4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
Общий административно-правовой статус индивида называют статусом гражданина.
Гражданами Украины согласно ст. 3 Закона Украины «О гражданстве» от 18 января 2001 года являются:
— все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины постоянно проживали на территории Украины;
1Тихомиров Ю. Я. Курс административного права и процесса. — М., 1998. — С. 202.
2Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. — М., 1999. — С. 122-254; Габричидзе Б. Н, Елисеев Б. П. Российское административное право. — М., 1998. — С. 43—115.
3Бахрах Д. Н. Административное право. — М., 1997. — С. 22.
73
>>>74>>>
— лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков, которые на момент вступления в силу Закона Украины «О гражданстве» (13 ноября 1991 г.) проживали в Украине и не были гражданами других государств;
— лица, которые прибыли в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;
— лица, получившие гражданство Украины в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины.
Административно-правовой статус граждан Украины является составной частью их общего правового статуса, поэтому и большинство прав и обязанностей граждан являются вторичными, производными от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.
Но в структуре административно-правового статуса гражданина есть и такие права и обязанности, которые выходят за пределы конституционного статуса, устанавливаются конкретными нормативными актами в соответствии с общей концепцией положения человека и гражданина.
Содержанием административно-правового статуса гражданина является совокупность комплекса прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права и гарантий их реализации.
Гражданин является приоритетным субъектом административного права, так как, в соответствии с новой доктриной административного права, формируемой в Украине, в структуре публичного интереса, охраняемого административным правом, обеспечение прав и свобод гражданина является основным. Именно права и свободы человека и гражданина определяют содержание и применение законов, деятельность всех ветвей государственной власти. При этом имеется в виду гражданин, который не обладает властно-распорядительными функциями, то есть не является фигурантом государства.
В правовых актах не отождествляется правовой статус личности и гражданина, последний имеет больший объем прав и обязанностей.
Большинство конституционных прав граждан требуют административно-правового обеспечения (право на образование, на пред-
74
>>>75>>>
принимательскую деятельность, на обеспечение жильем, на объединения, на забастовки, на безвозмездную медпомощь и т. п.).
С точки зрения механизма реализации Д. Н. Бахрах права разделяет на абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся те, которыми субъекты пользуются на свое усмотрение, а органы власти должны не препятствовать этому, а создавать все условия для их реализации, защиты. Это право на административную жалобу, трудоустройство, получение общего среднего образования и т. п. Реализация этой категории прав зависит от воли гражданина.
Относительными являются такие, реализация которых опосредуется волей субъекта власти, актом применения права, например, приказ о зачислении на должность, лицензия на осуществление деятельности1.
Соответствующее деление касается также и обязанностей граждан, абсолютными среди них являются те, которые не зависят от любых конкретных обстоятельств, они являются безусловными и возлагаются на каждого гражданина (соблюдение правил дорожного движения, санитарных правил и т. п.).
Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на обретение и пользование правами. Есть еще одна группа обязанностей, возникающих из неправомерных действий — правонарушений. Она обусловлена теми особенностями, которые присущи административной ответственности.
В зависимости от степени связанности гражданина при реализации им своих прав, в юридической литературе различают шесть степеней свободы:
1. Полная свобода.
2. Свобода, которая связана с обязанностью уведомления субъек-
тов власти (явочный порядок реализации прав).
3. Свобода, связанная с регистрацией деятельности.
4. Свобода, которая ограничивается обязанностью получения разрешения.
5. Свобода, ограниченная дискреционными полномочиями власти при предоставлении разрешения на осуществление прав (исключительный порядок разрешения).
6. Полная несвобода2.
В общем административно-правовом статусе граждан Украины права в сфере государственного управления распределяют по их содержанию на такие группы:
— права (и обязанности), необходимые для участия в управлении государственными делами, как опосредованно, так и не-
1Бахрах Д. Н. Административное право России. — М., 2000. — С. 67.
2Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М., 1997. — С. 33.
75
>>>76>>>
посредственно. Это так называемые права на социально-политическую активность. К ним относятся право на государственную службу, на внесение предложений, на участие в объединениях граждан, и т. п. Характерной особенностью этой группы прав является то, что их реализация требует, прежде всего, активного поведения, волеизъявления самого гражданина как субъекта административного права;
— право на содействие, помощь от государства, компетентных организаций в реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Это право на организационную, техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и другую помощь. Характерной особенностью этой группы прав является активная деятельность, содействие органов исполнительной власти и должностных лиц в их реализации. Без поддержки и помощи государства невозможна реализация права на митинги, собрания, трудоустройство, возмещение вреда, объединения для защиты своих интересов и т. п.;
— право на защиту, которое характеризуется тем, что для его реализации от органов исполнительной власти, должностных лиц требуется осуществление разнообразной многофункциональной деятельности по созданию условий для практической реализации, защиты, гарантирования. Внутри этой группы прав различают: 1) право на административную жалобу; 2) право на обжалование в суд; 3) защита в адми-нистративно-юрисдикционном производстве; 4) право на необходимую оборону; 5) право на помощь общественных организаций (коллегий адвокатов, профсоюзов, обществ защиты прав потребителей и т. п.)1.
Административно-правовые обязанности граждан — это установленные государством и адресованные гражданам требования действовать в определенных границах. В обязанностях закрепляется необходимое, надлежащее отношение к: 1) государству и его аппарату; 2) обществу и его членам; 3) собственным интересам.
По своему смыслу административно-правовые обязанности делятся на два вида: а) обязанность осуществлять определенные действия, б) обязанность воздержаться от определенных действий, которые расцениваются как правонарушение.
Административно-правовые обязанности граждан возникают в связи с юридическими фактами, закрепленными в нормах административного права, среди которых наиболее характерными являются:
— достижение гражданином определенного возраста (с 16 лет возникает обязанность получить паспорт);
1Бахрах Д. Н. Административное право России. — М., 2000. — С. 68.
76
>>>77>>>
— занятие определенной деятельностью;
— пребывание в определенном месте;
— пользование объектами государственной собственности и т.п.1 Гарантии реализации административных прав и обязанностей
граждан, которые являются неотъемлемым элементом административно-правового статуса, традиционно разделяют на экономические, организационные, политические и юридические.
Экономические гарантии — это создание такой материальной базы жизни общества, которая позволила бы обеспечить свободное развитие каждой личности, создать достойные условия жизни гражданам страны. Сюда относятся стабильная и эффективная работа промышленности, стабильный курс национальной валюты, своевременная выплата заработной платы, социальных выплат, рост благосостояния граждан и т. п.
Политические гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, политический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью.
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления содержат наличие разветвленной системы контролирующих, правоохранительных, надзорных и других государственных и общественных органов и организаций на всех уровнях управления. Главной целью этих организационных структур является деятельность по практической реализации прав и свобод граждан, а также принадлежащих им обязанностей.
Итак, юридические гарантии — это совокупность закрепленных в административно-правовых нормах средств (условий, способов), а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение беспрепятственной реализации и всесторонней охраны субъективных прав граждан.
Юридические гарантии по своему характеру, степени влияния на эффективность реализации прав и свобод граждан существенным образом различаются между собой.
Одни из них влияют на процесс осуществления прав и свобод опосредствованно, косвенно, в совокупности своей создавая благоприятные условия, в которых происходит этот процесс.
Другие действуют непосредственно, их целью является воплощение прав и свобод в жизнь, охрана их от нарушения, определение порядка восстановления, если нарушение уже имеет место. Эта группа гарантий в законодательстве представлена непосредственно в виде правомочий участников процесса реализации прав и свобод, в виде процедурно-процессуальных правил их осуществления.
1Колпаков В. К. Адміністративне право України: Підручник. — К., 1999. — С. 159-160.
77
>>>78>>>
Итак, речь идет о материальных и процессуальных юридических гарантиях осуществления прав и выполнения обязанностей.
Материальные юридические гарантии определяются как совокупность правомочий граждан, а также средств правового обеспечения их охраны и защиты в процессе реализации.
Процессуальные юридические гарантии — это предусмотренные административным правом специальные процедурные правила реализации прав, а также порядок их охраны и защиты в случае нарушения.
Взаимодействуя и дополняя друг друга, материальные и процессуальные юридические гарантии создают возможность реального осуществления права. Из-за отсутствия одной из этих категорий провозглашенное право часто становится декларацией, так как его реализация зависит от усмотрения сторон.
Нормы административного права, гарантируют выполнение прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, производные от Конституции Украины, в которой закреплен ряд положений, позволяющих избежать в процессе административного нормотворчества ограничения прав и свобод граждан, их отмену, или возложения на граждан дополнительных, новых, необоснованных обязанностей.
Во-первых, по общему правилу, не должны приниматься законы, подзаконные акты, которые ограничивают или отменяют права граждан.
Во-вторых, такое ограничение является возможным лишь при определенных, чрезвычайных условиях и лишь законом (ст. 64 Конституции).
В-третьих, такое ограничение не является бессрочным, действует лишь на время действия чрезвычайных обстоятельств.
В-четвертых, есть права и свободы граждан, которые не подлежат ограничению при любых условиях. К ним относятся следующие:
— равенство перед законом;
— неотъемлемое право на жизнь;
— право на уважение достоинства человека;
— право на свободу и личную неприкосновенность;
— право направлять индивидуальные или коллективные обращения или лично обращаться к органам государственной власти;
— право на жилье;
— право на свободный брак;
— право на равенство детей;
— право на защиту судом;
— право на возмещение вреда, причиненного вследствие незаконных действий органов исполнительной власти;
78
>>>79>>>
— право на изменение гражданства. Граждане также не могут быть лишены гражданства.
Общий административно-правовой статус граждан дополняется, в зависимости от социальной роли индивидуального субъекта, специальными административно-правовыми статусами. Вообще, в специальной литературе не выработано единой точки зрения относительно соотношения общего и специального административно-правового статуса индивидуальных субъектов. Так, некоторые авторы считают, что административно-правовой статус гражданина является сложным юридическим образованием и содержит в себе четыре элемента.
Первая часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, вторая — статус гражданина, третья — социальный статус (правовые статусы военнослужащих, учеников, рабочих, пенсионеров и т. п.), четвертая — особый статус (совокупность прав и обязанностей, которые лицо приобретает по своему желанию: охотника-любителя, водителя-любителя и т. п.)1.
Есть и другая точка зрения, в соответствии с которой административно-правовой статус гражданина является общим и специальным2.
Она кажется более оправданной. Выделяются такие специальные статусы:
— членов административных коллективов (административный коллектив при этом понимается как организованная группа людей, личный состав организации, в которой отношения членов организации и администрации, их права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие коллективы и т. п.). Среди статусов членов административных коллективов, в свою очередь, различают статусы:
1) тех, кто учится;
2) милитаризованных служащих;
3) лиц, свобода которых ограничена в административном порядке;
4) субъектов административной опеки (сирот, беженцев, безработных и т. п.);
5) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;
6) субъектов разрешительной системы;
7) государственных служащих;
8) лиц, совершивших административные правонарушения.
1Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. — М., 1999.— С. 120-124.
2Бахрах Д. Н. Административное право России. — М., 2000. — С. 77.
79
>>>80>>>
Все эти статусы в соответствующих случаях дополняют общий административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856