logo
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

17.3. Административная ответственность юридических лиц

Как уже отмечалось выше, субъектом административной ответственности, наряду с физическими лицами, может быть и юридическое лицо. Для института административной ответственности данное положение не является абсолютно новым, поскольку до 1961 г. в бывшем Советском Союзе существовала практика привлечения к административной ответственности предприятий, учреждений и организаций. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» была отменена практика привлечения юридических лиц к административной ответственности. Таким образом, усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на вверенных им участках работы.

В 1991 г. Верховная Рада Украины снова возвращается к вопросу об административной ответственности юридических лиц, предусмотрев в Законе Украины «О местных советах народных депутатов и местном самоуправлении» (1991), что советы имеют право налагать административные штрафы на юридические лица за нарушение правил, установленных этими советами. Начало было положено, а позднее эта тенденция нашла свое развитие в ряде законов: «Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О рекламе», «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфере градостроительства»1 и др., которыми предполагалось, что юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за совершение ряда административных проступков. При этом никаких измене-

1Відомості Верховної Ради України. — 1994. — М» 46. — Ст. 411.

228

>>>229>>>

ний в КоАП относительно признания юридического лица в качестве такого субъекта внесено не было.

Кроме законов, был принят ряд подзаконных нормативных актов, которыми закреплялся механизм привлечения к административной ответственности, в частности: Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов об охране труда1, Положение о порядке наложения на хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг, в том числе граждан-предпринимателей, взысканий за нарушение законодательства о защите прав потребителей2, Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Государственного пожарного надзора3и др.

Статья 31 Закона Украины «Об охране труда»4предусматривает, что за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной сферы предприятия, учреждения и организации привлекаются к ответственности органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафов.

Закон «Об исключительной (морской) экономической зоне» предусматривает конкретные составы административных проступков, субъектами которых выступают юридические лица, в частности за: незаконную разведку или разработку природных ресурсов, создание искусственных островов; незаконную добычу природных ресурсов; незаконное ведение морских и научных исследований; незаконное загрязнение любым способом морской среды веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и др.

Выше приведенное дает основание утверждать, что уже создана, правда, только на уровне отдельных законов, нормативная база для признания юридического лица субъектом административной ответственности. Теперь дело только за тем, чтобы в проекте нового КоАП юридическое лицо было предусмотрено в качестве субъекта административной ответственности.

Важным моментом административной ответственности юридических лиц является вопрос их вины в совершении административного проступка. Следует отметить, что данный вопрос решается несколько иначе, чем в отношении физических лиц, о чем говори-

1Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 46. — Ст. 411.

2Пост. КМУ от 17.09.1993 г. // ЗПУ України. — 1994. — № 2. — Ст. 31 (с поел, изменениями, и доп.).

3Пост. КМУ от 14.04.1994 г. // Там же. — 1994. — № 8. — Ст. 198

4Пост. КМУ от 14.12.1994 г. // Там же. — 1995. — № 3. — Ст. 70.

229

>>>230>>>

лось выше. Ни форма вины, ни ее степень не имеют значения для определения санкции, которая должна быть применена за соответствующее нарушение. Ни один состав административного проступка юридического лица не содержит указаний на форму вины.