4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Одним из условий построения в Украине правового, социально ориентированного государства является ее открытость для мирового сообщества. Это предопределяет появление на территории страны все большего количества иностранцев, которые прибывают в Украину с разнообразными целями. Поэтому установление в законодательстве четкого административно-правового статуса указанных категорий лиц позволит избежать недоразумений и правонарушений как с их стороны, так и со стороны уполномоченных органов исполнительной власти.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается Законом Украины «О правовом статусе иностранцев» от 04.02.94 г., другими законами и подзаконными актами с учетом Конвенции о статусе апатридов от 28.09.54 г., Конвенции о статусе беженцев от 28.07.51 г., Декларации о правах человека относительно лиц, которые не являются гражданами страны, в которой они проживают от 13.12.85 г. и др.
В соответствии с Законом Украины «О правовом статусе иностранцев» иностранцами являются лица, которые имеют гражданство иностранных государств и не являются гражданами Украины, а также лица без гражданства, не принадлежащие к гражданству ни одного государства (ст. 1 Закона).
Иностранцы наделены теми же правами и свободами, что и граждане Украины. Они выполняют такие же обязанности, если другое не установлено Законами и международными договорами Украины (ст. 26 Конституции Украины).
Однако нельзя утверждать, что административно-правовой статус иностранцев и граждан Украины одинаков.
Административная правоспособность гражданина Украины возникает с момента рождения и прекращается его смертью.
У иностранца, прибывшего в страну, административная правоспособность возникает с момента прибытия и заканчивается, когда он покидает страну.
Административная дееспособность иностранца состоит в способности реализовывать своими действиями принадлежащие ему права и выполнять обязанности. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов содержат в себе ряд ограничений их прав и обязанностей.
80
>>>81>>>
Правовое положение иностранцев в любой стране является своеобразным. Оно состоит из двух элементов: правового статуса гражданина собственного государства (или статуса лица без гражданства в стране его постоянного местопребывания) и правового статуса собственно иностранца. При этом у лица без гражданства этот статус практически един — он устанавливается страной пребывания. Иностранный гражданин не теряет юридической связи со своей страной, находясь за ее пределами, пользуется ее защитой и поддержкой. В то же время иностранный гражданин подпадает под юрисдикцию другой страны. Он обязан придерживаться Конституции и административных правил, которые ею установлены1.
В разных странах правовой статус иностранцев отличается, что обусловлено рядом факторов: социально-экономические и политические условия, характер внешней политики, особенности национального законодательства.
Но в специальной литературе с точки зрения юрисдикции государства по отношению к иностранцам, иностранные граждане делятся на несколько групп.
К первой относятся иностранцы, которые постоянно или временно находятся на территории страны и на которых юрисдикция государства распространяется в полном объеме, как и на граждан: иностранные студенты, аспиранты, туристы, спортсмены, журналисты, экипажи самолетов гражданских авиалиний, торговых и пассажирских судов, члены делегаций культурного, научного, технического обмена, лица, которые приезжают по частным делам и т. п.
Ко второй категории иностранцев относятся члены экипажей военных кораблей, военнослужащие воинских частей. Они подлежат юрисдикции государства пребывания лишь в случае совершения противоправных действий не во время выполнения служебных обязанностей. Вопрос об их ответственности за правонарушения во время выполнения служебных обязанностей решается в дипломатическом порядке.
К третьей группе иностранцев относятся лица, обладающие консульским иммунитетом. Они являются лично неприкосновенными и освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью.
К четвертой группе относятся лица, которые имеют дипломатический иммунитет, являются неприкосновенными и освобождаются от уголовной, административной, гражданской и т. п. ответственности перед государственными органами страны пребывания.
Пятую группу составляют лица, получившие политическое убежище.
1Тодыка Ю. Н. Конституционно-правовой статус иностранцев и беженцев в Украине. — X., 1998. — С. 18.
81
>>>82>>>
Шестую группу иностранцев составляют военнослужащие в составе вооруженных сил, которые находятся на чужих территориях в соответствии с международными соглашениями. Именно настоящими соглашениями определен объем иммунитета войск, который распространяется лишь на служебную деятельность. Вне его за совершение преступлений военнослужащие подпадают под юрисдикцию страны пребывания1.
Кроме разницы в статусе иностранцев, в зависимости от одной из групп, на них определенное влияние оказывают также правовые режимы, в соответствии с которыми правовой статус иностранных граждан одной группы разных стран может также быть разным. Мировой практикой выработаны такие правовые режимы в отношении иностранцев: взаимности, идентичности, национальный режим, режим «открытых дверей», преференциальный (специальный), режим наибольшего благоприятствования. В Украине для иностранцев установлен национальный правовой режим, который является общим принципом украинского законодательства, согласно которому иностранцы уравниваются в правах и обязанностях с гражданами Украины, с некоторыми исключениями. Но этот режим к иностранцам применяется по принципу взаимности, который предусматривает такое же отношение к гражданам Украины в других государствах.
Так, в Законе Украины «О правовом статусе иностранцев» установлено, что в случаях ограничения правового статуса граждан Украины иностранным государством, Кабинет Министров может принять решение о соответствующих ограничениях относительно граждан этого государства, которые находятся в Украине.
Основные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрены ст. 7-24 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев».
Иностранцы имеют право:
— иметь в собственности любое имущество, наследовать и завещать его;
— на свободу совести;
— на неприкосновенность личности, жилья, невмешательство в личную и семейную жизнь, на тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на уважение к достоинству;
— на отдых;
— на социальную защиту;
— на пользование достижениями культуры;
— на предпринимательскую и инвестиционную деятельность;
— на обращение в суд, другие государственные органы за защитой имущественных и неимущественных прав.
1Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М, 1979. — С. 163-165.
82
>>>83>>>
Объем правового статуса иностранцев зависит также от того, постоянно или временно они находятся на территории Украины. Для постоянно проживающих установлены такие права:
— работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, или заниматься другой трудовой деятельностью. Иностранцы, которые находятся на территории Украины временно, должны получить разрешение на трудоустройство, которое при наличии соответствующих условий может быть предоставлен Государственным центром занятости Минтруда1.
— пользоваться медпомощью;
— получить жилое помещение в соответствии с законодательством Украины;
— вступать в легализованные общественные организации (если это предусмотрено уставами организаций и если иное не предусмотрено законодательством Украины).
Вместе с тем иностранцы не имеют права:
— быть основателями и членами политических партий (ст. 36 Конституции, ст. 16 Европейской конвенции по правам человека, ст. 12 Закона «Об объединениях граждан», ст. 16 Закона «О правовом статусе иностранцев»);
— избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, принимать участие в референдумах;
— получать в собственность земельные участки. Но совместные предприятия, международные объединения и организации с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства могут получать их в аренду;
— получить часть государственного имущества за приватизационные бумаги (ст. 15 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» от 19.02.97 г.);
— вести крестьянское (фермерское) хозяйство (ст. 2 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20.12.91 г.);
— быть адвокатами, аудиторами, нотариусами (ст. 2 Закона Украины «Об адвокатуре» от 19.12.92 г, ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г.);
— быть государственными служащими (ст. 4 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г.), в том числе военнослужащими (ст. 1 Закона Украины «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе» от 25.03.92 г.)2.
1Постанова КМУ від 01.11.1999 р. «Про затвердження Порядку оформлення іноземцям та особам без громадянства дозволу на працевлаштування в Україні».
2Порядок виїзду з України та в'їзду в Україну. Правовий статус іноземців: Науково-практичні коментарі та нормативно-правові акти / М. І. Хавронюк, Б. В. Прощаєв, М. І. Марченко, С. Г. Трофимов. — К., 1998. — С. 213-214.
83
>>>84>>>
Кроме этого, законодательством Украины установлены определенные ограничения в отношении отдельных прав иностранцев.
Так, иностранцы, эмигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью лишь на основании разрешения на трудоустройство. Порядок оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство (от 01.11.1999 г.) утвержден Кабинетом Министров Украины. В соответствии с ним, разрешение на трудоустройство указанным лицам оформляется и выдается Государственным центром занятости Минтруда или по его поручению соответствующими центрами занятости лишь при условии, если в стране отсутствуют работники, которые способны выполнять эти работы, или есть достаточные основания целесообразности использования работы иностранных специалистов, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Иностранцам, которые постоянно проживают на территории Украины, разрешение на трудоустройство не обязательно.
Разрешение, как правило, выдается сроком до 1 года, при наличии определенных оснований срок может быть продлен, но в любом случае, беспрерывный срок пребывания иностранцев в Украине на основании разрешения на трудоустройство не может превышать 4 лет.
Право иностранцев на образование основано на Конституции Украины и Постановлении Кабинета Министров Украины «Об обучении иностранных граждан в Украине» от 26.02.1993 г. Иностранцы получают образование, как правило, на компенсационной основе, если иное не предусмотрено международными договорами. Признание эквивалентности аттестатов и дипломов, квалификации, ученых степеней и званий иностранцев осуществляется в порядке, предусмотренном международными договорами. В отношении иностранных граждан стран СНГ, признание и ностри-фикация документов об ученых степенях, сопоставлении ученых степеней происходит на основании Межправительственного соглашения о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней, заключенной в Алма-Ате 17—18 мая 1993 года.
Есть определенные ограничения в отношении въезда иностранных граждан, приезжающих из государств, в которых зарегистрированы опасные болезни. В соответствии с Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.1994 г. (ст. 29) в пограничных пунктах создаются и функционируют специальные санитарно-карантинные подразделения с целью предотвращения занесения в Украину особо опасных и инфекционных болезней.
Иностранцы могут передвигаться по территории Украины, избирать местожительство в ней лишь в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
84
>>>85>>>
Иностранцам, которые планируют находиться в Украине более 3 месяцев, виза на въезд выдается дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины при условии предъявления документа об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Украины.
И, наконец, лишь к иностранцам может быть применена такая санкция, как выдворение за пределы Украины.
Осуществление иностранцами прав и свобод, предоставленных украинским законодательством, не может наносить ущерб национальным интересам Украины, правам, законным интересам и свободам ее граждан и других лиц, проживающих в Украине.
Административная ответственность за нарушение Правил пребывания иностранцев в Украине в виде штрафных санкций составляет от 16 до 1700 гривен; гражданам Украины, оказывавших содействие таким нарушениям — от 8 до 850 гривен; должностным лицам за нарушение порядка регистрации иностранцев или оформление документов на право проживания — до 350 гривен1.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856