41.4. Система и правовое положение органов военного управления
Вооруженные силы Украины состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений и организаций, военных учебных заведений.
Общее руководство Вооруженными силами Украины в границах, предусмотренных Конституцией Украины, осуществляет Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил Украины и как Председатель Совета национальной безопасности и обороны Украины.
В особый период руководство Вооруженными силами Украины и другими военными формированиями Президент Украины может осуществлять через Ставку Верховного Главнокомандующего, рабочим органом которой является Генеральный штаб Во-оружецных сил Украины.
Непосредственное руководство Вооруженными силами Украины в мирное и военное время осуществляет Главнокомандующий Вооруженных сил Украины.
Главнокомандующим Вооруженных сил Украины является по должности Министр обороны Украины, если он военнослужащий, а в случае, когда Министром обороны Украины назначается гражданское лицо, — начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины.
Министерство обороны Украины, как орган государственного управления, несет полную ответственность за боеготовность армии и флота.
В Министерстве обороны Украины образовывается коллегия. Членов коллегии и Положение о коллегии утверждает Президент Украины по представлению Министра обороны Украины.
Наиважнейшее место в структуре Вооруженных сил занимает Генеральный штаб. Согласно ст. 11 Закона Украины «О Воору-
805
>>>806>>>
женных Силах Украины»1, Генеральный штаб Вооруженных сил Украины является главным воинским органом по планированию обороны государства, управления применением Вооруженных сил Украины, координации и контроля за выполнением заданий в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, воинскими формированиями, образованными согласно законам Украины, и правоохранительными органами в границах, определенных этим Законом, иными законами Украины и нормативно-правовыми актами Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины.
Генеральный штаб Вооруженных сил Украины организовывает свою деятельность в соответствии с Положением, которое утверждено Указом Президента Украины от 21 августа 1991 г.2
Генеральный штаб возглавляет начальник, который за должностью является первым заместителем Министра обороны Украины. На эту должность его назначает Президент Украины. Видами, родами Вооруженных сил Украины, военными соединениями, частями, кораблями, подразделениями руководят командующие, и командиры различных степеней.
Значительное место в управлении Сухопутными войсками Вооруженных сил Украины отводится трем оперативным командованиям: Южному, Западному, Северному.
Оперативное командование служит основой для осуществления управления группой войск (сил) в черте их ответственности с целью выполнения отдельных задач в военных конфликтах различной интенсивности, если в них будет втянутая наша страна.
Важную роль в управлении Вооруженными силами Украины играют военные советы, которые действуют на постоянной основе и являются коллегиальными органами в видах, родах, оперативных командованиях, на флоте. Военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флоте, со строительством Вооруженных сил Украины, с проведением в жизнь мероприятий по обеспечению боевой готовности войск, с укреплением правопорядка и повышением военной дисциплины.
Военные советы взаимодействуют с территориальными органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения нормативных правовых актов в сфере обороны, социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей, по подготовке территории с целью обороны, призыва на военную службу и прочее.
В систему управления обороной входят военные комиссариаты, которые создаются в областях, городах и районах. Руководит их
1Офіційний вісник України. — 2000. — С. 44. — Ст. 1877.
2Офіційний вісник України. — 1997. — № 35. — Ст. 8.
>>>807>>>
работой военный комиссар, являющийся организатором военной работы в области, городе, районе. Военные комиссариаты создаются Министерством обороны Украины и являются военными органами, входящими в единую систему военных органов Министерства обороны Украины. Общее руководство военными комиссариатами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных сил Украины.
Военные комиссариаты являются той частью управления, в которой военный аппарат наиболее близко и непосредственно взаимодействует с аппаратом исполнительной власти в городах. Так, в тесном взаимодействии с этими органами военные комиссариаты ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи. На военные комиссариаты возложены задачи проведения мероприятий по учету человеческих и народнохозяйственных ресурсов в интересах Вооруженных сил Украины, подготовки и осуществления мобилизации, подготовки граждан к военной службе, призыва на военную службу и военные сборы. На них возлагаются задачи в обеспечении социальной и профессиональной адаптации военнослужащих срочной службы, создание необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий с учетом экономической обстановки.
Для выполнения своих полномочий военные комиссары имеют право издавать приказы в границах своих полномочий и принимать меры административного взыскания к военнообязанным, призывникам за нарушение правил военного учета.
Определенные полномочия в сфере военного управления возлагаются на начальника гарнизона (старшего морского начальника) и военного коменданта, которые обеспечивают руководство гарнизонной и комендантской службой.
В случае военного нападения (агрессии) или его угрозы, на всей территории, или в отдельных местностях Украины, вводится военное положение1. При этом проводится общая или частичная мобилизация, призывается из запаса необходимый контингент военнообязанных, осуществляются мероприятия по мобилизационному разворачиванию Вооруженных сил Украины, отрасли хозяйства государства переводятся на военное положение, создаются местные органы военного управления. По их решениям ведомства, предприятия, учебные заведения, организации, независимо от подчинения и форм собственности в мирный период, совместно с военными комиссариатами создают участки для приема военнослужащих — запасников, сбора техники, комплектуют технику личным составом, организуют обучение военнообязанных воинским профессиям, специальностям, выполняют иные необходимые в такое время обязанности.
1 Конституція України. — 1996. — Ст.85, 106.
807
>>>808>>>
Мобилизационная подготовка проводится на плановой основе путем заблаговременного создания стойких систем управления и связи и необходимых производственных мобилизационных мощностей, а также специальных формирований и мобилизационных резервов вооружения, техники, материальных и продовольственных ресурсов.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856