32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
Важным средством проведения государственной политики в сфере социально-культурного строительства является законодательство. По предмету и направленности правового регулирования законодательство в этой сфере подразделяется на отдельные подотрасли: законодательство об образовании, науке, культуре, здравоохранению и социальной защите, о физической культуре, спорте, туризме. Развитию и усовершенствованию законодательства, регулирующего многогранные общественные отношения в этой сфере, в современных условиях отводится значительное внимание.
Правовое регулирование в социально-культурной сфере направлено на закрепление основных начал, принципов организации и деятельности органов государства (Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров); усовершенствование системы органов управления (центральных и местных); оптимальное распределение компетенции между субъектами (органами общей и отраслевой компетенции, между их разными звеньями, органами местного
509
>>>510>>>
самоуправления); улучшение процедурной работы аппарата управления, порядка осуществления возложенных на него задач и функций.
В концепции развития законодательства Украины, разработанной Институтом государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины предусмотрено, в частности, что развитие законодательства должно осуществляться относительно: а) традиционных отраслей и институтов права; б) сфер общественной деятельности, которые охватываются комплексными отраслями законодательства; в) основных направлений деятельности (функций) государства. Исходя из этого должно совершенствоваться и развиваться законодательство, в частности в отдельных сферах духовной жизни общества — образовании, науке, культуре, языке, религии, издательском, библиотечном, музейном, архивном деле, охране памятников истории и культуры, физической культуре и спорте.
Чрезвычайно важным «кирпичом» в правовом фундаменте независимого Украинского государства стал принятый 23 мая 1991 г. Закон «Об образовании», регулирующий общественные отношения в сфере воспитания, обучения, профессиональной, научной подготовки граждан. Его справедливо можно считать своеобразной «конституцией» образования.
В Законе образование определяется приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Целью образования провозглашается всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение различных сфер экономики квалифицированными работниками, специалистами.
Основными принципами образования являются: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм; приоритетность общечеловеческих духовных ценностей над политическими интересами; органическая связь с национальной историей, культурой, традициями; независимость государственной системы образования от политических партий и других общественных и религиозных организаций; научный, светский характер образования в государственных учебно-воспитательных учреждениях; интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образованием других стран; гибкость и прогнозируемость системы образования; непрерывность и разнообразие образования; соответствие образования мировому уровню; объединение государственного управления и общественного самоуправления в системе образования.
510
>>>511>>>
Закон Украины «Об образовании» структурно состоит из 7 разделов, в которых, в частности, раскрываются: система образования; статус участников учебно-воспитательного процесса; финансово-хозяйственная деятельность, материально-техническая база учебных заведений; международное сотрудничество; международные договоры; ответственность за нарушение законодательства об образовании.
Одним из главных направлений дальнейшего развития законодательства, регулирующего отношения гражданина и государственного органа в сфере реализации гражданином права на образование, может быть ориентация на развитие субъективных прав граждан и их процессуальных гарантий. В Законе «Об образовании» правовому положению участников учебно-воспитательного процесса посвящен целый раздел. В нем, в частности, закрепляются права и обязанности воспитанников, учеников, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов, права и обязанности педагогических работников, права родителей и их ответственность за развитие ребенка.
10 февраля 1998 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О профессионально-техническом образовании»1. Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы профессионально-технического образования, создание условий для профессиональной самореализации личности и обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных рабочих.
Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» структурно состоит из 12 разделов, в которых, в частности, раскрываются: управление и организация профессионально-технического образования; статус профессионально-технических учебных заведений; организация учебного процесса в профессионально-технических учебных заведениях; содержание профессионально-технического образования; субъекты профессионально-технического образования; особенности социальной защиты учеников, слушателей профессионально-технических учебных заведений; статус педагогических работников; финансово-экономические отношения в сфере* профессионально-технического образования; международное сотрудничество; ответственность за нарушение Закона Украины «О профессионально-техническом образовании».
13 мая 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об общем среднем образовании»2. Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, которое
1Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 32. — Ст. 215; 1999. — № 26. — Ст. 218.
2Там же. — 1999. — № 28. — Ст. 230.
511
>>>512>>>
оказывает содействие свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества в Украине.
Законодательство Украины об общем среднем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из Закона Украины «Об образовании», Закона «Об общем среднем образовании», других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Основными задачами законодательства Украины об общем среднем образовании являются:
— обеспечение права граждан на доступность и безвозмездность получения полного общего среднего образования;
— обеспечение необходимых условий функционирования и развития общего среднего образования;
— обеспечение нормативно-правовой базы относительно обязательности полного общего среднего образования;
— определение структуры и содержания общего среднего образования;
— определение органов управления системой общего среднего образования и их полномочий;
— определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства об общем среднем образовании.
Структурно Закон Украины «Об общем среднем образовании» состоит из 11 разделов, в которых, в частности, раскрываются: статус общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования; организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях; статус участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях; государственный стандарт общего среднего образования; управление системы общего среднего образования; научно-методическое обеспечение системы общего среднего образования; финансово-хозяйственная деятельность, материально-техническая база общеобразовательных учебных заведений; международное сотрудничество; ответственность в сфере общего среднего образования.
11 июля 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О дошкольном образовании»1. Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы дошкольного образования, которая обеспечивает развитие, воспитание и обучение ребенка, основывается на объединении семейного и общественного воспитания, достижениях отечественной науки, достояниях мирового педагоги-
1Відомості Верховної Ради України. — 2001. — N° 49. — Ст. 259.
512
>>>513>>>
ческого опыта, оказывает содействие формированию ценностей демократического правового общества в Украине.
Законодательство Украины о дошкольном образовании базируется на Конституции Украины и состоит из Закона Украины «Об образовании», Закона «О дошкольном образовании», других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Основными задачами законодательства Украины о дошкольном образовании являются:
— обеспечение права ребенка на доступность и безвозмездность получения дошкольного образования;
— обеспечение необходимых условий функционирования и развития системы дошкольного образования;
— определение содержания дошкольного образования;
— определение органов управления дошкольным образованием и их полномочий;
— определение прав и обязанностей участников учебно-воспитательного процесса, установление ответственности за нарушение законодательства о дошкольном образовании;
— создание условий для благотворительной деятельности в сфере дошкольного образования.
17 января 2002 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О высшем образовании»1. Этот Закон направлен на урегулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украины. Он устанавливает правовые, организационные, финансовые и прочие основы функционирования системы высшего образования, создает условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Структурно этот Закон состоит из 14 разделов, в которых, в частности, раскрываются: структура высшего образования; документы о высшем образовании; стандарты высшего образования; управление в области высшего образования; статус высших учебных заведений; управление высшим учебным заведением; организация учебно-воспитательного процесса; статус участников учебно-воспитательного процесса; подготовка научных и научно-педагогических работников; научная и научно-техническая деятельность в высших учебных заведениях; финансово-экономические отношения в системе высшего образования; вопросы международного сотрудничества; ответственность за нарушение законодательства о высшем образовании.
Создание независимого Украинского государства поставило перед управлением наукой качественно новые задачи. Возникла
Відомості Верховної Ради України. — 2002. — № 20. — Ст. 134.
513
>>>514>>>
насущная потребность усовершенствования системы и структуры государственных и общественных органов управления ею, организации научных исследований и разработок, повышения эффективности научных исследований.
С принятием 13 декабря 1991 г. Закона «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» в Украине начался процесс создания правовых основ государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности. Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития научно-технической сферы, создает условия для научной и научно-технической деятельности, обеспечения потребностей общества и государства в технологическом развитии.
Ныне этот Закон действует в редакции от 1 декабря 1998 г. под названием: Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности»1.
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» структурно состоит из 6 разделов, в которых, в частности, раскрываются: правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности; государственные гарантии деятельности ученых, научных работников; полномочия субъектов государственного регулирования и управления в сфере научной и научно-технической деятельности; формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности.
25 июня 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О научно-технической информации»2.
Этот Закон определяет основы государственной политики в области научно-технической информации, порядок ее формирования и реализации в интересах научно-технического, экономического и социального прогресса страны. Целью Закона является создание в Украине правовой базы для получения и использования научно-технической информации.
Законом регулируются правовые и экономические отношения граждан, юридических лиц, государства, которые возникают при создании, получении, использовании и распространении научно-технической информации, а также определяются правовые формы международного сотрудничества в этой области.
Действие Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также граждан, которые имеют право на получение, использование и распространение научно-технической информации. Действие Закона не распространяется на информацию, содержащую государственную и другую, охраняемую законом, тайну.
1Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 2-3. — Ст. 20.
2Там же. — 1993. — № 33. — Ст. 345.
514
>>>515>>>
Закон Украины «О научно-технической информации» структурно состоит из 6 разделов, в которых, в частности, раскрываются: правовой режим научно-технической информации; национальная система научно-технической информации; рынок научно-технической информации; государственная политика в сфере научно-технической информации; международное сотрудничество в сфере научно-технической информации.
10 февраля 1995 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О научной и научно-технической экспертизе»1.
Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы экспертной деятельности в научно-технической сфере, а также общие основы и принципы регулирования общественных отношений в сфере организации и проведения научной и научно-технической экспертизы с целью обеспечения научного обоснования структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, научных, научно-технических, социально-экономических, экологических программ и проектов, определения направлений научно-технической деятельности, анализа и оценки эффективности использования научно-технического потенциала, результатов исследований.
Закон Украины «О научной и научно-технической экспертизе» структурно состоит из 8 разделов, в которых, в частности, раскрываются: предмет научной и научно-технической экспертизы; формы и виды научной и научно-технической экспертизы; права и обязанности субъектов научной и научно-технической экспертизы; порядок проведения научной и научно-технической экспертизы; государственное управление в сфере научной и научно-технической экспертизы; экономическое обеспечение научной и научно-технической экспертизы; ответственность за нарушение законодательства в сфере научной и научно-технической экспертизы; организация международных научных и научно-технических экспертиз.
До 1992 г. законодательство Украины по вопросам культуры не имело единого базового системообразующего акта. Оно состояло из совокупности довольно разрозненных по конкретному содержанию в основном отраслевых нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов и объектов управления в сфере искусства, культурно-просветительной работы, кинематографии, телевидения и радиовещания, издательского дела и т. п.
14 февраля 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Основы законодательства Украины о культуре2, которые определяют правовые, экономические, социальные, организационные основы раз-
1Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 9. — Ст. 56; 1999. — № 45. — Ст. 400.
2Там же. — 1992. — № 21. — Ст. 294.
515
>>>516>>>
вития культуры в Украине, регулируют общественные отношения в сфере создания, распространения, сохранения и использования культурных ценностей и направлены на реализацию суверенных прав Украины в сфере культуры; возрождение и развитие культуры украинской нации и культур национальных меньшинств, проживающих на территории Украины; обеспечение свободы творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, профессионального и самодеятельного художественного творчества; реализацию прав граждан на доступ к культурным ценностям; социальную защиту работников культуры; создание материальных и финансовых условий развития культуры.
Основы законодательства Украины о культуре структурно состоят из 7 разделов, в которых, в частности, раскрываются: права и обязанности граждан в сфере культуры; деятельность в сфере культуры; финансирование и материально-техническое обеспечение культуры; социальные гарантии и защита прав работников; международные культурные связи; ответственность за нарушение законодательства о культуре.
Важное значение имеет закрепление в Основах законодательства Украины о культуре положения о приоритетах в развитии культуры. Так, в частности, отмечается, что приоритетные направления развития культуры определяются целевыми государственными программами, которые утверждаются Верховной Радой Украины. Государство в приоритетном порядке создает условия для развития культуры украинской нации и культур национальных меньшинств; сохранения, воспроизведения и охраны культурно-исторической среды; эстетического воспитания детей и юношества; осуществления фундаментальных исследований в сфере теории и истории культуры Украины; расширения культурной инфраструктуры села; материального и финансового обеспечения учреждений, предприятий, организаций и учреждений культуры (ст. 3 Основ).
Закреплены также обязанности государства относительно сохранения и использования культурных ценностей, социальные гарантии и защита прав работников в сфере культуры. Государство гарантирует необходимые ассигнования на развитие культуры в размере не менее 8 процентов от национального дохода Украины, осуществляет политику льготного налогообложения в сфере культуры.
Существенным шагом развития законодательства о культуре стало принятие Законов Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» (1992), «О телевидении и радиовещании» (1993), «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (1993), «О музеях и музейном деле» (1995), «Об информационных агентствах» (1995), «О библиотеках и библиотечном деле» (1995), «Об издательском деле» (1997), «О системе общественного телевидения и радиовещания Украины» (1997),
516
>>>517>>>
«О кинематографии» (1998), «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» (1999), «Об охране культурного наследия» (2000), «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» 1(2003) и т. п.
16 ноября 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»2. Этот Закон создает правовые основы деятельности печатных средств массовой информации (прессы) в Украине, устанавливает государственные гарантии их свободы согласно Конституции Украины, Закону Украины «Об информации» и другим актам действующего законодательства и признанным Украиной международно-правовым документам.
Структурно этот Закон состоит из 5 разделов, в которых, в частности, раскрываются: организация деятельности печатных средств массовой информации; отношения между редакциями печатных средств массовой информации и гражданами и организациями; международная деятельность печатных средств массовой информации; ответственность за нарушение свободы деятельности печатных средств массовой информации.
21 декабря 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О телевидении и радиовещании»3.
Этот Закон согласно Закону Украины «Об информации» регулирует деятельность телерадиоорганизаций на территории Украины, определяет правовые, экономические, социальные, организационные условия их функционирования, направленные на реализацию свободы слова, прав граждан на получение полной, достоверной и оперативной информации, на открытое и свободное обсуждение общественных вопросов.
Структурно Закон Украины «О телевидении и радиовещании» состоит из 9 разделов, в которых, в частности, раскрываются: учреждение телерадиоорганизаций и лицензирование каналов вещания; организация телерадиовещания; права и обязанности телерадиоорганизаций и их работников; права телезрителей и радиослушателей; финансирование и материально-техническая база телерадиоорганизаций; ответственность за нарушение законодательства о телевидении и радиовещании; международное сотрудничество в области телевидения и радиовещания.
24 декабря 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (ныне действует в редакции Закона от 13 декабря 2001 г.)4.
1Урядовий кур'єр. — 2003. — 4 квіт.
2Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 1. — Ст. 1; 1993. — № 46. — Ст. 427; 1997. — № 15. — Ст. 115.
3Там же. — 1994. — № 10. — Ст. 43.
4Там же. — 2001. — № 11. — Ст. 81.
517
>>>518>>>
Этот Закон регулирует общественные отношения, связанные с формированием, учетом, сохранением и использованием Национального архивного фонда, и другие основные вопросы деятельности архивных учреждений.
Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» структурно состоит из 10 разделов, в которых, в частности, раскрывается: статус Национального архивного фонда и его формирование; право собственности на документы Национального архивного фонда; вопросы учета, сохранения и использования Национального архивного фонда; система архивных учреждений; финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение архивных учреждений; международное сотрудничество в архивном деле; ответственность за нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях.
27 января 1995 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» (ныне действует в редакции Закона от 16 марта 2000 г.)1.
Этот Закон определяет статус библиотек, правовые и организационные основы деятельности библиотек и библиотечного дела в Украине, гарантирует право на свободный доступ к информации, знаниям, привлечение к ценностям национальной и мировой культуры, науки и образования, которые хранятся в библиотеках.
Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» структурно состоит из 13 разделов, в которых, в частности, раскрывается: государственная политика в области библиотечного дела; библиотечная система Украины; порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек; библиотечные фонды; обязанности и права библиотек; права и обязанности граждан, предприятий, учреждений и организаций на библиотечное обслуживание; управление библиотечным делом; финансирование, материально-техническое обеспечение и имущественные права библиотек; социальные гарантии работников библиотек; международное сотрудничество в области библиотечного дела; ответственность за нарушение законодательства о библиотечном деле.
28 февраля 1995 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об информационных агентствах»2.
Этот Закон согласно Конституции Украины, другим законам Украины и международно-правовым документам закрепляет правовые основы деятельности в Украине информационных агентств и их международного сотрудничества.
Структурно Закон Украины «Об информационных агентствах» состоит из 7 разделов, в которых, в частности, раскрываются: дея-
1Відомості Верховної Ради України. — 2000. — № 23. — Ст. 177.
2Там же. — 1995. — № 13. — Ст. 83.
518
>>>519>>>
тельность и статус информационных агентств; порядок учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности информационных агентств; статус субъектов деятельности информационных агентств; распространение продукции информационного агентства; ответственность за нарушение законодательства об информационных агентствах.
29 июня 1995 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О музеях и музейном деле»1.
Этот Закон регулирует общественные отношения в области музейного дела, устанавливает правовые, экономические, социальные основы научного комплектования, изучение, сохранение и использование памятников природы, материальной и духовной культуры, деятельности музейных учреждений в Украине.
Закон Украины «О музеях и музейном деле» структурно состоит из 6 разделов, в которых, в частности, раскрываются: виды музеев, порядок создания и материальная база музеев; статус музейного фонда Украины; международная деятельность музеев; управление и самоуправление музеев, гарантии прав и законных интересов их работников; ответственность за нарушение законодательства Украины о музеях и музейном деле.
5 июня 1997 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об издательском деле»2.
Этот Закон определяет общие основы издательского дела, регулирует порядок организации и осуществления издательской деятельности, распространения издательской продукции, условия взаимоотношений и функционирования субъектов издательского дела.
Он также призван оказывать содействие национально-культурному развитию украинского народа, гражданам Украины всех национальностей, утверждению их духовности и морали, доступу членов общества к общечеловеческим ценностям, защите прав и интересов авторов, издателей, изготовителей, распространителей и потребителей издательской продукции.
Закон Украины «Об издательском деле» структурно состоит из 5 разделов, в которых, в частности, раскрывается: организация и осуществление издательского дела; международное сотрудничество в издательском деле; прекращение деятельности в издательском деле, ответственность за нарушение Закона Украины «Об издательском деле».
6 марта 2003 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине»3, направленный на преодоление кризиса в отечественном книгоиздании и создание благоприятных условий для его развития.
1 Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 25. — Ст.191; 1999. — № 28. — Ст.231.
2 Там же.— 1997. — № 32. — Ст.206.
3 Урядовий кур'єр. — 2003. — 4 квіт.
519
>>>520>>>
18 июля 1997 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины»1. В преамбуле этого Закона отмечается, что с целью всестороннего удовлетворения потребностей общества в оперативной информации и обеспечения плюралистического характера вещания, учитывая национальные традиции, морально-этические принципы украинского народа, создается система Общественного телевидения и радиовещания Украины (далее — Общественное телерадиовещание). Она действует на основе Конституции Украины, Закона Украины «Об информации», Закона Украины «О телевидении и радиовещании», других законов, которые регламентируют деятельность телерадиоорганизаций как субъектов информационной и хозяйственной деятельности, и Закона «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины».
Структурно этот Закон состоит из 10 статей, в которых, в частности, раскрывается: статус Общественного телерадиовещания; создание Общественного телерадиовещания; статус Общественного совета как наблюдательного органа Общественного телерадиовещания и его назначение; численность и состав Общественного совета; статус Квалификационного и административного совета; источники финансирования; порядок лицензирования.
13 января 1998 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О кинематографии»2. Этот Закон определяет правовые основы деятельности в области кинематографии и регулирует общественные отношения, связанные с производством, распространением, сохранением и демонстрированием фильмов.
Закон Украины «О кинематографии» структурно состоит из 7 разделов, в которых, в частности, раскрываются: организационные основы в кинематографии; производство, распространение, демонстрирование и сохранение фильмов; государственная поддержка и финансирование кинематографии; международные связи; ответственность за нарушение законодательства о кинематографии.
21 сентября 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей»3.
Этот Закон регулирует отношения, связанные с вывозом, ввозом и возвращением культурных ценностей, и направлен на охрану национального культурного наследия и развитие международного сотрудничества Украины в сфере культуры.
Действие этого Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.
Закон Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» структурно состоит из 8 разделов, в которых, в част-
1 Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 45. — Ст.284.
2 Там же.— 1998. — № 22. — Ст.114.
3 Там же.— 1999. — № 48. — Ст.405.
520
>>>521>>>
ности, раскрывается: управление и контроль за вывозом, ввозом и возвращением культурных ценностей; вывоз и ввоз культурных ценностей; временный вывоз и временный ввоз культурных ценностей; право собственности на культурные ценности; международное сотрудничество; ответственность за нарушение законодательства Украины о вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей.
8 июня 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об охране культурного наследия»1.
Этот Закон регулирует правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и будущих поколений.
Объекты культурного наследия, находящиеся на территории Украины, охраняются государством.
Закон Украины «Об охране культурного наследия» структурно состоит из 10 разделов, в которых, в частности, раскрывается: управление охраной культурного наследия; государственная регистрация объектов культурного наследия; особенности осуществления права собственности на памятники; обеспечение охраны памятников; защита традиционного характера среды и объектов культурного наследия; финансирование охраны культурного наследия; ответственность за нарушение законодательства об охране культурного наследия; международные договоры в сфере охраны культурного наследия.
Здравоохранение справедливо считается определяющей областью социально-культурного строительства. Главным актом законодательства о здравоохранении стали принятые 19 декабря 1992 г. Верховной Радой Основы законодательства Украины о здравоохранении2, которые определяют правовые, организационные, экономические и социальные основы здравоохранения в республике, регулируют общественные отношения в этой области с целью обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности.
Структурно Основы законодательства Украины о здравоохранении состоят из 12 разделов, в которых, в частности, раскрываются: права и обязанности граждан в области здравоохранения; основы организации здравоохранения; обеспечение здоровых и безопасных условий жизни; лечебно-профилактическая помощь; обеспечение врачебными и протезными средствами; охрана здо-
1 Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 4. — Ст.19.
2 Там же.— 2000. — № 39. — Ст.333.
521
>>>522>>>
ровья матери и ребенка; медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности и отдыха; медицинская экспертиза; медицинская и фармацевтическая деятельность; международное сотрудничество; ответственность за нарушение законодательства о здравоохранении.
Принятие Основ законодательства Украины о здравоохранении стимулировало разработку и принятие целого ряда отдельных законов, которые регулируют определенные отношения в этой области с учетом зарубежного опыта и международных стандартов.
Так, 24 февраля 1994 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», 23 июня 1995 г. — «О донорстве крови и ее компонентов», 4 апреля 1996 г. — «О лечебных средствах», 16 июля 1999 г. — «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека», 22 февраля 2000 г. — «О психиатрической помощи», 6 апреля 2000 г. — «О защите населения от инфекционных болезней» и т. п.
На урегулирование отношений в области социальной защиты населения направлены, в частности, Концепция социального обеспечения населения Украины, одобренная Постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 г, Законы Украины «О пенсионном обеспечении» (1991), «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» (2000), «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (1991), «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» (1992), «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» (2000), «О Государственной социальной помощи инвалидам детства и детям-инвалидам» (2000), «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (1993), «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» (1993), «О статусе ветеранов воинской службы и их социальной защите» (1998) и др.
Важную роль в законодательном обеспечении развития сферы физической культуры, спорта и туризма сыграли Закон Украины от 5 февраля 1993 г. «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», Закон Украины от 24 декабря 1993 г. «О физической культуре и спорте» и Закон Украины от 15 сентября 1995 г. «О туризме».
Закон Украины «О физической культуре и спорте» структурно состоит из 7 глав, в которых, в частности, раскрываются: сфера и направления внедрения физической культуры; спорт как особая сфера физкультурной деятельности; государственное управление в сфере физической культуры и спорта; самоуправление в сфере физической культуры и спорта; статус Национальной спортивной федерации.
522
>>>523>>>
Закон Украины «О туризме» структурно состоит из 10 разделов, в которых, в частности, раскрывается: государственная политика и государственное регулирование в области туризма; организация экономической деятельности и финансирования сферы туризма; организация и предоставление туристических услуг; порядок заключения договоров (контрактов) субъектами туристической деятельности, их права и обязанности; права и обязанности туристов; безопасность туристов; кадровое и научное обеспечение туризма; международное сотрудничество в области туризма; ответственность за нарушение законодательства Украины о туризме.
Урегулированию важных вопросов развития в социально-культурной сфере посвящен ряд Указов Президента Украины, в частности:
— в сфере образования — «О мероприятиях по улучшению функционирования и развития общего среднего образования» от 2 июня 1998 г., «О мероприятиях по государственной поддержке образования в Украине» от 9 июня 1994 г., «О Положении о национальном заведении (учреждении) Украины» от 16 июня 1995 г., «Об Основных направлениях реформирования высшего образования в Украине» от 12 сентября 1995 г., «О некоторых вопросах присвоения высшим учебным заведениям статуса национального» от 29 апреля 1996 г., «О Министерстве образования и науки Украины» от 7 июня 2000 г. и др.;
— в сфере науки — «О Международном центре перспективных исследований» от 26 ноября 1993 г., «О Международной ассоциации академий наук» от 25 мая 1994 г., «О Дне науки» от 14 февраля 1997 г., «О развитии национальной словарной базы» от 7 августа 1999 г., «О Дополнительных мерах относительно государственной поддержки Национальной академии наук Украины» от 10 марта 2000 г., «О Министерстве образования и науки Украины» от 7 июня 2000 г., «О Высшей аттестационной комиссии Украины» от 25 февраля 1992 г., «О Положении о Высшей аттестационной комиссии Украины» от 25 февраля 1999 г. и др.;
— в сфере культуры и искусств — «О Национальной юридической библиотеке» от 23 июля 1999 г., «Об Академии искусств Украины» от 14 декабря 1996 г., «О грантах Президента Украины для одаренной молодежи» от 2 августа 2000 г., ♦ О неотложных мероприятиях по развитию музеев Украины» от 22 марта 2000 г., «О неотложных мероприятиях по развитию библиотек Украины» от 22 марта 2000 г., «О государственной поддержке национальных творческих союзов Украины» от 24 июля 2000 г., «Об усовершенствовании системы управления государственным телевидением и радио-
523
>>>524>>>
вещанием Украины» от 3 января 1995 г., «О Государственной программе развития национального книгоиздания и прессы на период до 2000 г.» от 28 февраля 1995 г. и др.;
— в сфере здравоохранения и социальной защиты населения — «О дополнительных мерах относительно усиления социальной защиты многодетных и неполных семей» от 30 декабря 2000 г., «О Положении о Министерстве здравоохранения Украины» от 24 июля 2000 г., «О Комплексной программе «Сахарный диабет» от 21 мая 1999 г., «О Положении о Министерстве труда и социальной политики Украины» от 30 августа 2000 г., «О Концепции развития здравоохранения населения Украины» от 7 декабря 2000 г. и др.;
— в сфере физической культуры, спорта, туризма — «О положении о стипендиях Президента Украины для талантливых, перспективных спортсменов Украины» от 20 сентября 1994 г., «О государственной поддержке развития физической культуры и спорта в Украине» от 22 июня 1994 г., «О Положении об Организационном комитете по подготовке и участию спортсменов Украины в XVIII зимних, XXVII летних Олимпийских и XI Параолимпийских играх» от 1 марта 1997 г., «О государственных стипендиях олимпийским и параолимпийским чемпионам» от 28 января 1998 г., «О проведении в 1999 году Всеукраинских летних спортивных игр» от 31 июля 1998 г., «Об утверждении целевой комплексной программы «Физическое воспитание — здоровье нации» от 1 сентября 1998 г., «О поддержке развития туризма в Украине» от 2 марта 2001 г. и др.
В развитие законов Украины и указов Президента Украины принято значительное количество постановлений Кабинета Министров Украины, прямо или опосредствованно регламентирующих разнообразную деятельность в социально-культурной сфере, в частности: «О Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI столетие») от 3 ноября 1993 г., «Об утверждении Положения о национальном научном центре» от 19 марта 1994 г., «О реализации приоритетных направлений развития науки и техники» от 22 июня 1994 г., «Об утверждении Положения о государственном высшем учебном заведении» от 5 сентября 1996 г., «Об утверждении Положения о порядке определения научных объектов, составляющих национальное достояние» от 18 февраля 1997 г., «Об утверждении Устава Украинской академии аграрных наук» от 13 августа 1999 г. и др.
524
>>>525>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856