§ 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
Как и всякое научное исследование, социально‑правовое исследование представляет собой достаточно сложный познавательный акт, распадающийся на ряд этапов, стадий. В их числе чаще всего выделяются пять стадий: 1) подготовка программы исследования;
2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации);
3) обработка и обобщение данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов исследования.
Социально‑правовое исследование проводится в целях сбора и обобщения эмпирической информации, необходимой для решения каких‑либо теоретических или практических проблем. Например, требуется получить информацию о социально‑правовой практике, которая позволяла бы обосновать, подтвердить правомерность существования научной гипотезы, позитивно решить ту или иную проблему или дать новое направление какой‑либо научной дискуссии, определить эффективность действия норм права в целях решения вопроса о необходимости и целесообразности подготовки и принятия соответствующего нормативно‑правового акта и т. д.
Социально‑правовая практика, подлежащая изучению в ходе социально‑правового исследования, понимается как объект исследования. Аспект практики, изучение которого является непосредственной целью социально‑правового исследования, понимается как его предмет. Так, в исследованиях эффективности норм права объектом исследования выступает система правовых отношений, которая складывается в сфере действия соответствующих норм права, а также деятельность государства, граждан, иных лиц по использованию субъективных прав и исполнению юридических обязанностей, закрепленных исследуемыми нормами права. Предметом исследования в данном случае будет выступать эффективность, которой обладают исследуемые нормы права.
Поскольку предмет исследования не может быть понят и объяснен в отрыве от социально‑правовой практики, частью которой он является, то социально‑правовое исследование начинается с изучения его объекта и выявления всех его компонентов, которые оказывают прямое и непосредственное воздействие на предмет исследования. Словом, требуется отойти от предмета исследования, изучать более широкую социально‑правовую практику, чтобы глубже и полнее познать предмет исследования.
Параметры объекта и предмета социально‑правового исследования закрепляются в его программе – документе, который подготавливается исследовательским коллективом и включает перечень методологических, теоретических и организационных процедур, проведение которых признается необходимым для познания предмета и достижения целей исследования. Составление программы образует непосредственную задачу и содержание первой стадии социально‑правового исследования (см. гл. 16). На этой же стадии подготавливаются и формы исследования, разного рода опросные листы, анкеты, иные формы документов, призванные обеспечить унифицированный сбор информации всеми участвующими в исследовании исполнителями. В целях проверки годности анкет, иной исследовательской документации для получения первичной информации, выявления их недостатков и несовершенств могут проводиться предварительные, так называемые пилотажные обследования. В их ходе осуществляется сбор информации не небольшой совокупности обследуемых, а затем осуществляется доработка форм исследования.
Вторая стадия социально‑правового исследования сводится к сбору первичной информации, или, на языке социологов, полевому обследованию. Современная социология располагает достаточно широким набором методов сбора и изучения единичных фактов. Это могут быть методы анализа письменных документов, непосредственного наблюдения, опроса, социально‑правового эксперимента и т. п. (см. гл. 17). Сбор осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренной программой, и с использованием разработанных форм исследования. На этой стадии требуется решить две главные задачи:
1) обеспечить сбор информации в количестве, предусмотренном программой (иначе исследование будет нерепрезентативным); 2) собрать доброкачественный материал, т. е. получить информацию, которая бы верно и полно отражала обследуемый объект, соответствовала его действительному состоянию. Данная задача решается с помощью специальной подготовки интервьюеров, строго выполняющих инструкции, опросов компетентных лиц и другими способами.
На третьей стадии социально‑правового исследования проводятся обработка и статистический анализ первичной информации, полученной в процессе полевого обследования. Поскольку массив такой информации может быть достаточно объемным, то процедура статистического анализа, как правило, осуществляется с применением современной вычислительной техники, позволяющей успешно проводить многофакторный анализ и устанавливать регрессионные (корреляционные) показатели.
Результаты, полученные в ходе статистического анализа первичной информации, подлежат объяснению и обоснованию, ибо данные, получаемые в ходе статистического анализа, сами по себе ничего доказать не могут, поскольку фиксируют как действительные, так и мнимые, ложные связи. Чтобы выявить действительные связи и отношения, их нужно объяснить с позиций общей теории права или иной юридической науки. Поэтому важнейшая стадия социально‑правового исследования – четвертая стадия научного анализа и объяснения статистических данных.
Объяснить статистическую закономерность или какой‑либо научный факт – значит установить его место в системе науки, раскрыть его сущность, определить связи факта с другими компонентами научного знания, истинность которых уже доказана. С логической стороны объяснение выступает как дедукция, т. е. подведение особенного под общее и всеобщее. Поэтому необходимыми компонентами объяснения выступают статистический закон или факт, подлежащий объяснению, и система теоретических положений, выводов науки, позволяющая объяснить эту закономерность или факт.
Результаты теоретического анализа данных социально‑правового исследования и сделанные на их основе выводы излагаются в форме научного отчета, статьи, иной научной работы с целью ознакомления с ними научной общественности и введения их в научный оборот.
Таким образом, каждая стадия социально‑правового исследования имеет собственное содержание и представляет собой определенную совокупность процедур, осуществляемых с целью получения новой информации об объекте исследования.
Конечная цель исследования достигается лишь на четвертой стадии, когда удается дать научное объяснение полученной в ходе социологического наблюдения информации. На предшествующих стадиях проводится необходимая подготовительная работа. Таким образом, стадии социально‑правового исследования находятся в устойчивой иерархической связи.
Содержание иерархической связи стадий социально‑правового исследования характеризуется тем, что:
1) итоги, результаты деятельности, осуществленной на одной стадии, выступают основанием, исходным началом для другой стадии исследования. Социологическое наблюдение, проводимое в целях сбора социологической информации, проводится на основе и в соответствии с программой исследования и формами исследования, подготовленными на первой, начальной стадии исследования. Полученная информация обобщается и подвергается статистической обработке, а затем проводится ее теоретический анализ. Для того чтобы полученные итоги оказались доступными широкой научной общественности, исследовательский коллектив по итогам исследования готовит статьи, монографии и иные формы научных публикаций;
2) каждая стадия социально‑правового исследования имеет четко установленное место по отношению к другим стадиям данного исследования. Логика познания требует осуществления процедур в строго определенной последовательности, которая не может нарушаться по желанию исследовательского коллектива. Подобно тому, как нельзя попасть на пятый этаж дома, не пройдя через четвертый, так же нельзя приступать к статистическому анализу прежде, чем будет собрана первичная информация; так же невозможно проводить теоретический анализ информации, не прошедшей стадию статистической обработки;
3) социально‑правовое исследование может завершиться получением подлинно научной, объективной и репрезентативной информации лишь при условии правильного проведения исследовательских процедур, необходимых для данного исследования. Брак в социально‑правовом исследовании, как и любом ином научном познании, недопустим. Поскольку информация, получаемая на одной стадии исследования, выступает исходным началом для другой, то только качественная информация, последовательно получаемая на всех стадиях, обеспечивает успех социально‑правового исследования. И наоборот, неполная или неточная информация, полученная на стадии сбора, приводит к неверным результатам на всех последующих стадиях, даже при надлежащем выполнении на них соответствующих исследовательских процедур. Научный анализ может иметь объективно истинные результаты при том непременном условии, что он основывается на объективно истинной информации. В то же время качественная первичная информация не гарантирует от ошибок и недостатков, которые могут быть допущены на стадиях ее статистического и теоретического анализа. И только верное применение всех необходимых по предмету социально‑правового исследования методов, приемов обеспечивает успех исследования в целом, получение объективно истинных знаний, которые были необходимы для решения соответствующей научной или практической проблемы.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.