42.3. Система и структура органов внутренних дел
В соответствии с основными направлениями деятельности органов внутренних дел строится их функциональная структура, к которой относятся милиция, следственный аппарат органов внутренних дел, управление (отдел) борьбы с организованной преступностью, внутренние войска, милиция государственной службы охраны, транспортная милиция, пожарная охрана, учебные учреждения МВД, другие учреждения, организации и предприятия, подчиненные МВД и их личный состав образуют единую систему органов внутренних дел Украины.
Система органов внутренних дел построена с учетом административно-территориального устройства Украины, а также с учетом особенностей и функций, характера и отдельных элементов, что дает возможность эффективно действовать на основе единых правовых норм.
Так, полномочия милиции определяются Законом Украины «О милиции»1, полномочия и организационные основы деятельности Государственной автомобильной инспекции — Положением «О ГАИ»2, деятельность внутренних войск регламентируется Законом Украины «О внутренних войсках МВД Украины»3.
Управление системой органов внутренних дел охватывает выполнение функций усовершенствования структуры служб органов внутренних дел, их аппаратов, проведение кадровой работы, финансового и материально-технического обеспечения, принятие
1 Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 4. — Ст.36.
2 Офіційний вісник України. — 1997. — № 16. — Ст.52.
3 Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 29. — Ст. 396.
822
>>>823>>>
управленческих решений по вопросам деятельности органов внутренних дел и контроля за их реализацией.
Управление внутренними делами осуществляет система специально предназначенных для этого органов внутренних дел. Это Министерство внутренних дел Украины, его областные управления, городские и районные управления и отделы, а также управления на объектах транспорта. Центральным органом управления в системе органов внутренних дел является Министерство внутренних дел Украины, компетенция которого распространяется на всю территорию государства.
Министерство внутренних дел Украины осуществляет руководство в двух главных формах:
— центральное руководство;
— непосредственное оперативное управление.
Центральное руководство заключается в руководящей деятельности по самым важным вопросам работы органов внутренних дел, определении главных их направлений, усовершенствовании системы управления и организации труда, выдачи ведомственных нормативных актов, ведении учета и распределения человеческих и материально-технических ресурсов, осуществлении координирующих, контролирующих функций, а также в инспектировании, изучении, обобщении и распространении положительного опыта организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, установлении на основе законодательства Украины порядка и методики оперативно-служебной и организационной деятельности органов внутренних дел.
Министерство внутренних дел Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке главные управления МВД Украины в Автономной Республике Крым, городе Киеве и Киевской области, управление МВД Украины в областях, городе Севастополе и на транспорте, районные, районные в городах, городские управления и отделы, а также предприятия, учреждения и организации, которые относятся к сфере его управления; обеспечивает взаимодействие с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, Верховным судом, Службой безопасности, Министерством обороны. Во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с иными центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Министерство внутренних дел Украины осуществляет непосредственное оперативное управление в случаях его прямой управленческой связи с подчиненными органами внутренних дел всех уровней. На территории Украины Министерство управляет органами, службами-организациями, войсками внутренней конвойной охраны, ведомственными учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями и иными учреждениями, отно-
823
>>>824>>>
сящимися к системе Министерства внутренних дел Украины. Функции оперативного управления Министерство реализует, как правило, относительно непосредственно подчиненных ему органов, служб, учреждений и организаций.
Министерство внутренних дел Украины возглавляет министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке.
Министр несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на МВД Украины задач и осуществление им своих функций.
В границах своих полномочий и компетенции Министр издает приказы, инструкции и указания, которые обязательны для выполнения всеми органами подчиненной ему системы и проверяет их выполнение. Приказами Министра утверждаются и вводятся в действие уставы, постановления, положения, правила, иные нормативные акты, которые определяют задачи, обязанности, права, формы, методы работы отдельных служб органов внутренних дел.
В случаях, предусмотренных законодательством, решение МВД Украины является обязательным для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и гражданами (по вопросам безопасности дорожного движения, по вопросам деятельности разрешительной системы и пр.)
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции МВД Украины, обсуждения самых важных направлений его деятельности в Министерстве образовывается коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, иных руководящих работников Министерства, а также предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления МВД Украины.
Решение коллегии приводится в жизнь приказами Министра.
С целью обеспечения надлежащего уровня управления отраслевыми службами органов внутренних дел в Министерстве внутренних дел Украины созданы главные управления, управления и службы:
— Штаб (на правах главного управления);
— Криминальная милиция, в которую входит: главное управление угрозыска;
главное управление государственной службы по борьбе с экономической преступностью;
управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; экспертно-криминалистическое управление; управление уголовного розыска (действующее при МВД).
— Милиция общественной безопасности, в которую входят:
824
>>>825>>>
Главное управление административной службы; Главное управление Государственной инспекции; Главное управление государственной службы охраны (действующее при МВД).
— Милиция по борьбе с организованной преступностью, для эффективной работы которой было создано:
Главное управление по борьбе с организованной преступностью;
Отдел по организации работы органов внутренних дел на закрытых объектах.
Как самостоятельные службы в Министерстве внутренних дел созданы:
— управленческое национальное бюро «Интерпол» (на правах главного управления);
— главное следственное управление;
— отдел организации работы дознания в органах внутренних дел;
— главное управление кадров;
— отдел международных связей;
— главное управление войск внутренней и конвойной охраны;
— отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны;
— финансово-экономическое управление;
— главное управление военного и материально-технического обеспечения;
— хозяйственное управление;
— управление капитального строительства;
— управление делами и ряд иных управлений со вспомогательными и обслуживающими функциями.
В структуру аппарата Министерства внутренних дел не входят, но действуют при нем и ему непосредственно подчинены:
— главное информационное бюро;
— оперативно-техническое управление;
— редакционно-издательский отдел;
— центральный отдел оперативной связи;
— центр технической защиты информации и ряд иных служб, занимающихся информационно-бытовым и техническим обеспечением центрального аппарата.
Министерство внутренних дел Украины, как центральный орган исполнительной власти, осуществляет руководство главным управлением внутренних дел в Автономной Республике Крым, и местными органами внутренних дел в деле обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.
Система органов внутренних дел на местах включает в себя такие структурные подразделения: управления (главные управ-
825
>>>826>>>
ления) внутренних дел МВД в Автономной Республике Крым, в областях, городах, районах и линейные отделы (управления) внутренних дел.
Управления внутренних дел Министерства внутренних дел Украины создаются согласно законодательству Украины в соответствии с административно-территориальным делением Украины. Они на местах осуществляют функции исполнительной власти в сфере внутренних дел и выполняют свои задачи через соответствующие отраслевые службы, а также через городские и районные отделы (управления) внутренних дел и прочие низовые аппараты. Структура управлений Министерства внутренних дел Украины в областях, городах и районах создается согласно линейно-отраслевым и функциональным принципам и в основном отвечают структуре Министерства внутренних дел Украины.
Управлением Министерства внутренних дел Украины в областях руководят начальники, которые назначаются Президентом по представлению Министра внутренних дел Украины. Для коллегиального обсуждения наиболее важных вопросов и принятия по ним управленческих решений, в частности по вопросам деятельности органов внутренних дел в областях, в городах Киеве и Севастополе, Автономной Республики Крым, создаются коллегии.
Свою деятельность управления Министерства внутренних дел Украины в областях и городах с районным разделением осуществляют в двух основных направлениях:
— руководят городскими, районными органами внутренних дел и отделами, отделениями милиции, подразделениями пожарной охраны, государственной службой охраны, транспортными органами внутренних дел и пр. подразделениями своего подчинения на территории области;
— своими силами и средствами непосредственно участвуют в охране общественного порядка, борьбе с преступностью, локализации и ликвидации стихийных бедствий, а также иных чрезвычайных обстоятельств. Для предоставления практической помощи управлению, отделам, отделениям в городах Министерство внутренних дел Украины направляет сотрудников своего аппарата.
Основными формами руководства управления Министерства внутренних дел в областях является: издание приказов, инструкций, указаний, утверждение планов мероприятий, обобщение и распространение положительных форм работы, проведение семинаров-совещаний, собраний, инспектирование, заслушивание отчетов, направление бригад в низовые органы внутренних дел.
Городские (районные) отделы внутренних дел практически реализуют общие для всех звеньев задачи, которые определяются законами Украины, указами Президента, постановлениями Правительства, а также местных государственных администраций и ор-
826
>>>827>>>
ганов местного самоуправления. На основе законов и подзаконных актов Министерства внутренних дел Украины путем издания приказов (инструкций) определяются формы и методы деятельности служб и подразделений внутренних дел на местах. В системе органов внутренних дел они являются основным звеном в охране общественного порядка и борьбы с преступностью. Именно городские и районные отделы внутренних дел своими силами и средствами обеспечивают порядок в общественных местах, предупреждают и пресекают правонарушения и преступления. Они осуществляют профилактическую работу, применяют оперативно-розыскные средства, согласно с уголовно-процессуальным кодексом Украины ведут дознание и следствие, организуют деятельность по выполнению приговоров судов, руководят паспортной и разрешительной системой, осуществляют мероприятия по безопасности движения транспорта и пешеходов, надзора за техническим состоянием авто-, мототранспорта, противопожарной охраны.
Структура городских и районных отделов (управлений) внутренних дел соответствует их основным задачам и функциям. Непосредственно руководят городскими и районными отделами внутренних дел начальники, которые назначаются на должность начальником управления внутренних дел Украины по согласованию с Министром внутренних дел Украины. В состав отделов (управлений) входят штабы, отделы угрозыска, общественной безопасности, Государственной автомобильной инспекции, паспортной службы, следственные службы, служба участковых инспекторов милиции, отделы кадров и пр. При отделах (управлениях) внутренних дел создаются отделы (управления) Государственной Службы охраны.
Структура городских отделений милиции, которые подчинены городским и районным отделам (управлениям) внутренних дел, построена по отраслевому принципу и имеет отделения, группы, одного — двух сотрудников по направлениям работы.
Система органов внутренних дел на транспорте построена с учетом специфики обеспечения охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте. С учетом территории обслуживания территориальные управления железных дорог Министерства транспорта Украины создаются на основе строгой централизации управления Министерства внутренних дел на транспорте и подчиняются Главному управлению внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Украины. На больших железнодорожных станциях — линейные отделы управления Министерства внутренних дел, на других — отделения и пункты милиции.
В больших аэропортах, крупных морских и речных портах функционируют отделы внутренних дел, которые подчинены территориальным управлениям Министерства внутренних дел областей, городов.
827
>>>828>>>
В транспортные органы внутренних дел входят все основные службы, за исключением Госавтоинспекции, паспортной, пожарной службы.
На отдельных промышленных предприятиях, в учреждениях, организациях, деятельность которых связана с особым режимом работы (предприятия с особо высокой технической опасностью производства, предприятия оборонного характера) создаются отделы внутренних дел для работы на закрытых объектах.
На объектах и территориях, имеющих особое народнохозяйственное значение, или пострадали вследствие стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы, с разрешения Кабинета Министров Украины могут создаваться специальные подразделения милиции.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856