29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
Административно-правовая ответственность установлена действующим законодательством за административные правонарушения, которые не влекут применение уголовной ответственности. Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает те или иные виды административной ответственности за совершение административных правонарушений в разнообразных сферах деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве. Глава 9 КоАП посвящена административным правонарушениям в сельском хозяйстве, нарушениям ветеринарно-санитарных правил. Ст. 104 КоАП содержит предписания об административной ответственности за потраву посевов, порчу или уничтожение собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений сельскохозяйственных предприятий.
Указанные виды административных правонарушений имеют большое значение, как и иные виды нарушений в этой сфере деятельности: нарушение порядка и условий ведения семеноводства (ст. 104-1); нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями и болезнями растений и сорняками (ст. 105); вывоз материалов, которые не прошли карантинную проверку или соответствующую обработку (ст. 106); неприменение мероприятий по обеспечению охраны посевов снотворного мака или конопли, мест их хранения и переработки (ст. 106-1); незаконные посев и выращивание снотворного мака или конопли (ст. 106-2); нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных требований (ст. 107); нарушение законодательства о племенном деле в животноводстве (ст. 107-1); грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 108).
Тем не менее, в настоящее время значительно возрастает роль привлечения к ответственности за правонарушения в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назна-
436
>>>437>>>
чения. Ст. 52 КоАП предусматривает административную ответственность за порчу сельскохозяйственных и иных земель, загрязнение их химическими и радиоактивными материалами, неочищенными сточными водами, производственными и иными отходами, а также неприменение мер по борьбе с сорняками. Частыми нарушениями являются использование земель не по целевому назначению, невыполнение природоохранного режима использования земель, размещение, проектирование, строительство, введение в эксплуатацию объектов, которые отрицательно влияют на положение земель, неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений (ст. 53), несвоевременное возвращение временно занятых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, или невыполнение условий снятия, сохранения и нанесения плодородного слоя почвы (ст. 54).
Административная ответственность установлена также за самовольное занятие земельного участка (ст. 53-1), сокрытие или искажение данных земельного кадастра (ст. 53-2), самовольное отклонение от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55), уничтожение межевых знаков (ст. 56).
Временным положением «О порядке осуществления органами Государственного комитета Украины по земельным ресурсам государственного контроля за использованием и охраной земель» от 29 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 12 сентября 2001 г.)1определены порядок и виды административной ответственности за те или иные нарушения земельного законодательства.
Так главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по использованию и охране земель Украины, областей, районов в пределах своей компетенции имеют право:
1) беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения, посещать предприятия, учреждения, организации, в том числе военные и оборонные объекты, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, для проверки выполнения требований земельного законодательства по использованию и охране земель;
2) давать собственникам земли и землепользователям, независимо от ведомственной принадлежности, обязательные для выполнения указания по вопросам использования и охраны земель, а также по устранению выявленных нарушений;
3) вносить на рассмотрение соответствующих советов предложения о прекращении права собственности или права пользо-
1Земельні відносини в Україні: Законодавчі акти і нормативні документи // Держкомзем України. — К., 1998. — 816 с
437
>>>438>>>
вания землей в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Украины;
4) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях земельного законодательства, предусмотренных гл. 7 КоАП, и представлять их административным комиссиям органов исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления;
5) обращаться в советы, принявшие решение, а также в вышестоящие советы с требованием прекращения решений советов, которые противоречат действующему земельному законодательству;
6) получать бесплатно от органов исполнительной власти, собственников земли и землепользователей данные о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также информацию о наличии земель запаса;
7) привлекать на договорных условиях с согласия руководителей предприятий, учреждений, организаций, научно-исследовательских и проектных институтов специалистов для участия в проведении обследования земель;
8) вносить на рассмотрение органов исполнительной власти или исполнительных органов местного самоуправления вопросы о:
— прекращении разработки полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, поисковых и иных работ, если они проводятся с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и иным процессам, которые понижают производительность земель;
— прекращении промышленного, гражданского и иных видов строительства, эксплуатации объектов, агротехнических, лесомелиоративных работ, которые ведутся с нарушением требований земельного законодательства;
— изъятии или временной консервации деградированных или загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к отрицательным последствиям или если иными способами невозможно обновить плодородие почв;
9) принимать участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию мелиоративных и рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных и гидротехнических сооружений и иных объектов, строящихся с целью повышения плодородия и охраны земель.
Органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в лице своих государственных инспекторов, в соответствии со своей компетенцией,
438
>>>439>>>
вправе налагать в административном порядке штрафы за нарушения земельного законодательства.
Кроме органов по земельным ресурсам, дела об административных правонарушениях в агропромышленном комплексе рассматривают административные комиссии при исполкомах районных, городских, районных в городах советов; районные (городские) суды (судьи); органы внутренних дел; органы государственного ветеринарного контроля; органы государственной службы карантина растений; органы государственного сельскохозяйственного технического надзора.
На основании Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1за нарушения санитарного законодательства (за передачу заказчику или в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, которая не отвечает санитарным нормам; за реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации должностными лицами органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы; за выпуск, реализацию продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей и др.) или невыполнения постановлений, распоряжений, предписаний, выводов должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы на лиц, виновных в совершении таких правонарушений, может быть наложен штраф.
Органы государственного ветеринарного контроля в соответствии с Законом Украины «О ветеринарной медицине» от 15 ноября 2001 г.2имеют право проверять субъектов хозяйствования (любых юридических лиц), деятельность которых связана с содержанием, транспортированием и реализацией животных; хранением, переработкой, транспортированием и реализацией продукции животного, а на рынках и растительного, происхождения; производством и реализацией ветеринарных препаратов, субстанций, готовых кормов, кормовых добавок, осуществлением лабораторной диагностики и предоставлением ветеринарных услуг.
При этом ответственность в виде штрафа может наступать за: нарушение ветеринарно-санитарных правил, инструкций по профилактике и ликвидации инфекционных заболеваний животных; неисполнение мероприятий относительно карантина животных или других карантинных ограничений; перемещение через государственную границу без обязательного проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных ветеринарному надзору
1Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 27. — Ст. 218.
2Там же. — 2002. — № 8. — Ст. 62.
439
>>>440>>>
объектов; реализацию ввезенных на территорию Украины: продукции животного и растительного происхождения, кормов для животных, которые не пропіли в Украине ветеринарно-санитар-ной экспертизы; реализацию на территории Украины ветеринарных препаратов, субстанций, готовых кормов, кормовых добавок и средств ветеринарной медицины, не зарегистрированных в Украине; уклонение от предъявления или не предъявление животных для проведения ветеринарного осмотра, обязательных мероприятий (исследования, прививки, обработки) относительно профилактики заболеваний животных, а также необеспечение надежной фиксации животных для проведения осмотра (мероприятий); изготовление продуктов питания из сырья животного происхождения, запрещенного для использования; уклонение от обязанностей ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного, а на рынках и растительного происхождения; уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение предписаний государственных инспекторов ветеринарной медицины. Оплата штрафов не освобождает предприятие от устранения допущенных нарушений и возмещения убытков в порядке, установленном законодательством. На основании Закона Украины «О карантине растений» на лиц, виновных в нарушении карантинных требований относительно вывоза из карантинных зон или ввоза из-за границы подка-рантинных материалов, в судебном порядке может налагаться штраф на основании представления главных государственных инспекторов карантина растений.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856