15.3. Правовой режим военного положения
Военное положение — это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности. Он предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности. Введение военного положения обусловливает ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, Законы Украины «О введении режима военного положения»1, «О Вооруженных силах Украины»2, «Об обороне Украины»3и другие нормативно-правовые акты.
Введение военного положения осуществляется Президентом Украины путем издания указа, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины на протяжении двух дней и немедленному объявлению через средства массовой информации.
В указе должно быть указано:
— обоснование необходимости введения военного положения;
— границы территории, на которой вводится военное положение, время введения и срок, на который оно вводится;
— задачи военного командования, органов государственной власти и органов местного самоуправления по введению и осуществлению мероприятий правового режима военного положения;
1Офіційний вісник України. — 2000. — № 17. — Ст. 691.
2Там же. — 2000. — № 44. — Ст. 1877.
3Там же. — Ст. 1878.
207
>>>208>>>
— исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничивают в связи с введением военного положения, а также перечень временных ограничений прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
В условиях военного положения руководство Вооруженными силами Украины и другими военными формированиями осуществляет Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил Украины через Генеральный штаб Вооруженных сил Украины. Министерство обороны Украины в условиях военного положения действует в соответствии с Положением о Министерстве обороны Украины, которое утверждается Президентом Украины.
Президент Украины, Верховная Рада Украины, органы государственной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации осуществляют свои полномочия и обеспечивают исполнение мер, предусмотренных Законом Украины «О правовом режиме военного положения».
На территории, где введено военное положение, руководство в сфере обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности осуществляется соответствующим военным командованием в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а в местностях, где ведутся боевые действия — введение и осуществление мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование.
Введение военного положения предусматривает наличие особенностей действия нормативно-правовых актов, в частности, нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, решений Совета министров Автономной Республики Крым, решений местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, ограничиваемых в связи с введением военного положения, временно не применяются.
Военному командованию предоставляется право вместе с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а если это не возможно, то самостоятельно вводить и осуществлять такие меры:
— вводить трудовую повинность для трудоспособного населения, не привлеченного к работе в оборонной сфере и сфере его жизнеобеспечения, не забронированного за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени, с целью привлечения к исполнению работ, имеющих оборонный характер;
208
>>>209>>>
— изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, иных центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан.
— устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;
— вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальные режимы светомаскировки;
— устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств;
— проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;
— в порядке, установленном Конституцией Украины и законами Украины, ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если они угрожают суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;
— осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиооргани-заций, театральных, концертно-зрелищных и других предприятий, учреждений, организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и издательства для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения;
— запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и отравляющими веществами, а также алкогольными напитками и веществами, изготовленными на спиртовой основе;
— изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений, организаций также учебную и боевую технику, взрывчатку, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и отравляющие вещества;
— устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих и размещению военных частей, подразделений и учреждений;
209
>>>210>>>
— проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение.
15.4. Режим государственной тайны
Государственная тайна — это вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может навредить национальной безопасности Украины, и которые признаны в порядке, установленном действующим законодательством, государственной тайной и подлежат охране государством.
Правовой основой режима государственной тайны являются Конституция Украины, законы Украины «О государственной тайне» (в редакции от 21.09.1999 г.)1, «Об информации», международные договоры и иные нормативно-правовые акты.
В соответствии с Законом «О государственной тайне» к государственной тайне относится информация:
— в сфере обороны: о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, численности, дислокации, боевой и мобилизационной готовности, боевой и другой военной подготовке, вооружении и материально-техническом оснащении Вооруженных сил Украины и других военных формирований, о силах и средствах Гражданской обороны Украины, о возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов относительно защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, геодезических, картографических и гидрометеорологических данных, а также характеристиках, имеющих значение для обороны и т. д.;
— в сфере экономики, науки и техники: о запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, об общем объеме поставок, отпуска, заложения, обновления размещения и фактических запасах государственного резерва; об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства; о планах, содержании, объемах финансирования и исполнения государственного заказа для нужд обороны и безопасности; о госу-
1Офіційний вісник України. — 1999. — № 42. — Ст. 2075.
210
>>>211>>>
дарственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностях, связанных с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранении, охране и защите от подделок; о научных, научно-исследовательских, исследовательско-конструкторских и проектных работах, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, которые имеют важное оборонное или экономическое значение и т. д.;
— в сфере внешних отношений: о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальных интересов и безопасности; о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом причинит вред национальной безопасности Украины и т. д.;
— в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка: о личном составе органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность; о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, которые проводят такую деятельность и т. д.
Предусматриваются такие степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».
Одновременно, вышеназванный закон предусматривает перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, если при этом будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, причиняться вред здоровью и безопасности населения:
— о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;
— об авариях, катастрофах, опасных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;
— о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
— о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
211
>>>212>>>
— иная информация, которая в соответствии с законами и международно-правовыми договорами не может быть засекречена.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.
Следует иметь ввиду, что решение об отнесении информации к государственной тайне действует на протяжении определенного срока, а именно: для информации со степенью секретности «особой важности» — не более 30 лет, для информации «совершенно секретно» — 10 лет, для информации «секретно» — 5 лет. После окончания предусмотренного срока действия режима секретности эксперт по вопросам тайн делает вывод об отмене решения об отнесении сведений к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах вышеуказанных сроков. В то же время необходимо отметить, что Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн или по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций или граждан может устанавливать более продолжительный срок действия решений.
За нарушение законодательства о государственной тайне виновные лица (граждане и должностные лица) несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Административная ответственность наступает в соответствии со статьей 212 КоАП Украины за: несоблюдение установленного законодательством порядка передачи государственной тайны другому государству или международной организации; засекречивание информации, не подлежащей засекречиванию; нарушение установленного законодательством порядка предоставления допуска и доступа к государственной тайне, а также непринятие мер по обеспечению контроля за охраной государственной тайны.
>>>213>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856