41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
Конституция Украины в ст. 65 устанавливает, что защита Отчизны является обязанностью граждан Украины, которая реализуется, как правило, прохождением военной службы в Вооруженных силах Украины. Порядок, правила прохождения военной службы определяет Закон Украины «Об общей военной обязанности и военной службе» который был принятый Верховной Радой Украины 25 марта 1992 г. в редакции от 15 мая 2003 года1, а также Закона Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г. в редакции от 6 апреля 2000 г.2
Общая военная обязанность устанавливается с целью комплектования Вооруженных сил Украины и других воинских формирований, а также подготовки населения к защите государства. Комплектование Вооруженных сил Украины осуществляется через военные комиссариаты. Для доукомплектования Вооруженных сил Украины военнослужащими при мобилизации в военное время создается запас. На военный учет могут браться женщины, которые по специальности имеют медицинскую подготовку. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой, сержантский и старшинский состав, мичманов, офицерский состав (младший, старший, высший).
Граждане Украины проходят подготовку к службе в Вооруженных силах Украины, которая включает: допризывную подготовку юношей, подготовку призывников по военно-техническим специальностям, подготовку к вступлению в военные учебные заведения, военную подготовку студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса, физическую подготовку, лечебно-оздоровительную работу, повышение уровня общеобразовательной подготовки, изучение государственного языка, патриотическое воспитание.
Важное значение имеет допризывная подготовка. Юноши, не прошедшие допризывную подготовку в учебных заведениях, дол-
1 Відомості Верховної Ради України. — 2003. — № 29. — Ст.234.
2 Там же.— 2000. — № 25. — Ст.200.
808
>>>809>>>
жны обязательно пройти перед призывом в армию допризывную подготовку в оборонно-спортивном оздоровительном лагере с отрывом от производства.
Каждый год в январе — марте к призывным участкам приписываются граждане, которым в год приписки исполняется 17 лет. Такие юноши считаются призывниками и берутся на военный учет.
Подготовка призывников, достигших 17-летнего возраста, военно-техническим специальностям проводится в учебных организациях Общества содействия обороне Украины (ОСОУ) и в учреждениях профессионально-технического образования.
Законом установлено два вида комплектования Вооруженных сил Украины:
— путем призыва на военную службу на основе общей военной обязанности;
— путем вступления граждан на военную службу по контракту.
Ст. 5 Закона Украины «О Вооруженных силах Украины» дает возможность комплектовать отдельные должности работников Вооруженных сил Украины гражданами, которые проходят альтернативную (невоенную) службу.
На срочную военную службу в мирное время призываются граждане Украины мужского пола, пригодные к ней по состоянию здоровья, и которым к дню отправки в воинские части исполнилось 18 лет. Юноши, изъявившие желание учиться в военных учебных заведениях, могут быть зачислены в них при достижении ими 17-летнего возраста.
Призыв граждан на срочную военную службу проводится дважды в году — весной и осенью, на основании указа Президента Украины, который публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за месяц до начала призыва. После объявления указа Президента каждый призывник обязан прибыть в тот пункт и за тот срок, которые указаны военным комиссариатом в повестке.
Граждане призывного возраста, которые не прошли срочной военной службы и без законных оснований не находятся на военном учете, а также призывники, временно выехавшие с постоянного местожительства в иную местность, и не ставшие там на военный учет, обязаны прибыть в военный комиссариат в семидневный срок после указа Президента.
Уважительными причинами неприбытия гражданина в призывной участок в сроки, установленные военкоматом, признаются: болезнь гражданина; смерть или тяжелая болезнь близкого родственника; препятствия стихийного характера. Причины неприбытия должны быть подтверждены соответствующими документами.
Для проведения призыва граждан на срочную военную службу в районах (городах) образовываются призывные комиссии. На них возлагается: организация медицинского осмотра призывни-
809
>>>810>>>
ков; принятие решения о призыве на срочную военную и альтернативную службу, предоставление отсрочки или освобождение от призыва на срочную военную службу; принятие решения о направлении призывников, которые изъявили желание, в военные учебные заведения для сдачи вступительных экзаменов или об отказе им в этом по состоянию здоровья, в связи с недостаточным общеобразовательным уровнем подготовки или моральными качествами; принятие решения о направлении в следственные органы материалов на призывников, которые уклоняются от призыва на срочную военную службу.
Решением призывной комиссии отсрочка от призыва на срочную военную службу может предоставляться: по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья, для продолжения обучения, в связи с депутатской деятельностью и в иных случаях согласно действующему законодательству.
Законом установлены такие сроки службы в Вооруженных силах Украины: для солдат и сержантов, старшин срочной службы до 18 месяцев; для лиц, которые имеют высшее образование, по образовательно-квалификационному уровню подготовки специалиста или магистра до 12 месяцев; для сержантов и старшин, солдат и матросов по контракту — не меньше 3 лет. Службу по контракту можно начать после первого года срочной военной службы1.
Призывники и военнослужащие несут ответственность за нарушение Закона «Об общей военной обязанности и военной службе»2. Призывнику, который уклоняется от призыва и не появляется по повестке в военкомат для отправки на военную службу, срок его срочной военной службы продлевается на срок уклонения от призыва. Военнослужащему срочной службы, который самовольно оставил место службы или своевременно не явился к месту службы в срок, указанный в приписном свидетельстве, не имея на то уважительных причин, время его отсутствия в воинской части не засчитывается в срок службы.
Установлены такие формы военной службы по контракту: военная служба на должностях солдат и матросов, сержантов и старшин; военная служба женщин по контракту; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба курсантов военных учебных заведений и студентов военных кафедр высших гражданских учебных заведений.
Если граждане Украины имеют истинные религиозные убеждения и принадлежат к таким действующим, согласно законодательству, религиозным организациям, вероучение которых не допускает использования оружия и службу в Вооруженных силах, то они имеют право на альтернативную службу. Альтернативная
1 Відомості Верховної Ради України. — 2003. — № 29. — Ст.234.
2 Там же.— 1999. — № 15. — Ст.86.
810
>>>811>>>
(невоенная) служба также является государственной службой вне Вооруженных сил Украины. Она длится три года и проходит в одном из учреждений системы социального обеспечения. Порядок прохождения альтернативной (невоенной) службы урегулирован Законом Украины от 12 декабря 1991 г. «Об альтернативной (невоенной) службе» (в редакции от 6 апреля 2000 г.1).
Военные кадры — это скелет, основа Вооруженных сил. Они цементируют, объединяют вокруг себя воинов срочной службы, обеспечивают вместе с ними высокую боеготовность войск. Командиры всех степеней обучают и воспитывают своих подчиненных, готовят их к умелой, самоотверженной защите Родины. С этой целью они организовывают учебно-боевую деятельность, заботятся о состоянии здоровья личного состава, о создании нормальных условий службы. Военные инженеры различных специальностей обеспечивают содержание в высокой боевой готовности военной техники и оружия, аппаратуры, приборов, следя за их качественным обслуживанием и правильной эксплуатацией, отвечают за обучение младших военных специалистов, воинов. В Вооруженных силах есть специалисты и иных профилей: тыловых, интендантских, медицинских, топографических, метрологических, метеорологических и иных служб.
В Вооруженных силах Украины организовано Управление воспитательной работы. В эту службу входят военные политологи, социологи, психологи, юристы и пр. Они занимаются гуманитарной подготовкой, воспитанием личного состава, налаживают отдых и досуг военнослужащих, предоставляют им психологическую и юридическую помощь, консультации и тому подобное.
Преданность Украине, высокие профессиональные, организаторские способности военных кадров армии и флота — основа мощи национальных Вооруженных сил. Могущество армии и флота обеспечивается также наследственностью национальных боевых традиций, пополнением войск выпускниками военных учебных заведений.
С образованием в Украине собственных Вооруженных сил начался процесс реорганизации старых и создания новых высших военных учебных заведений. Система военного образования в Украине рассчитана на выпуск всех необходимых для армии и флота специалистов. Для этого высшие военные учебные заведения имеют профессорско-преподавательский состав с высокой теоретической и практической подготовкой и современную учебно-материальную базу, технику, оснащение.
Специалистов для Вооруженных сил Украины готовят в военных академиях, университетах, институтах, на военных факультетах, отделениях и кафедрах военной подготовки гражданских высших учебных заведений, на курсах подготовки и переподготовки
1 Відомості Верховної Ради України. — 2000. — № 25. — Ст.200.
811
>>>812>>>
офицеров. Высшие военные учебные заведения, в соответствии со стоящими перед ними задачами, выпускают специалистов с различным уровнем образования и квалификации.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856