15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим или материальным потерям, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия. Введение такого режима предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиту конституционного строя. При этом допускается временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц на определенный срок.
Правовой основой введения чрезвычайного положения является Конституция Украины, Законы Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»1, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»2, «О милиции»3, «О Службе безопасности»4, «О Вооруженных силах Украины»5и другие нормативно-правовые акты.
1Офіційний вісник України. — 2000. — № 15. — Ст. 588.
2Там же. — 2000. — № 28. — Ст. 1155.
3Відомості Верховної Ради Украиїни. — 1992. — № 27. — Ст. 382.
4Там же. — 1992. — № 27. — Ст. 382.
5Офіційний вісник України. — 2000. — № 44. — Ст. 1877.
203
>>>204>>>
Действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень условий, при наличии которых может вводиться ЧП, а именно:
— возникновение особо тяжких чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;
— осуществление массовых террористических актов, которые сопровождаются гибелью людей или разрушениями особо важных объектов жизнеобеспечения;
— возникновение межнациональных и межконфессионных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, которые угрожают безопасности граждан и нарушают нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающих их права и свободы;
— попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;
— массовый переход государственной границы с территории пограничных государств;
— необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Учитывая, что введение чрезвычайного положения связано с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, оно вводится на определенный законом срок: в Украине — не более 30 суток, в отдельных ее местностях — не более 60 суток. В случае необходимости срок чрезвычайного положения может быть продлен Указом Президента Украины, но не более чем на 30 суток.
Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины на протяжении двух дней с момента его обращения. Предложения о введении чрезвычайного положения подает Совет национальной безопасности и обороны Украины или Кабинет Министров Украины (в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера).
Чрезвычайное положение вводится с предупреждением, через средства массовой информации, в отношении групп лиц, организаций, учреждений, являющихся инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычай-
204
>>>205>>>
ного положения, с требованием прекратить свои противоправные действия на протяжении установленного срока.
При наличии условий, требующих неотложных мер для спасения населения или недопущения гибели людей, чрезвычайное положение может быть введено без предупреждения.
В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения должно быть указано:
— обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
— границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
— время, с которого вводится чрезвычайное положение и срок, на который оно вводится;
— перечень и пределы чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением чрезвычайного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия ограничения;
— органы государственной власти, органы военного командования и органы местного самоуправления, которым поручается осуществление мер чрезвычайного положения и пределы их дополнительных полномочий;
— другие вопросы, вытекающие из действующего законодательства.
Названные выше положения являются обязательными в содержании указа. Кроме них могут указываться и другие сведения.
Как уже отмечалось выше, введение чрезвычайного положения предусматривает введение определенных мер правового режима, которые можно подразделить на три группы:
— общие меры правового режима чрезвычайного положения: установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой вводится чрезвычайное положение; ограничение движения транспортных средств и их осмотр; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом; запрет забастовок;
— меры режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного или природного характера: временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания; установление для юридических лиц квартирной повинности для временного размещения эвакуированного или временно переселенного населения; установление карантина и проведение других обязательных
205
>>>206>>>
санитарных и противоэпидемических мероприятий; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; отстранение от работы на период чрезвычайного положения, в случае ненадлежащего исполнения их обязанностей, руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, от деятельности которых зависит нормализация обстановки в районе чрезвычайного положения и т. д.;
— меры правового режима чрезвычайного положения в связи с массовыми нарушениями общественного порядка: введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленный период суток); проверка документов у граждан, а в необходимых случаях проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа, грузов, служебных помещений и жилья граждан; ограничение или временный запрет продажи оружия, отравляющих и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков; временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия, а также боеприпасов; особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети и т. д.
Достаточно важным является вопрос деятельности органов государственной власти в условиях чрезвычайного положения. Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, иные центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, военное командование, предприятия, учреждения и организации осуществляют соответственно свои полномочия и обеспечивают выполнение мероприятий, предусмотренных Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения». В период чрезвычайного положения не могут быть прекращены или ограничены полномочия вышеназванных органов, а также Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, судов, органов прокуратуры, органов дознания и следствия.
Действующее законодательство предусматривает ряд гарантий законности в условиях чрезвычайного положения, в частности:
— запрещается изменение Конституции Украины, Конституции Автономной Республики Крым, избирательных законов, проведение выборов Президента Украины, выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым, в органы местного самоуправления; проведение всеукраинских и местных референдумов; ограничение прав и полномочий народных депутатов Украины;
206
>>>207>>>
— перечень ограничений конституционных прав и свобод граждан, которые могут быть применены в условиях чрезвычайного положения, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит;
— не могут ограничиваться права и свободы человека и гражданина, указанные в части второй статьи 64 Конституции Украины;
— введение чрезвычайного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство поведения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856