§ 2. Исследования престижа права и закона.
Знание права составляет лишь часть правового сознания населения. Ее другую, более значимую в механизме правового регулирования часть составляют правовые чувства, эмоции, иные компоненты, характеризующие отношение личности, социальных слоев и общества к действующему праву или действующим законам как актам высшей юридической силы. Государство заинтересовано в том, чтобы все члены гражданского общества, государственные органы и должностные лица признавали престиж права и престиж закона. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить формирование правового государства, ведущими принципами которого, как известно, выступают требования верховенства права и верховенства закона.
Престиж закона понимается как признание гражданами, иными лицами закона в качестве источника, имеющего высшую юридическую силу, солидарность с его принципам и нормами права, неукоснительное следование им в реальной жизни, в конкретных правоотношениях.
В связи с недостаточно четким различением российскими правоведами права и закона, проблема престижа права и престижа закона в Российской Федерации предстает как проблема престижа Конституции Российской Федерации и престижа конкретизирующих ее федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации именно Основной закон имеет высшую юридическую силу, прямое действие и приоритет перед федеральными законами и всеми иными нормативно‑правовыми актами в Российской Федерации. Поэтому борьба за отмену предписаний закона, противоречащего праву, в Российской Федерации предстает как борьба с предписаниями, не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Научное и практическое значение социально‑правовых исследований престижа Конституции Российской Федерации и федеральных законов обусловливается прежде всего тем, что правовые чувства, убеждения, установки граждан, должностных лиц играют ведущую роль в процессах реализации правовых норм в конкретных правоотношениях. Законы, поддерживаемые и одобряемые всеми или большей частью членов гражданского общества, используются ими добровольно, без применения средств государственного принуждения. И, наоборот, законы, не одобряемые населением, противоречащие его интересам и потребностям, имеют незначительные шансы на добровольное исполнение гражданами и иными лицами. Поэтому социально‑правовые исследования правовой психологии населения, его ценностных правовых ориентаций позволяют вооружить законодателя информацией, знание и применение которой в законотворческой деятельности создает дополнительные условия для эффективного действия принимаемых законов, успешного претворения их в жизнь.
Научное значение исследований видится в том, что они дают богатый эмпирический материал для теоретического анализа основных проблем, связанных с механизмом правового регулирования. Благодаря знаниям правовой психологии населения, его правовых чувств и эмоций, установок представляется возможным учитывать роль данного фактора в процессах реализации, действия норм права и благодаря этому более плодотворно разрабатывать проблемы эффективности действия норм права, а также эффективности нормативно‑правового регулирования отдельных отраслей права, правовых институтов и норм права.
Предметом исследований престижа права и закона выступает весь комплекс правовых чувств, убеждений и установок, которые характеризуют отношение граждан, отдельных социальных групп к действующим в обществе законам. Особое внимание надлежит уделить факторам, которые наиболее полно и точно передают суть и содержание этого отношения, в частности, следует установить:
• степень солидарности с принципом, основанным на признании высокой социальной ценности права и законов;
• характер оценки действующих законов (положительная или отрицательная);
• наличие установки на правомерное поведение;
• мотивы желания действовать правомерно, в соответствии с действующими законами и нормами права;
• степень и направленность правовой активности личности в правовой сфере.
Солидарность с принципом, основанным на признании высокой социальной ценности права и закона, является основополагающим элементом позитивного отношения личности, гражданина к этим правовым явлениям. Однако наличие такой солидарности не является гарантией того, что личность аналогичным образом будет оценивать и действующие нормы права и законы, ибо возможны ситуации, когда действующие нормы права или законы не в полной мере соответствуют ценностным ориентациям и интересам личности. Поэтому обязательным компонентом предмета исследований престижа права и закона выступают оценки действующих норм права и законов, которые могут быть общими, если относятся ко всем действующим в обществе законам и нормам права, либо конкретными, связанными с оценками отдельных законов и норм права.
Правовые оценки, которые дают респонденты действующим законам и нормам права, получают дальнейшее развитие и объективное подтверждение в их установках на правомерное поведение, желании руководствоваться в своих действиях и поступках только требованиями закона, ибо одно дело признавать ценность конкретного закона и законов в целом, а другое дело – неукоснительно руководствоваться ими в своих делах, последовательно проводить в конкретных правоотношениях. Поэтому в исследованиях престижа права и закона неизменным компонентом их предмета выступают правовые установки населения.
Для полноты исследования важно знать не только отношение населения к действующим законам и правовым нормам, но и мотивы такого отношения, обстоятельства, с которыми личность связывает свою правовую позицию. Как показывают данные социально‑правовых исследований, население различным образом мотивирует свои правовые позиции, в числе которых преобладающими являются ориентации на соблюдение закона «в интересах других лиц и общества», «по привычке», «так поступает большинство людей», «под страхом быть привлеченным к юридической ответственности».
Отношение населения к действующим нормам права и законам, как и любой иной элемент правосознания, формируется под воздействием конкретно‑исторических условий, в которых находятся и действуют личность, отдельные социальные слои (группы). Присущий личности уровень правосознания является совокупным результатом всей ее предшествующей деятельности, воздействия на ее сознание конкретных условий жизни и деятельности, правового воспитания в семье, образовательных учреждениях и трудовом коллективе.
Поэтому в предмет социально‑правовых исследований престижа права следует включать весь комплекс социально‑правовых явлений и процессов, которые оказывают действенное влияние на правовую позицию населения по исследуемому вопросу. Это, прежде всего, источники и процессы формирования отношения населения к действующим нормам права и законам: деятельность государства по правовому информированию населения; правовое просвещение, которое ведут средства массовой информации; непосредственный правовой опыт личности; деятельность государства по укреплению законности и правопорядка, правовому воспитанию граждан; уровень преступности и иных правонарушений в стране.
Исследование должно предусматривать также сбор информации о конкретных правовых действиях и поступках респондентов в трудовых, семейных, политических и иных отношениях. Ценность такой информации состоит в том, что она дает объективные свидетельства истинности или субъективности ответов, даваемых респондентами. Вряд ли можно придавать большое значение ответам об уважительном отношении к праву и закону личности, которая совершает противоправные деяния либо предпочитает действовать юридически нейтрально, по возможности уклоняться от использования дозволений и иных субъективных юридических прав.
Сложность и многообразие предмета социально‑правовых исследований престижа права и закона обусловливают необходимость использования самых разных источников. Исследование обязательно должно включать опрос населения при помощи стандартной анкеты. В процессе анкетирования следует стремиться выявить максимально полно мнение респондентов относительно предмета исследования. Интересная информация, подтверждающая или опровергающая результаты опроса, может быть получена при помощи психологических процедур, проводимых с целью измерения степени выраженности установки на правомерное поведение, иных ценностно‑правовых ориентаций личности.
Значительным предстает круг письменных источников, которые могут содержать полезную для исследования информацию. В частности, целесообразно использовать следующие письменные документы:
• письма, обращения, петиции граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;
• официальную статистику о преступлениях и иных правонарушениях, совершаемых в стране или отдельных регионах, а также о лицах, привлеченных к уголовной и иной юридической ответственности;
• публикации в прессе;
• материалы судебной практики, иных органов государственной власти, управомоченных применять меры государственного принуждения;
• материалы ранее проведенных социально‑правовых исследований, а также результаты обобщений судебной и иной правоприменительной практики.
С учетом названного круга источников определяется и система методов социально‑правового исследования. В нем могут быть использованы все известные социологии методы сбора и изучения эмпирической информации: наблюдение, опрос, анализ письменных источников, а также психологические тесты, проективная техника и другие приемы социальной психологии. Однако ведущую роль в исследовании будут играть методы опроса, поскольку с их помощью представляется возможным получить наиболее полную информацию о правовой позиции населения, его отношении к действующим нормам права и законам. Остальные приемы, методы применяются в той мере, в какой они способствуют получению сведений, способных уточнить, конкретизировать либо опровергнуть сведения, полученные в процессе опроса.
Как и в исследованиях уровня знания населением права, социально‑правовой анализ престижа права и закона пока что не имеет единых научно обоснованных критериев, позволяющих осуществлять точное измерение отношения населения к действующим нормам права и законам. В юридической литературе имеется несколько шкал, используемых для измерения правовых позиций населения. В основе каждой шкалы лежит какой‑либо один существенный признак данного явления: правовая деятельность, правовые оценки либо правовые установки.
В частности, предлагается все многообразие отношений населения к праву и закону измерять при помощи шкалы, разделенной на пять уровней: активно положительный, положительный, безразличный, отрицательный, активно отрицательный. Основанием шкалы берется качественное различие видов правовой деятельности – от положительно активной до активно отрицательной, выражающейся в систематическом совершении правонарушений.
Шкала, уровни которой характеризуют качественное различие в оценках права и закона, даваемых населением, подразделяется на четыре уровня уважения права и закона: высокий, недостаточный, низкий, полное неуважение права и закона. Основанная на правовых установках шкала также состоит из четырех элементов. В ней выделяются следующие виды правовых установок: принципиальная, стереотипная, конформная и основанная на страхе перед санкциями.
Каждая из вышеприведенных шкал отражает объективную сторону, признак отношений населения к праву и закону и имеет право на существование. Решение вопроса о том, какой шкалой следует пользоваться в конкретных исследованиях, зависит от целей и задач исследования, а также от методологических установок исследовательского коллектива, его теоретических воззрений относительно исследуемой проблемы и методологических установок.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.