20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
Производству по делам об административных проступках присущи все характерные черты административного процесса, вообще, и административно-юрисдикционного процесса, в частности.
Однако можно выделить также ряд особенностей производства по делам об административных проступках. Прежде всего, оно возникает только в связи с совершением или предполагаемым совершением административного проступка. Далее данное производство реализуется только определенным, установленным законодательством кругом субъектов; определенной спецификой обладают процессуальные акты, принимаемые в ходе рассматриваемого производства. Кроме того, только посредством данного производства реализуются меры административной ответственности.
Производство по делам об административных проступках изо всех иных производств административного процесса имеет больше всего сходства с юрисдикционными производствами в других отраслях, в частности, с уголовно-процессуальными4.
Производство по делам об административных проступках представляет собой нормативно урегулированный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий полномочных субъектов по применению административной от-
1Затверджено Постановою Кабінету Міністрів України від 17.08.2002 р. // Офіційний вісник України — 2002. — № 34.
2Затверджено Постановою Кабінету Міністрів України від 08.09.1997 р. // Офіційний вісник України — 1997. — № 37.
3Затверджено Постановою Кабінету Міністрів України від 26.07.1999 р. // Офіційний вісник України — 1999. — № 30.
4Застрожная О. К. Советский административный процесе: Учеб. пособ. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. — С. 73.
266
>>>267>>>
ветственности за допущенный или предполагаемый административный проступок.
Выделяют два основных вида производств по делам об административных правонарушениях: обычное и ускоренное (упрощенное). Обычное производство осуществляется в большинстве случаев, что же касается ускоренного (упрощенного) производства, то оно имеет место в случаях, установленных ст. 258 КоАП Украины (например, по делам о выбрасывании мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов, проходе по ж/д рельсам в неустановленных местах, курении в неустановленных местах в поездах местного и дальнего следования и т. п.). В этих случаях, если лицо не оспаривает допущенное правонарушение, то протокол об административном правонарушении не составляется и осуществляется ускоренное производство по делам об административных правонарушениях. Если же лицо оспаривает взыскание, составляется протокол об административном правонарушении и имеет место обычное производство по делам об административных правонарушениях.
В юридической литературе предлагается выделять также особое (усложненное) производство по делам об административных проступках (процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве и др.)1.
Производство по делам об административных правонарушениях базируется на ряде принципов, большинство из которых были изучены нами при рассмотрении темы «Административный процесс».
КоАП Украины содержит перечень задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 245). Вообще, как правило, в производстве можно выделить две группы задач или целей: ближайшие — те, которые преследуются разбирательством по конкретному административному проступку (достижение объективной истины по данному делу, выяснение всех обстоятельств дела, наказание виновного) и перспективные задачи, состоящие в общей превенции, обеспечении правопорядка в сфере государственного управления.
Ст. 247 Кодекса предусматривает обстоятельства, наличие которых исключает производство по делам об административных правонарушениях (отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего проступок; крайняя необходимость или необходимая оборона; истечение сроков наложения административной ответственности и др.)
1Бахарах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: Изд-во БЕК, 1996. — С. 307.
267
>>>268>>>
Кроме того, предусмотрено положение в соответствии с которым, в случае обнаружения в правонарушении признаков преступления, орган, рассматривающий дело, передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, а также исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, применяются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры процессуального обеспечения). Это: административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов.
Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств каждого дела. В статьях 251 и 280 КоАП Украины определен примерный круг обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела. Это — наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для того, чтобы установить такие обстоятельства, необходимо собрать и проанализировать доказательства.
Под доказательствами понимают все фактические данные, которые используются для установления обстоятельств юридического дела в соответствии с принципом объективной истины1. Юридические доказательства имеют специфические черты. Прежде всего, они направлены на установление обстоятельств юридического дела, т. е. они ложатся в основу решений, которые принимаются по делу в области права, т. е. по юридическим делам. Кроме того, это — фактические данные, т. е. только те данные, которые касаются сведений о фактах2.
Проблема юридических доказательств наиболее всего разработана в уголовно-процессуальной, гражданско-процессуальной науке и криминалистике. Достаточно внимания данному вопросу уделялось также и в административном процессе.
КоАП Украины содержит понятие доказательств по делам об административных правонарушениях в ст. 251. Ими являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
1Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. — М.: Юрид. лит, 1973. — С. 45.
2Шкарупа В. К. Доказування та докази в адміністративно-примусовій діяльності органів внутрішніх справ (міліції): Монографія. — К.: Українська академія внутрішніх справ, 1995. — С. 39.
268
>>>269>>>
Использование доказательств неразрывно связано общими правилами (принципами) относимости и допустимости. По правилу относимости доказательств вывод по делу может быть основан лишь на фактических данных, т. е. на таких данных, которые в силу их связи с фактами предмета доказывания способны подтвердить существование или отсутствие доказываемых фактов. Относимым является такое доказательство, содержание которого воспроизводит (предположительно, достоверно) фактическое обстоятельство, имеющее значение для правильного и быстрого рассмотрения и разрешения юридического дела1. Соответствие закону источника получения фактических данных и соблюдения правил их собирания и использования образует свойство доказательства, именуемое допустимостью. Таким образом, доказательства представляют собой единство их содержания и процессуальной формы.
Е. В. Додин в правило допустимости доказательств включает два положения. Во-первых, только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств, которые получены в установленном законом порядке и предусмотренными способами, а во-вторых, только те фактические данные рассматриваются в качестве доказательств, если законодатель допускает их использование в качестве таковых2.
От доказательств как фактических данных следует отличать их источники, которые представляют собой средства сохранения и передачи информации. Однако в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как сама информация, и как источник сведений3. Конечно, различая данные понятия, нельзя, тем не менее, отрывать фактические данные от их процессуальных источников. Только органическое единство относимых и допустимых фактических данных и законных источников, из которых они получены, составляют доказательства по делу об административном проступке.
Учитывая, что существует большое разнообразие доказательств, каждое из которых играет определенную роль в процессе установления истины по делу, производится их классификация. Чаще всего доказательства подразделяются на прямые и косвенные, первоначальные и производные, обвинительные и оправдательные. Доказательства могут быть классифицированы также на личные и вещественные. В основу этого деления положено различие видов фактических данных, механизма их формирования
1Козлов А. С. О концептуальности теории доказательств в юрисдикции // Актуальные проблемы теории юридических доказательств: Сб. науч. тр. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1984. — С. 10.
2Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. — М.: Юрид. лит, 1973. — С. 47.
3Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учеб. пособ. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — С. 131.
269
>>>270>>>
и использования. Д. Н. Бахрах полагает, что очень важной является также группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений. Это: показания, объяснения различных лиц, обычно участников производства (правонарушителя, потерпевшего, свидетелей ), кроме того, это — заключения экспертов, мнения специалистов1. Специфическим видом доказательств в производстве по делам об административных проступках выступают непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных на составление протокола об административном правонарушении и на проведение административного расследования.
Важнейшим источником доказательств по делам об административных проступках выступает также протокол о совершении административного правонарушения. КоАП Украины детально регламентирует вопросы, связанные с составлением протокола об административном правонарушении: указывает лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 255), содержание протокола об административном правонарушении (ст. 256), случаи, когда протокол не составляется (ст. 258) и т. п.
В заключение рассмотрения проблемы доказательств в производстве по делам об административных проступках следует отметить, что все доказательства подлежат оценке, как каждое доказательство в отдельности, так и вся их совокупность. Верная оценка доказательств представляет собой важнейшее условие принятия законного, объективного и обоснованного решения по делу. Оценка доказательств представляет собой умственный, логический процесс определения роли и места собранных доказательств в установлении истины по делу. Оценка доказательств имеет внутреннюю (логическую) и внешнюю (правовую) стороны. Внутреннюю сторону составляет умственная, логическая деятельность по оценке доказательств, а внешнюю составляет процессуальное закрепление оценки доказательств.
Таким образом, при оценке доказательств в производстве по делам об административных проступках, уполномоченные лица должны выяснить допустимо ли использование полученных сведений в качестве доказательства по данному делу, относятся ли полученные фактические данные к конкретному делу, достоверно ли данное доказательство и как оно взаимосвязано с другими доказательствами по делу, достаточна ли вся совокупность полученных фактических данных для того, чтобы принять законное, объективное и обоснованное решение по делу.
Сбор, исследование и оценка доказательств, также, как и целый ряд иных процессуальных действий, осуществляется многочис-
1Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М. Изд-во БЕК, 1996. — С. 309-310.
270
>>>271>>>
ленными субъектами, каждый из которых занимает в производстве собственную нишу и наделен соответствующими процессуальными правами и обязанностями.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856