logo search
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.

Юридический механизм правового регулирования лежит в основе социального механизма и определяет все его специфические черты, ибо социальные явления и процессы становятся компонентами социального механизма правового регулирования в той мере, в какой они оказывают воздействие на право, процессы регулирования им общественных отношений. При этом не имеет значения, в каком направлении действуют эти социальные явления и процессы, позитивном или негативном, способствуют или препятствуют функционированию или развитию правового явления. Главное и решающее значение имеет сам факт наличия устойчивой связи между компонентами юридического механизма правового регулирования и иными социальными явлениями.

Явления и процессы, которые воздействуют на другое явление, становятся причиной его изменения или развития, в социологии принято называть социальными факторами. Таким образом, социальный механизм правового регулирования состоит из норм права, иных правовых явлений и воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.

Процесс перехода норм права в правовые отношения и реальную деятельность, как это показано в юридической и социологической литературе, охватывает такие объективные элементы социального бытия, как состояние экономики, способность общества обеспечивать надлежащий уровень удовлетворения потребностей своих членов в материальных благах, политический режим, состояние законности и правопорядка.

В социальном механизме правового регулирования весьма широко представлены и субъективные факторы, в том числе мировоззренческие позиции и правовая психология субъектов права, их профессиональный и жизненный уровень, правовые установки и ценностные ориентации и т. д.

Социальные факторы образуют фон, конкретно‑историческую среду функционирования и развития юридического правового механизма. Правовое регулирование не представляет собой процесса создания норм права, пригодных на все времена и для всех народностей. Наоборот, все правовые системы содержат по преимуществу оригинальные, специфические нормы права, обусловленные стремлением их творца максимально полно приблизить право к специфике общественных отношений, обусловленных экономическими, политическими, национальными и иными особенностями этой страны, способствовать преодолению негативных, нежелательных явлений в обществе.

В то же время далеко не все, что влияет на право, его содержание, обязательно входит в социальный механизм правового регулирования в качестве его компонента. Общее требование философии и социологии строго различать условия процесса, действия и сам процесс деятельности следует учитывать и при определении содержания данного механизма. Еще Монтескьё достаточно убедительно доказал влияние географического фактора на формы государства и характер принимаемых им законов. Однако из этого положения вовсе не следует вывод о том, что географическая среда должна рассматриваться в качестве одного из компонентов социального механизма правового регулирования, ибо географическая среда – лишь одно из конкретно‑исторических условий, на фоне которых и с учетом которых осуществляется процесс нормативно‑правового регулирования общественных отношений.

Собственное же содержание социального механизма правового регулирования составляют лишь те явления и процессы, которые прямо воздействуют на процессы правового регулирования общественных отношений и имеют своим непосредственным объектом или результатом юридически значимые решения или действия. В числе этих компонентов, как и в механизме правового регулирования, выделяют: 1) социально‑правовые средства; 2) субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на регулирование общественных отношений или реализацию норм права в конкретных отношениях; 3) юридически значимую деятельность; 4) результаты юридически значимой деятельности.

Социально‑правовые средства в механизме правового регулирования состоят из средств, присущих юридическому механизму правового регулирования, и собственных, только ему присущих социальных средств.

Во‑первых, социальный механизм правового регулирования основывается на более широкой нормативной базе, чем механизм правового регулирования, и помимо права включает в себя всю систему социальных норм.

Так, в социальном механизме правового регулирования существенное значение имеют такие социальные нормы, как мораль, обычаи, традиции, деловые обыкновения, корпоративные и религиозные нормы. Этими нормами регулируются общественные отношения, которые возникают и развиваются вне предмета правового регулирования, при осуществлении внутриуставной деятельности политических партий и общественных объединений, в процессе деятельности религиозных объединений по исповеданию и распространению веры, в сфере отношений дружбы, товарищества и любви между людьми.

Одновременно мораль, обычаи, традиции составляют конкуренцию правовым нормам. В современном обществе достаточно распространенными являются случаи, когда граждане и иные лица в своих действиях и поступках руководствуются не нормами права, а противоречащими им нормами морали, традициями, обыкновениями. Конфликт права и социальных норм может возникать по ряду субъективных и объективных причин, в частности, вследствие закрепления правом ценностных ориентаций и интересов, которые противоречат ценностным ориентациям и интересам отдельных социальных групп.

Таким образом, нормативная база социального механизма правового регулирования весьма сложна и противоречива. Между ее отдельными компонентами – нормами морали, права, обычаями и традициями – могут существовать не только отношения координации, согласованности, но и противоречия, конфликты, которые затем находят выражение в системе общественных и правовых отношений, в конкретных действиях и поступках граждан и иных лиц.

Во‑вторых, в числе особых социальных средств, присущих социальному механизму правового регулирования, можно также назвать документы политических партий и общественных организаций, публикации прессы и литературные произведения, кинофильмы, в которых дается оценка существующим нормам права, правовой деятельности государства, правовым явлениям, предпринимается попытка сформировать у населения, иных лиц определенные ценностные ориентации, побудить их к тому или иному варианту правовых действий и решений.

В‑третьих, важным социальным средством являются и формы социального контроля, осуществляемого отдельными коллективами, социальными группами или обществом в целом, а также меры общественного воздействия, принимаемые к нарушителям норм права и норм, признаваемых и разделяемых отдельным коллективом или социальной группой. В числе основных форм социального контроля в социологии чаще всего называют социальное поощрение, социальное наказание в виде критических замечаний или угроз физической расправы, общественной обструкции, а также убеждение.

Субъектами социального механизма правового регулирования выступают:

лица, которые действующим правом признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования. Это граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, государство в целом и народ страны. Одновременно субъекты социального механизма правового регулирования имеют более широкой спектр деятельности, нежели в рамках механизма правового регулирования. Они выступают субъектами не только юридической деятельности, но и деятельности, направленной на создание материальных и духовных благ, которая регулируется по преимуществу техническими нормами и лежит за пределами предмета правового регулирования. Между тем такая деятельность прямо и непосредственно влияет на правовое регулирование, действие правовых норм. Только при наличии материальных и духовных благ, способных удовлетворить потребности большей части членов гражданского общества право может действовать эффективно. В обществе, не способном производить материальные и духовные блага в достаточном количестве, самые совершенные нормы будут действовать неэффективно, а юридический механизм правового регулирования не может выполнить поставленных перед ним задач по созданию законности и стабильного правопорядка;

политические партии, общественные и религиозные объединения как субъекты, создаваемые с целью удовлетворения общественных интересов граждан и иных лиц и действующие на принципах самодеятельности и самоуправления. Все такие партии и объединения, зарегистрированные в установленном порядке, обладают правами юридического лица и входят в группу субъектов правоотношений.

Однако основная деятельность партий и объединений осуществляется в соответствии с их уставами и лежит за пределами правового регулирования. В то же время такая их деятельность прямо и непосредственно влияет на процессы правового регулирования в обществе. Например, политические партии дают политическую оценку действующим в обществе законам и формируют общественное мнение о действующем праве, осуществляют общественный контроль за состоянием законности и правопорядка, участвуют в защите прав граждан, иных лиц;

средства массовой информации – газеты, журналы, радио и телевидение. В условиях современного демократического государства органам СМИ гарантируется свобода в распространении любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную тайну. Действуя самостоятельно и независимо от государства, его органов, СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения о действующем праве, правовой политике государства, тех или иных действиях органов государства и должностных лиц. Все это дает основание рассматривать СМИ в качестве самостоятельного субъекта общественных отношений, оказывающих прямое и значительное влияние на процессы правового регулирования общественных отношений;

преступные организации и сообщества, создаваемые с целью совершения посягательств на права и свободы граждан, иных общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом. Такие сообщества законодательством не признаются в качестве самостоятельных субъектов регулятивных правоотношений, не могут вступать в гражданско‑правовые и иные правоотношения. Однако преступные организации и сообщества, действуя нелегально, причиняют значительный вред правопорядку, противодействуют мерам, проводимым государством по укреплению законности и правопорядка, и вследствие этого выступают самостоятельным субъектом гражданского общества.

Третьим компонентом социального механизма правового регулирования выступают решения человека, иного лица осуществить правомерные, юридически значимые действия.

Юридический механизм правового регулирования, как правило, абстрагируется от этого важнейшего процесса формирования правомерного юридически значимого действия, поскольку внутренний мир человека, его психологические переживания не регулируются правом. Принимая решение осуществить то или иное юридически значимое действие, человек действует как бы в одиночестве и не вторгается в сферу интересов, прав других лиц, государства и общества в целом. В область правового регулирования человек вступает лишь тогда, когда он совершает конкретные действия и поступки.

В социальном механизме правового регулирования процесс принятия юридически значимых решений имеет основополагающее значение. Правовое регулирование связано с действием права на сознание человека, его способность ставить перед собой определенные цели и достигать их. Поэтому вся совокупность сложных психологических переживаний индивидуума или коллектива, связанных с осознанием потребности в том или ином предмете, проявлением к нему интереса и мотивировкой, обоснованием принятого решения, имеет решающее значение в генезисе юридически значимого действия. В то же время процесс принятия решения как область психической, рациональной деятельности имеет относительно самостоятельное значение и правомерно выделяется в качестве отдельного, самостоятельного компонента социального механизма правового регулирования.

Юридически значимые действия и поступки составляют одновременно содержание юридического и социального механизмов правового регулирования. Это: 1) деятельность государства, его органов и должностных лиц в сфере правотворчества, правоприменения и государственного принуждения: законотворческая деятельность представительных органов, деятельность исполнительных органов государства, проводимая в целях неукоснительного действия правовых норм, правоохранительная деятельность органов внутренних дел и прокуратуры, правоприменительная деятельность судов; 2) правовая деятельность граждан, юридических и иных лиц, направленная на реализацию норм права в конкретных отношениях.

Одновременно социальный механизм правового регулирования также включает в себя:

1) внутриуставную деятельность партий, общественных и религиозных объединений, которая лежит за пределами правового регулирования, но так или иначе влияет на право, результаты его социального действия. Это, например, позитивные или негативные оценки, даваемые действующему праву данными субъектами, проводимые ими митинги, шествия, иные мероприятия с целью повлиять на правотворческую деятельность государства, заставить его отменить ту или иную несовершенную, несправедливую норму. Характерная особенность этого вида социальной деятельности заключается в том, что она осуществляется в соответствии с корпоративными нормами, моральными и иными социальными нормами, но результаты деятельности неизбежно сказываются на правовых явлениях и процессах;

2) неформальный (социальный) контроль, осуществляемый коллективами, социальными группами или обществом в целом за поведением их членов и соблюдением социальных и правовых запретов;

3) деятельность образовательных учреждений, социальных коллективов и социальных групп, средств массовой информации по правовому воспитанию населения, формированию у граждан ценностных правовых ориентаций и установок.

Многообразие видов деятельности, составляющих содержание социального механизма правового регулирования, сказывается и на его результатах. К их числу относятся:

• система правовых явлений (нормы права, правоотношения, правонарушения, правоприменительные акты и юридически значимые действия и др.);

• система созданных и материализованных духовных благ (программные и иные документы политических партий, общественных и религиозных объединений по правовым вопросам, публикации на правовые темы в прессе, произведения литературы, кино, телевидения, подготовленные по правовой тематике);

• состояние правового сознания общества, отдельных социальных слоев и индивидуумов и общества в целом;

• юридически значимые решения, принимаемые лицами в процессе их практической деятельности и направленные на достижение какого‑либо материального или духовного блага либо совершенствование правовой реальности;

• уровень законности и правопорядка, совершенные правонарушения. Этот вид правовой деятельности граждан и иных лиц является социально вредным, опасным для общества, носит деструктивный, антиправовой характер. Тем не менее, правонарушения являются неотъемлемой частью права, всей правовой системы, необходимым компонентом социального механизма правового регулирования.

Таким образом, социальный механизм правового регулирования имеет собственное содержание, существенно дополняет и развивает юридический механизм правового регулирования. Более того, по сравнению с юридическим механизмом правового регулирования социальный механизм характеризуется и более сложной функциональной структурой.