logo
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации

Высшее образование — уровень образования, которое получает лицо в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании и завершающегося получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

17 января 2002 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О высшем образовании»1, устанавливающий правовые, организационные, финансовые и другие основы функционирования системы высшего образования, создающий условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.

Согласно ст. 4 этого Закона, граждане Украины имеют право на получение высшего образования.

Граждане Украины имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин получает впервые. Граждане Украины свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности.

Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образова-

1 Відомості Верховної Ради України.— 2002.— № 20.— Ст.134.

565

>>>566>>>

ния за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Закон устанавливает основные начала государственной политики в области высшего образования.

Государственная политика в области высшего образования определяется Верховной Радой Украины.

Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах: доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины; независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций; интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы; преемственности процесса получения высшего образования; государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований; гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.

Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем:

— сохранения и развития системы высшего образования и повышения его качества;

— повышения уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;

— создания и обеспечения равных условий доступности к высшему образованию;

— предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

— обеспечения сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, осуществляющейся в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, на средства соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей лица, а также интересов государства и территориальных общин;

— предоставления лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;

— надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий (ст. 3 Закона Украины «О высшем образовании»).

566

>>>567>>>

В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни:

1) образовательные уровни:

— неполное высшее образование;

— базовое высшее образование;

— полное высшее образование;

2) образовательно-квалификационные уровни:

— младший специалист;

— бакалавр;

— специалист, магистр.

В высших учебных заведениях подготовка по направлениям и специальностям специалистов всех образовательных и образовательно-квалификационных уровней осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным программам сту-пенчасто или непрерывно в зависимости от требований к уровню овладения определенной совокупностью умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Государство устанавливает систему стандартов высшего образования.

Систему стандартов высшего образования составляют государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарты высшего образования высших учебных заведений.

Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования содержит составляющие: перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования.

Отраслевые стандарты высшего образования содержат составляющие: образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений; образовательно-профессиональные программы подготовки; средства диагностики качества высшего образования.

Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие: перечень специализаций по специальностям; вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений; вариативные части образовательно-профессиональных программ подготов-

567

>>>568>>>

ки; вариативные части средств диагностики качества высшего образования; учебные планы; программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования и внесение изменений в них, а также осуществление контроля за их соблюдением определяется Кабинетом Министров Украины.

Согласно ст. 16 Закона Украины «О высшем образовании», систему высшего образования составляют:

— высшие учебные заведения всех форм собственности;

— другие юридические лица, которые предоставляют образовательные услуги в области высшего образования;

— органы, осуществляющие управление в области высшего образования.

Управление в области высшего образования осуществляется:

— Кабинетом Министров Украины;

— специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки — Министерством образования и науки Украины;

— другими центральными органами исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения;

— Высшей аттестационной комиссией Украины;

— органами власти Автономной Республики Крым;

— органами местного самоуправления;

— собственниками высших учебных заведений;

— органами общественного самоуправления.

Так, Кабинет Министров Украины через систему органов исполнительной власти:

— осуществляет государственную политику в области высшего образования;

— организует разработку и осуществление соответствующих общегосударственных и других программ;

— в пределах своих полномочий издает нормативно-правовые акты по вопросам высшего образования;

— обеспечивает контроль за исполнением законодательства о высшем образовании.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки — Министерство образования и науки Украины:

— осуществляет аналитически-прогностическую деятельность в области высшего образования, определяет тенденции ее развития, влияние демографической, этнической, социально-экономической ситуации, инфраструктуры производственной и непроизводственной сфер, рынка труда на состояние высшего образования, формирует направления взаимодействия с другими звеньями образования, стратегические направления развития высшего образования в соответствии с

>>>569>>>

— —

__

__

научно-техническим прогрессом и другими факторами, обобщает мировой и отечественный опыт развития высшего образования;

принимает участие в формировании государственной политики в области высшего образования, науки, профессиональной подготовки кадров;

разрабатывает программы развития высшего образования, стандарты высшего образования;

определяет нормативы материально-технического, финансового обеспечения высших учебных заведений; осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением требований стандартов высшего образования, государственное инспектирование;

осуществляет международное сотрудничество по вопросам, которые относятся к его компетенции;

осуществляет лицензирование и аккредитацию высших учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии, сертификаты; осуществляет установление соответствия документов о высшем образовании и ученых званиях;

формирует и размещает государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием; оказывает содействие трудоустройству выпускников высших учебных заведений;

утверждает условия приема на обучение в высшие учебные заведения;

утверждает уставы подчиненных ему высших учебных заведений и высших учебных заведений частной формы собственности;

согласовывает уставы высших учебных заведений государственной формы собственности, подчиненных другим центральным органам исполнительной власти, высших учебных заведений, которые находятся в собственности Автономной Республики Крым, и высших учебных заведений коммунальной формы собственности;

организует выборы, утверждает и освобождает от должностей руководителей подчиненных ему высших учебных заведений;

согласовывает утверждение на должность руководителей высших учебных заведений коммунальной и частной форм собственности;

организует аттестацию педагогических и научно-педагогических работников относительно присвоения им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий; вместе с другими центральными органами исполнительной власти, имеющими в своем подчинении высшие учебные

569

>>>570>>>

заведения, органами власти Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения коммунальной формы собственности, обеспечивает реализацию государственной политики в области высшего образования и осуществляет контроль за воплощением государственной политики в области высшего образования, соблюдением нормативно-правовых актов о высшем образовании во всех высших учебных заведениях независимо от формы собственности и подчинения;

— осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Другие центральные органы исполнительной власти, которые

имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, совместно со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки — Министерством образования и науки Украины:

— принимают участие в осуществлении государственной политики в области высшего образования, науки, профессиональной подготовки кадров;

— принимают участие в осуществлении лицензирования и аккредитации высших учебных заведений;

— оказывают содействие трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений;

— осуществляют контрольные функции за соблюдением требований относительно качества высшего образования;

— организуют выборы, утверждают и освобождают от должности руководителей высших учебных заведений;

— утверждают по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки уставы подчиненных им высших учебных заведений;

— осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Акты специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, органов власти Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, высших учебных заведений независимо от форм собственности.

Определенные полномочия по управлению в области высшего образования предоставлены Высшей аттестационной комиссии Украины.

Органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, в пределах своей компетенции предоставлены такие полномочия:

570

>>>571>>>

— обеспечивать выполнение государственных программ в области высшего образования;

— изучать потребность в специалистах на местах и вносить специально уполномоченным центральным органам исполнительной власти в сфере труда и социальной политики, экономики, образования и науки и другим центральным органам исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения, предложения относительно объемов государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов;

— подавать в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки предложения относительно формирования сети высших учебных заведений;

— утверждать по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки уставы подчиненных им высших учебных заведений;

— оказывать содействие по трудоустройству выпускников подчиненных им высших учебных заведений, их социальной защите;

— привлекать в порядке, предусмотренном законом, предприятия, учреждения, организации (по их согласию) к решению проблем развития высшего образования.

Полномочия собственника (собственников) относительно управления высшим учебным заведением определяются в пределах законов уставом высшего учебного заведения. Собственник (собственники) высшего учебного заведения:

— разрабатывает устав высшего учебного заведения;

— организует лицензирование высшего учебного заведения;

— назначает руководителя высшего учебного заведения на условиях контракта согласно Закону Украины «О высшем образовании»;

— осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью высшего учебного заведения;

— осуществляет контроль за соблюдением условий, предусмотренных решением об учреждении высшего учебного заведения;

— принимает решения о реорганизации или ликвидации высшего учебного заведения;

— осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Собственник (собственники) осуществляет (осуществляют) права относительно управления высшим учебным заведением непосредственно или через уполномоченный ним орган (лицо).

Собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) может делегировать свои полномочия руководителю

571

>>>572>>>

или высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, может от своего имени получать имущественные и личные неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшее учебное заведение в соответствии с законом может выступать учредителем (соучредителем) других юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность согласно направлениям учебно-научно-производственной деятельности высшего учебного заведения.

Аккредитованные высшие учебные заведения в установленном порядке могут создавать учебные и учебно-научно-производственные комплексы, которые являются добровольными объединениями. Все участники комплекса сохраняют статус юридических лиц.

В высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности количество студентов, принятых на первый курс на обучение по государственному заказу, должно составлять не менее чем 51 процент от общего количества студентов, принятых на обучение на первый курс.

Основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины.

Статьей 24 Закона Украины «О высшем образовании» устанавливаются 4 уровня аккредитации высших учебных заведений:

— высшее учебное заведение первого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

— высшее учебное заведение второго уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

— высшее учебное заведение третьего уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

— высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образователь-

572

>>>573>>>

но-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.

В соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов:

1) университет — многопрофильное высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, оказывает содействие распространению научных знаний и осуществляет культурно-образовательную деятельность.

Могут создаваться классические и профильные (технические, технологические, экономические, педагогические, медицинские, аграрные, художественные, культурологические и т. п. ) университеты;

2) академия — высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

3) институт — высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную, научно-методическую и научно-производственную деятельность и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

4) консерватория (музыкальная академия) — высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и ква-

573

>>>574>>>

лификации в области культуры и искусства — музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

5) колледж — высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации или входит в учебный или учебно-научно-производственный комплекс) или по нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

6) техникум (училище) — высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям, и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Государственному высшему учебному заведению четвертого уровня аккредитации согласно законодательству может быть присвоен статус национального.

Национальному высшему учебному заведению по решению Кабинета Министров Украины могут быть предоставлены полномочия:

— заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа для потребностей высшего учебного заведения;

— принимать решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений высшего учебного заведения;

— вносить предложения относительно передачи объектов высшего учебного заведения в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, в коммунальную собственность и передачи объектов коммунальной собственности в государственную собственность и отнесение их к имуществу высшего учебного заведения;

— выступать арендодателем недвижимого имущества, которое принадлежит высшему учебному заведению;

574

>>>575>>>

— устанавливать и присваивать ученые звания доцента или профессора высшего учебного заведения;

— определять и устанавливать собственные формы морального и материального поощрения работников высшего учебного заведения.

В своей деятельности национальное высшее учебное заведение руководствуется Законом Украины «О высшем образовании».

Среди юридических высших учебных заведений Украины статус национального присвоен: Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого (г. Харьков), Одесской национальной юридической академии.

Создание, реорганизация и ликвидация высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации государственной формы собственности осуществляется Кабинетом Министров Украины.

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений первого и второго уровней аккредитации государственной формы собственности осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки и другими центральными органами исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения.

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений, которые находятся в собственности Автономной Республики Крым, осуществляется органами власти Автономной Республики Крым.

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений коммунальной формы собственности осуществляется органами местного самоуправления.

Создание, реорганизация и ликвидация высших учебных заведений частной формы собственности осуществляется их собственником (собственниками).

Высшие учебные заведения четвертого уровня аккредитации согласно законодательству иностранных государств и по согласию специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки могут создавать за границей свои структурные подразделения.

Высшие учебные заведения иностранных государств могут с разрешения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки создавать свои структурные подразделения на территории Украины.

Создание в Украине высших учебных заведений с участием иностранных физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с международными соглашениями, согласие на обязательность которых дает Верховная Рада Украины.

Сеть высших учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности определяется Кабинетом Министров

575

>>>576>>>

Украины согласно социально-экономическим и культурно-образовательным потребностям в них.

Высшее учебное заведение действует на основании собственного устава.

Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе принципов: автономии и самоуправления; размежевания прав, полномочий и ответственности собственника (собственников), органов управления высшим образованием, руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделений; объединения коллегиальных и единоначальных основ; независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Автономия и самоуправление высшего учебного заведения реализуются согласно законодательству и предусматривают право:

— самостоятельно определять формы обучения, формы и виды организации учебного процесса;

— принимать на работу педагогических, научно-педагогических и других работников;

— предоставлять дополнительные образовательные услуги;

— самостоятельно разрабатывать и вводить собственные программы научной и научно-производственной деятельности;

— создавать в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, институты, колледжи, техникумы, факультеты, отделения, филиалы, учебные, методические, научные, научно-исследовательские центры и лаборатории, конструкторские и конструкторско-технологические бюро, территориально отделенные и другие структурные подразделения;

— осуществлять издательскую деятельность, развивать собственную полиграфическую базу;

— на основании соответствующих соглашений проводить общую деятельность с другими высшими учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями;

— принимать участие в работе международных организаций;

— вводить собственную символику и атрибутику;

— обращаться с инициативой к органам управления высшим образованием о внесении изменений в действующие (или относительно разработки новых) нормативно-правовые акты в сфере высшего образования, а также принимать участие в работе над проектами относительно их усовершенствования;

— пользоваться земельными участками в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.

Государство в лице соответствующих органов государственной власти обеспечивает деятельность высших учебных заведений путем:

— определения перспектив и направлений развития высшего образования;

— создания нормативно-правовой базы их деятельности;

576

>>>577>>>

— утверждения государственного и отраслевых стандартов высшего образования;

— осуществления лицензирования образовательной деятельности и аккредитации направлений, специальностей и высших учебных заведений;

— предоставления законами лицам, которые учатся в высших учебных заведениях, а также педагогическим, научно-педагогическим и другим категориям работников аккредитованного высшего учебного заведения, гарантий;

— установления для педагогических и научно-педагогических работников высших учебных заведений должностных окладов, а также дополнительных доплат, дифференцированных согласно их научным степеням, ученым и педагогическим званиям, квалификационным категориям и стажу работы;

— определения объемов финансирования высших учебных заведений из Государственного бюджета Украины, установления нормативов материально-технического, финансового и другого обеспечения высших учебных заведений, одинаковых для высших учебных заведений одного статуса (в том числе статуса национального), уровня аккредитации и типа;

— охраны здоровья работников и лиц, которые учатся в высших учебных заведениях.

Образовательная деятельность на территории Украины осуществляется высшими учебными заведениями на основании лицензий, которые выдаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В лицензиях на образовательную деятельность отмечаются название направления, специальность, образовательно-квалификационный уровень и объемы подготовки, срок действия лицензии, а также юридический адрес высшего учебного заведения, его отделенные структурные подразделения (филиалы) и их юридические адреса.

Лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений осуществляется перед началом подготовки специалистов по направлению, специальности специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки путем проведения лицензионной экспертизы.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки на основании заявления высшего учебного заведения о проведении лицензионной экспертизы в двухмесячный срок принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Обязательным условием выдачи лицензии высшим учебным заведениям является наличие в них необходимой материально-технической, научно-методической и информационной базы, библиотеки, научно-педагогических кадров по нормативам, которые

577

>>>578>>>

устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Высшему учебному заведению, которое успешно прошло лицензионную экспертизу, выдается лицензия на образовательную деятельность, как правило, на срок завершения цикла подготовки специалистов по направлению, специальности, но не менее чем на три года. Продолжение срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения. Со дня принятия решения о ликвидации высшего учебного заведения выданная лицензия теряет действие.

Высшие учебные заведения, имеющие лицензии, вносятся специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки в Государственный реестр высших учебных заведений.

По результатам аккредитации направлений, специальностей и высших учебных заведений выдаются сертификаты в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В сертификате об аккредитации направления или специальности (или в приложении к нему) отмечаются название направления или специальности, образовательно-квалификационный уровень и объемы подготовки, срок действия сертификата, а также юридический адрес высшего учебного заведения, его отделенные структурные подразделения (филиалы) и их юридические адреса.

В сертификате об аккредитации высшего учебного заведения (или в приложении к нему) отмечаются название высшего учебного заведения, уровень аккредитации и срок действия сертификата, а также юридический адрес высшего учебного заведения, его отделенные структурные подразделения (филиалы) и их юридические адреса.

Аккредитация направления, специальности и высшего учебного заведения осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки путем проведения аккредитационной экспертизы.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки на основании заявления высшего учебного заведения о проведении аккредитационной экспертизы принимает решение о выдаче сертификата об аккредитации направления, специальности и высшего учебного заведения или об отказе в его выдаче.

Высшие учебные заведения, которые успешно прошли аккре-дитационную экспертизу, получают сертификат об аккредитации направления, специальности или высшего учебного заведения, срок действия которого не может превышать 10 лет. Продолжение срока действия сертификата осуществляется в порядке, установленном для его получения. Со дня принятия решения о ликвидации высшего учебного заведения выданный сертификат теряет действие.

578

>>>579>>>

Формы лицензий на образовательную деятельность и сертификатов об аккредитации направлений, специальностей и высших учебных заведений, порядок их оформления, переоформления, выдачи, сохранения и учета утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Лицензии на образовательную деятельность и сертификаты об аккредитации направлений, специальностей и высших учебных заведений могут быть аннулированы в соответствии с законом.

Решение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки по вопросам лицензирования и аккредитации могут быть обжалованы в суде.

Структурные подразделения высшего учебного заведения создаются согласно законодательству. Структурные подразделения могут иметь отдельные права юридического лица.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры, факультеты, институты, филиалы, библиотека и т. п.

Кафедра — базовое структурное подразделение высшего учебного заведения (его филиалов, институтов, факультетов), которое осуществляет учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным специальностям, специализациям или учебным дисциплинам и научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенному направлению. Кафедра создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входят не менее пяти научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не менее трех, имеющих научную степень или ученое звание.

Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который избирается на эту должность по конкурсу Ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения — сроком на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт.

Факультет — основное организационное и учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, которое объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Факультет создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в его состав входит не менее трех кафедр и на нем учится не менее 200 студентов дневной (очной) формы обучения.

Решение о создании факультета вне местоположения высшего учебного заведения государственной формы собственности принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, другими центральными органами исполнительной власти, имеющими в своем подчинении высшие учебные заведения.

579

>>>580>>>

Структурными подразделениями высшего учебного заведения первого и второго уровней аккредитации являются отделения и предметные (цикловые) комиссии.

Отделение — структурное подразделение, объединяющее учебные группы по одной или нескольким специальностям, методические, учебно-производственные и другие подразделения. Отделение создается решением руководителя высшего учебного заведения, если на нем учится не менее 150 студентов.

Предметная (цикловая) комиссия — структурное учебно-методическое подразделение, которое проводит воспитательную, учебную и методическую работу по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам. Предметная (цикловая) комиссия создается решением руководителя высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее трех педагогических работников.

Филиал — отделенное структурное подразделение, которое создается с целью обеспечения потребностей в специалистах местного рынка труда и приближения места обучения студентов к их местожительству.

Филиал возглавляет директор, который назначается в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации могут быть научные, учебно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность по конкурсу сроком на пять лет.

Высшее учебное заведение должно иметь в своем составе библиотеку.

Высшее учебное заведение может иметь в своем составе подготовительные отделения (подразделения), подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров, лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные и информационные центры, учебно-производственные и творческие мастерские, учебно-исследовательские хозяйства, производственные структуры, издательства, спортивные комплексы, учреждения культурно-бытового назначения и прочие подразделения, деятельность которых не запрещена законодательством.

Устанавливаются такие виды документов, удостоверяющие получение лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням:

— диплом младшего специалиста;

— диплом бакалавра;

— диплом специалиста;

— диплом магистра.

Образцы документов о высшем образовании утверждаются Кабинетом Министров Украины.

580

>>>581>>>

Высшее учебное заведение имеет право выдавать документ о высшем образовании государственного образца только по аккредитованному направлению (специальности).

Для лиц, обучающихся на средства государственного бюджета, документы о высшем образовании изготовляются и выдаются за счет средств Государственного бюджета Украины.

Лица, отчисленные из высшего учебного заведения к завершению обучения по образовательно-профессиональным программам, получают академические справки образца, установленного специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет его руководитель — ректор (президент), начальник, директор и др.

Руководитель высшего учебного заведения в пределах предоставленных ему полномочий:

— решает вопросы деятельности высшего учебного заведения, утверждает его структуру и штатное расписание;

— издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками и структурными подразделениями высшего учебного заведения;

— представляет высшее учебное заведение в государственных и других органах, отвечает за результаты его деятельности перед органом управления, в подчинении которого находится высшее учебное заведение;

— является распорядителем имущества и средств;

— выполняет сметы, заключает соглашения, дает поручения, открывает банковские счета;

— принимает на работу и освобождает от должности работников;

— обеспечивает охрану труда, соблюдение законности и порядка;

— определяет функциональные обязанности работников;

— формирует контингент лиц, которые учатся в высшем учебном заведении;

— отчисляет и восстанавливает на обучение лиц, которые учатся в высшем учебном заведении;

— контролирует выполнение учебных планов и программ;

— контролирует соблюдение всеми подразделениями штатно-финансовой дисциплины;

— обеспечивает соблюдение служебной и государственной тайны;

— осуществляет контроль за качеством работы преподавателей, организаций учебно-воспитательной и культурно-массовой работы, состоянием физического воспитания и здоровья, организует бытовое обслуживание участников учебно-

581

>>>582>>>

воспитательного процесса и других работников высшего учебного заведения;

— вместе с профсоюзными организациями представляет на утверждение высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения правила внутреннего распорядка и коллективный договор, а после утверждения подписывает его.

Руководитель высшего учебного заведения отвечает за проведение образовательной деятельности в высшем учебном заведении, за результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние и сохранение зданий и другого имущества.

Для решения основных вопросов деятельности согласно уставу руководитель высшего учебного заведения создает рабочие и совещательные органы, а также определяет их полномочия.

Руководитель высшего учебного заведения ежегодно отчитывается перед собственником (собственниками) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) и высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения.

Руководитель высшего учебного заведения согласно уставу может делегировать часть своих полномочий своим заместителям и руководителям структурных подразделений.

При выходе на пенсию с должности руководителя высшего учебного заведения руководитель, проработавший на этой должности не менее двух сроков подряд, может быть назначен на должность почетного ректора (президента), начальника, директора и т. п. высшего учебного заведения с выплатой денежного пособия за счет учебного заведения в размере заработной платы, которую он получал перед выходом на пенсию.

Назначение почетного ректора (президента), начальника, директора и т. п. высшего учебного заведения осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Условия назначения и выплаты денежного пособия определяются в уставе высшего учебного заведения.

Руководство факультетом осуществляет декан. Декан факультета может делегировать часть своих полномочий своим заместителям.

Декан издает распоряжения, касающиеся деятельности факультета. Распоряжения декана являются обязательными для выполнения всеми работниками факультета и могут быть отменены руководителем высшего учебного заведения. Руководитель высшего учебного заведения отменяет распоряжения декана, противоречащие закону, уставу высшего учебного заведения или наносящие ущерб интересам высшего учебного заведения.

Руководство отделением осуществляет заведующий. Заведующий отделением назначается на должность руководителем высшего учебного заведения из числа педагогических работников,

582

>>>583>>>

имеющих полное высшее образование и опыт учебно-методической работы.

Заведующий отделением обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль за качеством преподавания учебных предметов, учебно-методической деятельностью преподавателей.

Ученый совет высшего учебного заведения является коллегиальным органом высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации и создается сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения — сроком на семь лет).

К компетенции Ученого совета высшего учебного заведения относится:

— представление высшему коллегиальному органу общественного самоуправления проекта устава, а также изменений и дополнений к нему;

— принятие финансовых плана и отчета высшего учебного заведения;

— внесение предложений руководителю высшего учебного заведения относительно назначения и освобождения от должности директора библиотеки, а также назначения и увольнения с должностей проректоров (заместителей руководителя), директоров институтов и главного бухгалтера;

— избрание на должность тайным голосованием заведующих кафедрами и профессоров;

— принятие учебных программ и учебных планов;

— принятие решений по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

— принятие основных направлений научных исследований;

— оценка научно-педагогической деятельности структурных подразделений;

— принятие решения относительно кандидатур для присвоения ученых званий доцента, профессора, старшего научного сотрудника.

Ученый совет высшего учебного заведения рассматривает и другие вопросы деятельности высшего учебного заведения согласно уставу высшего учебного заведения.

Ученый совет высшего учебного заведения возглавляет его председатель — руководитель высшего учебного заведения. В состав Ученого совета высшего учебного заведения входят по должности заместители руководителя высшего учебного заведения, деканы, главный бухгалтер, руководители органов самоуправления высшего учебного заведения, а также выборные представители, которые представляют научно-педагогических работников и избираются из числа заведующих кафедрами, профессоров, докторов наук; выборные представители, которые представляют других работников

583

>>>584>>>

высшего учебного заведения и которые работают в нем на постоянной основе, в соответствии с квотами, определенными в уставе высшего учебного заведения. При этом не менее чем 75 процентов общей численности его состава должны составлять научно-педагогические работники высшего учебного заведения.

Выборные представители избираются высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения по представлению структурных подразделений, в которых они работают.

Решения Ученого совета высшего учебного заведения вводятся в действие решениями руководителя высшего учебного заведения.

Ученый совет факультета является коллегиальным органом факультета высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации.

Ученый совет факультета возглавляет его председатель — декан факультета. В состав ученого совета факультета входят по должности заместители декана; заведующие кафедрами; руководители органов самоуправления факультета; а также выборные представители, представляющие научно-педагогических работников и избираемые из числа профессоров, докторов наук; выборные представители, представляющие других работников факультета и которые работают на нем на постоянной основе, согласно квотам, определенным в уставе высшего учебного заведения. При этом не менее чем 75 процентов общей численности его состава должны составлять научно-педагогические работники факультета.

Выборные представители избираются органом общественного самоуправления факультета по представлению структурных подразделений, в которых они работают.

К компетенции ученого совета факультета относится:

— определение общих направлений научной деятельности факультета;

— избрание на должность тайным голосованием ассистентов, преподавателей, старших преподавателей, доцентов, декана;

— принятие учебных программ и учебных планов;

— решение вопросов организации учебно-воспитательного процесса на факультете;

— принятие финансовых плана и отчета факультета.

Решения ученого совета факультета вводятся в действие решениями декана факультета. Решения ученого совета факультета могут быть отменены Ученым советом высшего учебного заведения.

В высшем учебном заведении третьего или четвертого уровня аккредитации могут быть созданы ученые советы других структурных подразделений. Их полномочия определяются руководителем высшего учебного заведения.

В национальном высшем учебном заведении в обязательном порядке создается Наблюдательный совет.

584

>>>585>>>

Наблюдательный совет рассматривает пути перспективного развития высшего учебного заведения, оказывает помощь его руководству в реализации государственной политики в области высшего образования и науки, осуществляет общественный контроль за деятельностью руководства высшего учебного заведения, обеспечивает эффективное взаимодействие высшего учебного заведения с органами государственного управления, научной общественностью, общественно-политическими и коммерческими организациями в интересах развития высшего образования.

Состав Наблюдательного совета национального высшего учебного заведения утверждается Кабинетом Министров Украины. Положение о Наблюдательном совете национального высшего учебного заведения утверждает председатель Наблюдательного совета по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Срок полномочия Наблюдательного совета составляет не менее чем три года, но не более чем пять лет.

Наблюдательный совет может быть создан также в высшем учебном заведении третьего или четвертого уровня аккредитации по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки или другим центральным органом исполнительной власти, в подчинении которого находится высшее учебное заведение.

Для решения текущих вопросов деятельности высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации создаются рабочие органы:

— ректорат;

— деканаты;

— приемная комиссия.

Положение о рабочих органах утверждается приказом руководителя высшего учебного заведения согласно уставу высшего учебного заведения.

Для решения текущих вопросов деятельности высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации создаются рабочие органы:

— административный совет;

— приемная комиссия.

Совещательным органом высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации является Педагогический совет. Педагогический совет возглавляет руководитель высшего учебного заведения. В состав Педагогического совета входят заместители директора, заведующие отделениями, заведующий библиотекой, председатели предметных (цикловых) комиссий, педагогические работники, главный бухгалтер.

Положения о рабочих и совещательных органах утверждаются приказом руководителя высшего учебного заведения согласно уставу высшего учебного заведения.

585

>>>586>>>

В высших учебных заведениях создаются также органы общественного самоуправления.

Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации является общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Порядок созыва высшего коллегиального органа общественного самоуправления и его работы определяется уставом высшего учебного заведения.

В высшем коллегиальном органе общественного самоуправления должны быть представлены все группы работников высшего учебного заведения. Не менее чем 75 процентов общей численности делегатов (членов) выборного органа должны составлять педагогические или научно-педагогические работники высшего учебного заведения.

Высший коллегиальный орган общественного самоуправления созывается не реже чем один раз в год.

Высший коллегиальный орган общественного самоуправления:

— по представлению Ученого совета высшего учебного заведения принимает устав высшего учебного заведения, а также вносит изменения в него;

— избирает претендента на должность руководителя высшего учебного заведения путем тайного голосования и вносит свои предложения собственнику (собственникам) или уполномоченному им (ими) органу (лицу);

— ежегодно заслушивает отчет руководителя высшего учебного заведения и оценивает его деятельность;

— избирает комиссию по трудовым спорам в соответствии с Кодексом законов о труде Украины;

— по мотивированному представлению Наблюдательного совета или Ученого совета высшего учебного заведения рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий руководителя высшего учебного заведения;

— утверждает правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения;

— утверждает положение об органах студенческого самоуправления;

— рассматривает другие вопросы деятельности высшего учебного заведения.

Органом общественного самоуправления факультета в высшем учебном заведении третьего или четвертого уровня аккредитации является собрание (конференция) трудового коллектива факультета.

Порядок созыва органа общественного самоуправления факультета и его работы определяется уставом высшего учебного заведения.

586

>>>587>>>

В органе общественного самоуправления факультета должны быть представлены все группы работников факультета. Не менее чем 75 процентов общей численности делегатов (членов) выборного органа должны составлять педагогические или научно-педагогические работники факультета.

Орган общественного самоуправления факультета созывается не реже чем один раз в год.

Орган общественного самоуправления факультета:

— дает оценку деятельности руководителя факультета;

— утверждает годовой отчет о деятельности факультета;

— вносит предложения руководителю высшего учебного заведения об отзыве с должности руководителя факультета;

— избирает выборных представителей в ученый совет факультета;

— избирает кандидатуры в высший коллегиальный орган общественного самоуправления высшего учебного заведения;

— избирает кандидатуры в ученый совет высшего учебного заведения.

Высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации является общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Высший коллегиальный орган общественного самоуправления созывается не реже чем один раз в год.

Высший коллегиальный орган общественного самоуправления:

— принимает устав высшего учебного заведения, а также вносит в него изменения;

— избирает претендентов на должность руководителя высшего учебного заведения;

— вносит представление собственнику (собственникам) о досрочном увольнении руководителя высшего учебного заведения;

— ежегодно заслушивает отчет руководителя высшего учебного заведения и оценивает его деятельность;

— избирает выборных представителей в состав конкурсной комиссии во время избрания руководителя высшего учебного заведения;

— избирает комиссию по трудовым спорам в соответствии с Кодексом законов о труде Украины;

— утверждает правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения;

— утверждает положение об органах студенческого самоуправления;

— рассматривает другие вопросы деятельности высшего учебного заведения.

В высших учебных заведениях создаются органы студенческого самоуправления. Органы студенческого самоуправления ока-

587

>>>588>>>

зывают содействие гармоническому развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя. Органы студенческого самоуправления решают вопросы, относящиеся к их компетенции.

Решения органов студенческого самоуправления имеют совещательный характер.

В своей деятельности органы студенческого самоуправления руководствуются законодательством, решениями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области образования и науки и соответствующего центрального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится высшее учебное заведение, уставом высшего учебного заведения.

Основными задачами органов студенческого самоуправления являются:

— обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности, относительно организации учебного процесса;

— обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;

— содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;

— содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;

— содействие деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам;

— организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и молодежными организациями;

— содействие трудоустройству выпускников;

— участие в решении вопросов международного обмена студентами.

Студенческое самоуправление осуществляется на уровне студенческой группы, факультета, общежития, высшего учебного заведения. В зависимости от контингента студентов, типа и специфики высшего учебного заведения студенческое самоуправление может осуществляться на уровне курса, специальности, студенческого городка, структурных подразделений высшего учебного заведения.

Вышестоящим органом студенческого самоуправления является общее собрание (конференция) студентов высшего учебного заведения, которое:

— принимает Положение о студенческом самоуправлении;

— избирает исполнительные органы студенческого самоуправления и заслушивает их отчеты;

— определяет структуру, полномочия и порядок избрания исполнительных органов студенческого самоуправления.

Органы студенческого самоуправления могут иметь разнообразные формы (сенат, парламент, старостат, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т. п.).

588

>>>589>>>

Закон Украины «О высшем образовании» подробно регламентирует порядок избрания, утверждения и освобождения от должности руководителя высшего учебного заведения (ст. 39) и руководителя факультета (ст. 40).

Кандидат на должность руководителя высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации должен быть гражданином Украины, свободно владеть украинским языком, иметь ученое звание профессора, научную степень доктора или кандидата наук и стаж научно-педагогической деятельности не менее чем десять лет.

Предельный возраст кандидата на должность руководителя высшего учебного заведения не может превышать шестьдесят пять лет.

Конкурс на замещение должности руководителя высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации объявляется собственником (собственниками) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) каждые пять лет (должности руководите ля национального и высшего учебного заведения — каждые семь лет). Собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) принимает предложения относительно претендентов на должность руководителя высшего учебного заведения и вносит кандидатуры претендентов, которые отвечают требованиям этого Закона, в высший коллегиальный орган общественного самоуправления высшего учебного заведения для голосования.

Высший коллегиальный орган общественного самоуправления избирает и рекомендует собственнику (собственникам) или уполномоченному им (ими) органу (лицу) кандидатуры претендентов на должность руководителя высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которые набрали не менее 30 процентов голосов от уставного состава высшего коллегиального органа общественного самоуправления высшего учебного заведения во время голосования. Каждый член выборного органа может голосовать лишь за одну кандидатуру. Собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) обязан (обязано) назначить одну из рекомендованных кандидатур сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения — сроком до семи лет) на условиях контракта.

В случае, если ни один из претендентов на должность руководителя высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации не набрал в первом туре нужного количества голосов (30 процентов от уставного состава высшего коллегиального органа общественного самоуправления высшего учебного заведения), проводится второй тур выборов. К голосованию во втором туре допускаются не более двух кандидатов из числа тех, кто набрал в первом туре большее количество голосов. Если во втором туре выборов ни один из кандидатов на должность руко-

589

>>>590>>>

водителя не набрал 30 процентов голосов от уставного состава высшего коллегиального органа общественного самоуправления, конкурс объявляется повторно.

Если в результате повторного конкурса ни один из кандидатов не набрал 30 процентов голосов от уставного состава высшего коллегиального органа общественного самоуправления, собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) для проведения новых выборов назначает на условиях контракта исполняющего обязанности руководителя высшего учебного заведения на срок не более чем два года.

Если высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения представлена собственнику (собственникам) или уполномоченному им (ими) органу (лицу) на утверждение одна кандидатура, которая набрала более 30 процентов голосов избирателей, собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) может не назначить рекомендованную кандидатуру, в связи с чем он подает высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения мотивированное возражение (в том числе в случае нарушения определенной вышеуказанным Законом процедуры проведения конкурса). Высший коллегиальный орган общественного самоуправления высшего учебного заведения рассматривает возражение собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) органа (лица) и выносит свое решение. В другом случае происходит повторное выдвижение кандидатур на должность руководителя высшего учебного заведения. Если высший коллегиальный орган общественного самоуправления при повторном голосовании подтверждает двумя третями голосов от своего уставного состава свое решение относительно рекомендованной собственнику (собственникам) или уполномоченному им (ими) органу (лицу) кандидатуры руководителя высшего учебного заведения, собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) обязан (обязано) назначить эту кандидатуру на должность руководителя высшего учебного заведения.

Руководитель высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации может быть уволен с должности собственником (собственниками) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) на основаниях, определенных трудовым законодательством, а также за нарушение устава высшего учебного заведения и условий контракта. Руководитель высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации может быть уволен с должности в связи с принятием решения о его отзыве органом, который его избрал на должность. Ходатайство об отзыве руководителя может быть внесено в высший коллегиальный орган общественного самоуправления высшего учебного заведения не менее как половиной уставного состава Ученого совета высшего

590

>>>591>>>

учебного заведения. Решение об отзыве руководителя высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации принимается двумя третями голосов в присутствии не менее двух третей уставного состава высшего коллегиального органа общественного самоуправления высшего учебного заведения.

Кандидат на должность руководителя высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации должен быть гражданином Украины, свободно владеть украинским языком, иметь высшее образование, соответствующую подготовку и стаж педагогической работы в высших учебных заведениях соответствующего профиля не менее пяти лет.

Конкурс на замещение должности руководителя высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации объявляется собственником (собственниками) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) каждые пять лет. Собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) принимает предложения относительно претендентов на должность руководителя, которые отвечают требованиям вышеуказанного Закона, и вносит кандидатуры претендентов в вышестоящий орган общественного самоуправления для голосования.

Вышестоящий орган общественного самоуправления высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации по результатам голосования может рекомендовать собственнику (собственникам) или уполномоченному им (ими) органу (лицу) на должность руководителя высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации кандидатуры претендентов, которые набрали более одной трети голосов во время голосования, или двух претендентов, которые набрали большее количество голосов во время голосования. Каждый член выборного органа может голосовать лишь за одну кандидатуру. Собственник (собственники) или уполномоченный им (ими) орган (лицо) обязан (обязано) назначить на условиях контракта одну из рекомендованных кандидатур.

Руководитель высшего учебного заведения первого или второго уровня аккредитации может быть уволен с должности собственником (собственниками) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) на основаниях, определенных трудовым законодательством, а также за нарушение устава высшего учебного заведения и условий контракта.

Собственник (собственники) новообразованного высшего учебного заведения или уполномоченный им (ими) орган (лицо) назначает на условиях контракта исполняющего обязанности руководителя высшего учебного заведения на срок для проведения выборов руководителя высшего учебного заведения, но не более чем на два года.

Ученый совет факультета избирает и рекомендует руководителю высшего учебного заведения кандидатуру на должность ру-

591

>>>592>>>

ководителя факультета из числа научно-педагогических работников факультета, которые имеют ученое звание доцента, профессора и научную степень.

Предельный возраст кандидата на должность руководителя факультета не может превышать шестьдесят лет.

Руководитель высшего учебного заведения назначает руководителя факультета сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения — сроком на семь лет). Руководитель факультета выполняет свои полномочия на постоянной основе. Другие вопросы относительно порядка избрания руководителя факультета определяются уставом высшего учебного заведения.

В высших учебных заведениях художественного профиля могут устанавливаться дополнительные требования относительно кандидатов на должность руководителя факультета.

Заместители руководителя факультета назначаются руководителем высшего учебного заведения по предложению ученого совета факультета.

Руководитель факультета может быть уволен с должности на основаниях, определенных трудовым законодательством, а также за нарушение устава высшего учебного заведения и условий контракта. Руководитель факультета может быть уволен с должности руководителем высшего учебного заведения на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Руководитель факультета может быть уволен с должности руководителем высшего учебного заведения на основании представления органа общественного самоуправления факультета. Предложение об увольнении руководителя факультета вносится в орган общественного самоуправления факультета не менее чем половиной уставного состава ученого совета факультета. Предложение об увольнении руководителя факультета принимается не менее чем двумя третями голосов уставного состава органа общественного самоуправления факультета.

Руководитель высшего учебного заведения, в котором создан новый факультет, назначает на условиях контракта исполняющего обязанности руководителя этого факультета на срок для проведения выборов руководителя факультета, но не более чем на один год.

Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения другой специальности на основе полученного прежде образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает:

592

>>>593>>>

— переподготовку — получение другой специальности на основе полученного прежде образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;

— специализацию — приобретение лицом способностей исполнять отдельные задания и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;

— расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей исполнять дополнительные задания и обязанности в пределах специальности;

— стажировка — приобретение лицом опыта исполнения заданий и обязанностей определенной специальности.

Лицо, которое прошло переподготовку и успешно прошло государственную аттестацию, получает соответствующий документ о высшем образовании.

Лицо, которое успешно прошло стажировку или специализацию или расширило профиль (повысило квалификацию), получает соответствующий документ о последипломном образовании.

Образцы документов о последипломном образовании утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки.

Последипломное образование осуществляется высшими учебными заведениями последипломного образования или структурными подразделениями высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации, в том числе на основании заключенных договоров.