случаях:
— постановления оправдательного приговора суда;
— закрытия уголовного дела из-за отсутствия совершения преступления или недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления;
— отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела;
— закрытие дела об административном проступке. Государство возмещает гражданину:
— заработок и другие денежные средства, которые он истратил вследствие незаконных действий;
— имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты по ним, ценные бумаги и проценты по ним, долю в уставном фонде хозяйственного общества, участником которого был гражданин, и прибыль, которую он не получил соответственно этой доле, другие ценности), имущество конфискованное или обращенное в доход государства судом, изъятое органами дознания или предварительного следствия, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также имущество, на которое наложено арест;
— штрафы, взысканные во исполнение приговора суда, судебные расходы и иные расходы, уплаченные гражданином;
— суммы, уплаченные гражданином в связи с предоставлением ему юридической помощи;
— моральный ущерб.
Имущество возвращается в натуральном виде, а в случае невозможности возврата в натуральном виде его стоимость возмещается за счет тех предприятий, учреждений, организаций, которым оно было передано бесплатно. Стоимость жилых домов, квартир, других сооружений возмещается только в случае, если указанное имущество не сохранилось в натуральном виде и гражданин отказался, от предоставления ему равноценного жилого
1Там же. — 1992. — № 22. — Ст. 303.
163
>>>164>>>
помещения с бесплатной передачей в его собственность или в случае согласия на это гражданина.
Стоимость утраченного жилища возмещается исходя из рыночных цен, которые действуют на момент обращения гражданина с ходатайством о возмещении вреда.
В случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, которым имущество было передано бесплатно, или из-за недостаточности у них средств для возмещения вреда стоимость имущества возмещается за счет государственного бюджета. Стоимость имущества определяется по ценам, которые действуют на момент принятия решения о возмещении ущерба. В случае повреждения имущества причиненный ущерб возмещается полностью.
В случае смерти гражданина право на возмещение ущерба переходит к его наследникам.
Рассматривая материальную ответственность государственных служащих, следует отметить, что она носит правовосстановитель-ный характер. Материальная ответственность наступает за проступок, который причинил материальный ущерб органу, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного ущерба. Как и для всех иных граждан, материальная ответственность может быть полной или ограниченной. Особенности материальной ответственности для военнослужащих установлены Постановлением Верховной Рады Украины «Об утверждении Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» от 23 июня 1995 г.
Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение государственным служащим административного проступка. В целом административная ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях за некоторыми исключениями. Так, государственные служащие выступают специальными субъектами при совершении административных нарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией».
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы борьбы с коррупцией, является Закон Украины «О борьбе с коррупцией». Он впервые на законодательном уровне закрепляет определение коррупции. Коррупция — это деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ. Кроме коррупции, в Законе используются такие понятия, как «коррупционные деяния» и «иные правонарушения, связанные с коррупцией». К первым относятся такие деяния, как:
а) незаконное получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, в связи с выполнением таких функций, материальных благ, услуг, льгот или иных пре-
164
>>>165>>>
имуществ, в том числе принятие или получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), существенно низшей их фактической (соответствующей действительности) стоимости;
б) получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости или другого имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством.
К иным правонарушениям, связанные с коррупцией, относятся:
а) нарушение специальных ограничений относительно государственных лиц и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленных на предупреждение коррупции (ст.ст. 5, 8 Закона);
б) нарушение требований финансового контроля (ст.ст. 6, 9);
в) неприменение руководителем мер по борьбе с коррупцией (ст. 10);
г) умышленное невыполнение лицами, на которых возложены обязанности по борьбе с коррупцией, этих обязанностей (ст. 11).
До принятия Закона Украины «О борьбе с коррупцией» борьбу с этим отрицательным явлением осуществляли специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, СБУ, Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также органы прокуратуры Украины, таможенные и иные органы. С принятием вышеупомянутого Закона перечень таких органов сузился. Полномочиями борьбы с коррупцией наделены соответствующие подразделения МВД, СБУ, органов прокуратуры, иные органы и подразделения, создаваемые для борьбы с коррупцией.
За совершение коррупционных деяний одновременно наступает и административная и дисциплинарная ответственность. Специфика двойной ответственности обусловлена тем, что в этом случае происходит посягательство и на трудовые, и на административные правоотношения.
При этом необходимо иметь ввиду, что субъектами ответственности за коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, могут быть государственные служащие, народные депутаты Украины, депутаты и головы городских советов, должностные лица органов местного самоуправления. Кроме названных лиц, к субъектам коррупционных правонарушений относятся судьи, прокуроры, следователи, лица рядового и начальственного состава органов внутренних дел, сотрудники службы безопасности, должностные лица налоговой администрации, таможенной службы, а также работники аппарата судов, прокуратуры и других указанных органов, уполномоченные на выполнение
165
>>>166>>>
функций государства (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25 мая 1998 г. «О практике рассмотрения судами дел о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией»). В отдельных статьях Закона предусмотрены особые виды служащих (в ст. 10 — руководители, в ст. 11 — лица, уполномоченные на составление протокола о совершении коррупционного правонарушения, в ч. 2 ст. 5 — должностные лица).
Коррупционные правонарушения совершаются только при наличии прямого умысла. То есть лицо, которое осуществляет коррупционное деяние, осознает, что, будучи уполномоченным на выполнение функций государства, незаконно получает в связи с выполнением таких функций какие-либо материальные блага, льготы и стремится действовать именно таким образом.
Объектом посягательства коррупционных деяний является установленный порядок осуществления служебных полномочий лицами, уполномоченными на осуществление функций государства. Кроме того, каждое конкретное правонарушение, в зависимости от функций, которые выполняет уполномоченное лицо, характеризуется непосредственным объектом.
Объективная сторона всех коррупционных правонарушений характеризуется противоправными деяниями (действиями или бездействиями). Поскольку последствия совершения коррупционных правонарушений диспозициями конкретных норм Закона не предусмотрены, они не имеют значения для квалификации указанных деяний как коррупционных. Получение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, гонорара или другого вознаграждения за научную, преподавательскую, творческую деятельность или медицинскую практику Законом не запрещено, и потому коррупционным деянием не считается.
>>>167>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856