8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
Специфика объединений граждан как субъекта административного права обнаруживается во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего с органами исполнительной власти.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов легализованных в установленном законодательством порядке объединений граждан. В отношении отдельных их видов Верховной Радой Украины устанавливаются льготы по налогообложению доходов, предоставляется материальная помощь.
130
>>>131>>>
Так, государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций осуществляется в таких формах:
— предоставление молодежным и детским организациям информации о государственной политике относительно детей и молодежи;
— предоставление методической и организационной помощи по вопросам социального становления и развития молодежи и детей;
— содействие созданию предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги молодежи и детям или оказывают содействие занятости молодежи;
— молодежные и общественные организации освобождаются от уплаты за государственную регистрацию и сбора за регистрацию их символики.
Кроме этого, осуществляется и финансовая поддержка деятельности указанных организаций, для чего при утверждении Государственного бюджета в нем отдельно предусматриваются расходы для такой поддержки.
Согласно ст. 20 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях», те из них, которые существуют лишь на членские взносы и благотворительные пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды.
Административно-правовые отношения в деятельности объединения граждан отличаются в зависимости от вида и статуса объединения.
В соответствии со ст. 9 Закона «Об объединениях граждан», они создаются и действуют со всеукраинским, местным и международным статусом.
Ко всеукраинским объединениям граждан принадлежат такие объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Украины, у которых есть местные ячейки в большинстве ее областей.
К местным объединениям относятся объединения, деятельность которых распространяется на территорию соответствующей административно-территориальной единицы или региона. Территория деятельности самостоятельно определяется объединением граждан.
Общественная организация является международной, если ее деятельность распространяется на территорию Украины и хотя бы одного иностранного государства. Таким образом, правовая предпосылка для предоставления статуса международного общественного объединения состоит в наличии на территории одного или более иностранных государств структурных подразделений объединения. Законом не определена территориальная сфера деятельности объединения. Например, оно может действовать на
131
>>>132>>>
территории административно-территориальной единицы, но при наличии иностранных организаций, отделений, филиалов или представительств, основатели должны зарегистрировать объединение со статусом международного. Политические партии в Украине создаются и действуют лишь со всеукраинским статусом. Запрещается создание и деятельность политических партий, руководящие органы или структурные подразделения которых находятся за пределами Украины.
Специальными законами установлены особенности статуса отдельных видов общественных организаций.
Так, Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профессиональные союзы могут иметь статус местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских.
Статус местных имеют профессиональные союзы, в состав которых входит не менее трех первичных организаций, которые действуют на предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы, объединяющих не менее 9 членов профсоюза, которые работают на разных предприятиях, в учреждениях или организациях.
Статус областных имеют профсоюзы, организационные звенья которых есть в большинстве административно-территориальных единиц одной области, городов Киева и Севастополя, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной области; объединяют в профсоюзе большинство членов профсоюза, работающих по данной профессии или специальности в области, городах Киеве и Севастополе.
Статус региональных имеют профсоюзы, организационные звенья которых есть в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей.
Статус всеукраинских профсоюзов определяется по одному из таких признаков:
1. Наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно-территориальных единиц Украины.
2. Наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве тех административно-территориальных единиц Украины, где расположены предприятия, учреждения или организации определенной сферы, и которые объединяют не меньше трети членов профсоюзов этой отрасли или членов профсоюза определенной специальности, профессии.
3. Объединение в профсоюзе большинства членов профсоюза, которые работают по данной профессии или специальности в Украине.
Согласно ст. 7 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях» благотворительные организации могут иметь статус всеукраинских, местных и международных, который
132
>>>133>>>
определяется по тем же принципам, что и в Законе «Об объединениях граждан».
Статус молодежных и детских организаций определяется согласно Закону Украины «Об объединениях граждан» за одним исключением. Молодежное движение в Украине координируется Украинским национальным комитетом молодежных организаций, который является независимой неправительственной организацией и имеет статус всеукраинского союза молодежных и детских общественных организаций. Этот статус не изменяется от вступления указанной организации в международные молодежные организации.
В процессе создания и деятельности между объединениями граждан и органами государственной власти возникают разнообразные правоотношения.
Условием возникновения административно-правового статуса является его соответствующая легализация.
Содержание регистрационных отношений объединений граждан
Регистрационные отношения возникают в процессе организационного оформления статуса объединения и наделения его правами и обязанностями юридического лица. Субъектами административно-правовых отношений в этом случае, с одной стороны, выступает Министерство юстиции или его территориальные органы, местные органы исполнительной власти, исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов народных депутатов, а с другой — учредители общественного объединения: физические лица (юридические лица — в случае, если создается объединение (союз, ассоциация и т. п.) объединений граждан), которые ходатайствуют о предоставлении объединению статуса юридического лица.
Легализация входит в функции органов исполнительной власти и осуществляется органами, четко определенными в действующем законодательстве. К таким органам относятся:
— Министерство юстиции Украины;
— местные органы исполнительной власти;
— исполнительные комитеты сельских, поселковых и городских советов.
Деятельность объединения в соответствии со ст. 14 Закона «Об объединении граждан» может быть легализована путем регистрации или уведомления.
Регистрационные отношения носят обязательный характер для политических партий и международных общественных организаций. Такая регистрация происходит в Министерстве юстиции Украины. Кроме этого, обязательной регистрации подлежат местные ячейки зарегистрированных всеукраинских и международ-
133
>>>134>>>
ных объединений граждан, если такая регистрация предусмотрена их учредительными документами, а также благотворительные организации (ст. 8 Закона «О благотворительности и благотворительных организациях») и профессиональные союзы (ст. 16 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Следует отметить, что объединения граждан отвечают за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет (ст. 27 ч. 3 Закона «Об объединениях граждан»).
Общественные организации и их союзы имеют право легализовать свое создание путем письменного уведомления соответствующих органов власти.
Основное значение в статусе объединений граждан как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об объединениях граждан вносит свои особенности в решение этой проблемы. Конституционное видение взаимоотношений объединений и государства сводится к свободе деятельности объединений и добровольности членства в них.
Регистрационные отношения возникают также и в случае, если легализованная общественная организация выступает учредителем или является постоянным членом международной организации, или другим путем распространила свою деятельность на территорию иностранного государства. В таком случае она должна в месячный срок подать необходимые документы для перерегистрации в Министерство юстиции в качестве международной.
В других случаях, при внесении изменений в уставные документы, объединение граждан в пятидневный срок извещает регистрирующий орган о прошедших изменениях.
Государственной регистрации, порядок которой определяется Кабинетом Министров Украины, подлежит также символика объединений граждан.
Регистрация отдельных разновидностей объединений граждан, в частности политических партий, имеет свои особенности.
Важнейшими признаками политических партий являются влияние на формирование политической воли граждан, их участие в выборах в органы государственной власти и муниципальные органы: эти полномочия политических объединений должны быть непременно отображены в их уставах.
Уведомительный режим легализационных отношений, предусмотренный Законом «Об объединениях граждан», не распространяется на политические партии: последние должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции. Таким образом, статус политических партий и других объединений граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти предусматривает разнообразные методы государственного принуждения: политические объединения, в отличие от неполитических,
134
>>>135>>>
больше подлежат императивному влиянию государственных органов.
Объединению граждан может быть отказано в регистрации лишь в случае, если его уставные или другие документы, представленные для регистрации, противоречат действующему законодательству. Решение об отказе в регистрации должно быть в письменной форме и содержать мотивированные основания такого отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Составляющие административно-правового статуса объединений граждан
Объединения граждан, в силу своей природы, не имеют властных полномочий, но они наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, поэтому являются участниками разнообразных административно-правовых отношений.
Для осуществления целей и задач, определенных в уставных документах, зарегистрированные объединения граждан обладают такими правами:
— представлять и защищать свои законные интересы и законные интересы своих членов в государственных и общественных органах;
— принимать участие в политической деятельности, проводить массовые мероприятия (собрания, митинги, демонстрации и т. п.);
— идейно, организационно и материально поддерживать другие объединения граждан, предоставлять помощь в их создании;
— создавать учреждения и организации;
— получать от органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и задач;
— вносить предложения в органы власти и управления;
— распространять информацию и пропагандировать свои идеи и цели;
— учреждать средства массовой информации.
Кроме этого, объединения граждан имеют право учреждать предприятия, необходимые для выполнения уставных целей, осуществлять хозяйственную и другую коммерческую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством.
Указанные права являются общими для всех объединений граждан, за некоторыми исключениями. Так, политические партии, создаваемые ими учреждения и организации не имеют права учреждать предприятия, кроме средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, других пропагандистско-агитационных материалов, изделий с
135
>>>136>>>
собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий. Вместе с тем, политические партии наделены законодательством дополнительными правами, которые связаны со спецификой их целей и задач. К таким правам относятся:
— право свободно проводить свою деятельность в пределах, предусмотренных законодательством;
— право принимать участие в формировании органов власти, иметь представительство в их составе;
— право доступа во время избирательной кампании к государственным средствам массовой информации;
— право поддерживать международные связи с политическими партиями, общественными организациями других государств, международными и межправительственными организациями, основывать международные союзы (но лишь такие, уставами которых предусмотрено создание только консультативных или координационных центральных органов);
— идейно, организационно и материально поддерживать молодежные, женские и прочие объединения граждан, предоставлять помощь в их создании.
Политическим партиям гарантируется свобода оппозиционной деятельности, в том числе:
— возможность излагать публично и отстаивать свою позицию по вопросам государственной и общественной жизни;
— принимать участие в обсуждении, делать достоянием гласности и обосновывать критическую оценку действий и решений органов власти, используя для этого государственные и негосударственные средства массовой информации в порядке, установленном законом;
— вносить в органы государственной власти Украины и органы местного самоуправления предложения, которые обязательны для рассмотрения соответствующими органами в установленном порядке.
Все эти права политические партии имеют право осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством.
Молодежные общественные организации наделены правом вступать в избирательные коалиции, но ни молодежные, ни тем более, детские организации и их союзы не могут образовывать и вступать в избирательные блоки (ст. 7 Закона Украины «О молодежных и детских общественных организациях»).
Перечень этих прав не является исчерпывающим. Объединения граждан пользуются и другими правами, предусмотренными законами Украины.
Довольно широкий круг прав установлен для профессиональных союзов и их объединений. Законодатель разделил права проф-
136
>>>137>>>
союзов на группы, среди которых выделил: право профсоюзов, их объединений представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов; права в обеспечении занятости населения; право защиты прав граждан на труд и на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде; права в сфере социального страхования и социального обеспечения; право в управлении предприятиями и при изменении форм собственности; право привлечения к ответственности должностных лиц и т.п. Все эти права реализуются профсоюзами в разных сферах права, в частности, в административном.
Права благотворительных организаций также дополнительно очерчены соответствующим законом, и также их перечень не является исчерпывающим.
В отношении определения обязанностей объединений граждан, Законом Украины «Об объединениях граждан» они определяются не в одной статье (такой статьи в законе нет), а в нескольких. Так, статьей 6 «Принципы создания и деятельности объединений граждан» установлена обязанность объединений граждан регулярно обнародовать свои основные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и затратах. В статье 22 «Ограничение получения средств и другого имущества политическими партиями, их учреждениями и организациями» указана обязанность политических партий каждый год публиковать свои бюджеты для ознакомления, а статья 24 «Хозяйственная и другая коммерческая деятельность» вменяет в обязанность объединениям граждан вести бухгалтерский учет, статистическую отчетность, регистрироваться в органах государственной налоговой инспекции и вносить в бюджет платежи в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. Кроме этого, легализованная общественная организация, которая выступила учредителем, постоянным членом международной организации или другим путем распространила свою деятельность на территорию иностранного государства, обязана в месячный срок подать необходимые документы для перерегистрации в Министерство юстиции в качестве международной.
В статье 15 Закона «О политических партиях в Украине» закреплено ограничение в финансировании политических партий. Так, не допускается финансирование политических партий органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, в имуществе которых есть части, являющиеся государственной или коммунальной собственностью, или принадлежат нерезидентам; иностранным государствам и их гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям; благотворительным и религиозным организациям и объединениям; анонимным лицам или лицам под псевдонимом; политическим
137
>>>138>>>
партиям, которые не входят в избирательный блок политических партий.
Специальным законодательством установлены обязанности благотворительных организаций, к которым отнесены: обеспечение выполнения уставных задач, свободный доступ к отчетам, документам о хозяйственной и финансовой деятельности таких организаций.
Контрольные полномочия органов исполнительной власти, правовые последствия контроля
Административно-правовые отношения возникают также в процессе осуществления контрольных полномочий органами исполнительной власти, которые производят легализацию объединений граждан, по соответствию деятельности объединений их уставным целям. В этом случае предусмотрено не только право органов, осуществляющих контроль, требовать необходимые документы объединений, получать объяснения, но и обязанность последних предоставлять их, а также ответственность объединений в случаях нарушений законодательства.
Закон предусматривает и другой метод реализации органами власти своих контрольных полномочий. Такие органы «имеют право присутствовать на мероприятиях, которые проводятся объединениями граждан» (ст. 25 Закона Украины «Об объединениях граждан»). И в данном случае Закон не уточнил, какие именно мероприятия имеются в виду. Очевидно, что государственные органы могут осуществлять контроль далеко не во всех сферах деятельности объединений.
Органы государственной власти вправе и обязаны контролировать лишь мероприятия, которые осуществляются руководящими и контрольно-ревизионными органами объединений, поскольку именно здесь решаются все проблемы деятельности объединений как субъектов публично-правовых отношений. Должностные лица государственных органов вправе принимать участие в заседании руководящего органа, запрашивать необходимую информацию о принятых им решениях и т. п.
Надзор за выполнением и соблюдением законности объединениями граждан осуществляют органы прокуратуры.
Контроль за источниками и размерами поступлений, уплатой налогов объединениями граждан осуществляют соответственно финансовые органы и органы государственной налоговой инспекции. Объединения граждан в установленном порядке должны подавать финансовым органам декларации о своих доходах и затратах. Ежегодно на основании финансовых деклараций в газете «Голос Украины» публикуются списки лиц, пожертвования которых в пользу политических партий превышают размер, установленный Верховной Радой Украины.
138
>>>139>>>
Специальная комиссия Верховной Рады Украины, в состав которой входят депутаты — представители всех представленных в парламенте политических партий, рассматривает их финансовую деятельность за год и докладывает свои выводы на пленарном заседании Верховной Рады.
В случае нарушения финансовой дисциплины политическая партия несет ответственность в соответствии с законодательством.
Государственный контроль за деятельностью политических партий осуществляют Министерство юстиции — относительно соблюдения политической партией требований Конституции и законов Украины, а также устава политической партии, и Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии — относительно соблюдения политической партией порядка участия в избирательном процессе.
Должностные лица легализующих органов и граждане за нарушение законодательства об объединениях несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Административная ответственность состоит в применении к объединениям граждан таких взысканий, как предупреждение, штраф, временный запрет (остановка) отдельных видов деятельности, временный запрет (остановка) деятельности, принудительный роспуск (ликвидация).
Предупреждение применяется соответствующим легализующим органом в письменном виде при совершении объединением граждан правонарушения, не влекущего за собой обязательного применения другого вида взыскания.
В случае грубого или систематического совершения правонарушений, по представлению легализующего органа или прокурора на объединение граждан накладывается штраф в судебном порядке.
Законом предусмотрены два случая применения санкций к объединениям граждан, которые совершили противоправные действия: 1) выявление нарушения законодательства; 2) совершение действий, противоречащих их уставным целям.
Приостановление деятельности объединения граждан и его ликвидация представляют собой два взаимозависимых процессуальных действия, которые отличаются по смыслу возникающих правоотношений. Полномочия по приостановлению деятельности объединений имеют легализующие органы и прокуратура, которые обращаются с соответствующим представлением в суд.
В первом случае, при временном запрете отдельных видов или всей деятельности объединения граждан, после устранения причин, ставших основанием для временного запрета, по ходатайству объединения граждан его деятельность может быть восстановлена судом в полном объеме.
139
>>>140>>>
При ликвидации (принудительном роспуске) суд одновременно решает вопрос о прекращении выпуска печатного средства массовой информации того объединения, которое ликвидируется. Решение о принудительном роспуске всеукраинских и международных объединений граждан на территории Украины принимается Конституционным судом.
В случае приостановления деятельности, объединение граждан сохраняет некоторые полномочия юридического лица, в частности, оно вправе использовать денежные взносы в банках, предназначенные для финансирования хозяйственной деятельности и исполнения обязательств по трудовым договорам. Таким образом, приостановление деятельности объединения не влечет за собой запрета предпринимательской или производственно-творческой деятельности, тогда как факт ликвидации означает потерю всех полномочий юридического лица.
К политическим партиям может быть применена такая мера, как предупреждение о недопущении незаконной деятельности и запрет политической партии.
Прекращают свою деятельность политические партии путем реорганизации или ликвидации (самороспуска), а также в случае запрета деятельности или аннулирования регистрационного свидетельства. Последнее применяется в следующих случаях.
Во-первых, если политической партией затронуто требование о представлении сведений о банковском учреждении, в котором она открыла счет. Во-вторых, при выявлении на протяжении трех лет со дня регистрации недостоверных сведений в представленных на регистрацию документах. В-третьих, невыдвижение политической партией своих кандидатов на выборах Президента Украины и выборах народных депутатов Украины на протяжении десяти лет. Другие основания для аннулирования регистрационного свидетельства не допускаются.
Осуществление контрольных функций соответствующими органами призваны подтвердить соответствие деятельности объединений граждан их уставным целям. В процессе осуществления контроля финансовые органы и органы налоговой инспекции проверяют соответствие положений устава действующему законодательству об объединениях граждан.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856