logo
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

§ 2. Исследования престижа права и закона.

Знание права составляет лишь часть правового сознания населения. Ее другую, более значимую в механизме правового регулирования часть составляют правовые чувства, эмоции, иные компоненты, характеризующие отношение личности, социальных слоев и общества к действующему праву или действующим законам как актам высшей юридической силы. Государство заинтересовано в том, чтобы все члены гражданского общества, государственные органы и должностные лица признавали престиж права и престиж закона. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить формирование правового государства, ведущими принципами которого, как известно, выступают требования верховенства права и верховенства закона.

Престиж закона понимается как признание гражданами, иными лицами закона в качестве источника, имеющего высшую юридическую силу, солидарность с его принципам и нормами права, неукоснительное следование им в реальной жизни, в конкретных правоотношениях.

В связи с недостаточно четким различением российскими правоведами права и закона, проблема престижа права и престижа закона в Российской Федерации предстает как проблема престижа Конституции Российской Федерации и престижа конкретизирующих ее федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации именно Основной закон имеет высшую юридическую силу, прямое действие и приоритет перед федеральными законами и всеми иными нормативно‑правовыми актами в Российской Федерации. Поэтому борьба за отмену предписаний закона, противоречащего праву, в Российской Федерации предстает как борьба с предписаниями, не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Научное и практическое значение социально‑правовых исследований престижа Конституции Российской Федерации и федеральных законов обусловливается прежде всего тем, что правовые чувства, убеждения, установки граждан, должностных лиц играют ведущую роль в процессах реализации правовых норм в конкретных правоотношениях. Законы, поддерживаемые и одобряемые всеми или большей частью членов гражданского общества, используются ими добровольно, без применения средств государственного принуждения. И, наоборот, законы, не одобряемые населением, противоречащие его интересам и потребностям, имеют незначительные шансы на добровольное исполнение гражданами и иными лицами. Поэтому социально‑правовые исследования правовой психологии населения, его ценностных правовых ориентаций позволяют вооружить законодателя информацией, знание и применение которой в законотворческой деятельности создает дополнительные условия для эффективного действия принимаемых законов, успешного претворения их в жизнь.

Научное значение исследований видится в том, что они дают богатый эмпирический материал для теоретического анализа основных проблем, связанных с механизмом правового регулирования. Благодаря знаниям правовой психологии населения, его правовых чувств и эмоций, установок представляется возможным учитывать роль данного фактора в процессах реализации, действия норм права и благодаря этому более плодотворно разрабатывать проблемы эффективности действия норм права, а также эффективности нормативно‑правового регулирования отдельных отраслей права, правовых институтов и норм права.

Предметом исследований престижа права и закона выступает весь комплекс правовых чувств, убеждений и установок, которые характеризуют отношение граждан, отдельных социальных групп к действующим в обществе законам. Особое внимание надлежит уделить факторам, которые наиболее полно и точно передают суть и содержание этого отношения, в частности, следует установить:

• степень солидарности с принципом, основанным на признании высокой социальной ценности права и законов;

• характер оценки действующих законов (положительная или отрицательная);

• наличие установки на правомерное поведение;

• мотивы желания действовать правомерно, в соответствии с действующими законами и нормами права;

• степень и направленность правовой активности личности в правовой сфере.

Солидарность с принципом, основанным на признании высокой социальной ценности права и закона, является основополагающим элементом позитивного отношения личности, гражданина к этим правовым явлениям. Однако наличие такой солидарности не является гарантией того, что личность аналогичным образом будет оценивать и действующие нормы права и законы, ибо возможны ситуации, когда действующие нормы права или законы не в полной мере соответствуют ценностным ориентациям и интересам личности. Поэтому обязательным компонентом предмета исследований престижа права и закона выступают оценки действующих норм права и законов, которые могут быть общими, если относятся ко всем действующим в обществе законам и нормам права, либо конкретными, связанными с оценками отдельных законов и норм права.

Правовые оценки, которые дают респонденты действующим законам и нормам права, получают дальнейшее развитие и объективное подтверждение в их установках на правомерное поведение, желании руководствоваться в своих действиях и поступках только требованиями закона, ибо одно дело признавать ценность конкретного закона и законов в целом, а другое дело – неукоснительно руководствоваться ими в своих делах, последовательно проводить в конкретных правоотношениях. Поэтому в исследованиях престижа права и закона неизменным компонентом их предмета выступают правовые установки населения.

Для полноты исследования важно знать не только отношение населения к действующим законам и правовым нормам, но и мотивы такого отношения, обстоятельства, с которыми личность связывает свою правовую позицию. Как показывают данные социально‑правовых исследований, население различным образом мотивирует свои правовые позиции, в числе которых преобладающими являются ориентации на соблюдение закона «в интересах других лиц и общества», «по привычке», «так поступает большинство людей», «под страхом быть привлеченным к юридической ответственности».

Отношение населения к действующим нормам права и законам, как и любой иной элемент правосознания, формируется под воздействием конкретно‑исторических условий, в которых находятся и действуют личность, отдельные социальные слои (группы). Присущий личности уровень правосознания является совокупным результатом всей ее предшествующей деятельности, воздействия на ее сознание конкретных условий жизни и деятельности, правового воспитания в семье, образовательных учреждениях и трудовом коллективе.

Поэтому в предмет социально‑правовых исследований престижа права следует включать весь комплекс социально‑правовых явлений и процессов, которые оказывают действенное влияние на правовую позицию населения по исследуемому вопросу. Это, прежде всего, источники и процессы формирования отношения населения к действующим нормам права и законам: деятельность государства по правовому информированию населения; правовое просвещение, которое ведут средства массовой информации; непосредственный правовой опыт личности; деятельность государства по укреплению законности и правопорядка, правовому воспитанию граждан; уровень преступности и иных правонарушений в стране.

Исследование должно предусматривать также сбор информации о конкретных правовых действиях и поступках респондентов в трудовых, семейных, политических и иных отношениях. Ценность такой информации состоит в том, что она дает объективные свидетельства истинности или субъективности ответов, даваемых респондентами. Вряд ли можно придавать большое значение ответам об уважительном отношении к праву и закону личности, которая совершает противоправные деяния либо предпочитает действовать юридически нейтрально, по возможности уклоняться от использования дозволений и иных субъективных юридических прав.

Сложность и многообразие предмета социально‑правовых исследований престижа права и закона обусловливают необходимость использования самых разных источников. Исследование обязательно должно включать опрос населения при помощи стандартной анкеты. В процессе анкетирования следует стремиться выявить максимально полно мнение респондентов относительно предмета исследования. Интересная информация, подтверждающая или опровергающая результаты опроса, может быть получена при помощи психологических процедур, проводимых с целью измерения степени выраженности установки на правомерное поведение, иных ценностно‑правовых ориентаций личности.

Значительным предстает круг письменных источников, которые могут содержать полезную для исследования информацию. В частности, целесообразно использовать следующие письменные документы:

• письма, обращения, петиции граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;

• официальную статистику о преступлениях и иных правонарушениях, совершаемых в стране или отдельных регионах, а также о лицах, привлеченных к уголовной и иной юридической ответственности;

• публикации в прессе;

• материалы судебной практики, иных органов государственной власти, управомоченных применять меры государственного принуждения;

• материалы ранее проведенных социально‑правовых исследований, а также результаты обобщений судебной и иной правоприменительной практики.

С учетом названного круга источников определяется и система методов социально‑правового исследования. В нем могут быть использованы все известные социологии методы сбора и изучения эмпирической информации: наблюдение, опрос, анализ письменных источников, а также психологические тесты, проективная техника и другие приемы социальной психологии. Однако ведущую роль в исследовании будут играть методы опроса, поскольку с их помощью представляется возможным получить наиболее полную информацию о правовой позиции населения, его отношении к действующим нормам права и законам. Остальные приемы, методы применяются в той мере, в какой они способствуют получению сведений, способных уточнить, конкретизировать либо опровергнуть сведения, полученные в процессе опроса.

Как и в исследованиях уровня знания населением права, социально‑правовой анализ престижа права и закона пока что не имеет единых научно обоснованных критериев, позволяющих осуществлять точное измерение отношения населения к действующим нормам права и законам. В юридической литературе имеется несколько шкал, используемых для измерения правовых позиций населения. В основе каждой шкалы лежит какой‑либо один существенный признак данного явления: правовая деятельность, правовые оценки либо правовые установки.

В частности, предлагается все многообразие отношений населения к праву и закону измерять при помощи шкалы, разделенной на пять уровней: активно положительный, положительный, безразличный, отрицательный, активно отрицательный. Основанием шкалы берется качественное различие видов правовой деятельности – от положительно активной до активно отрицательной, выражающейся в систематическом совершении правонарушений.

Шкала, уровни которой характеризуют качественное различие в оценках права и закона, даваемых населением, подразделяется на четыре уровня уважения права и закона: высокий, недостаточный, низкий, полное неуважение права и закона. Основанная на правовых установках шкала также состоит из четырех элементов. В ней выделяются следующие виды правовых установок: принципиальная, стереотипная, конформная и основанная на страхе перед санкциями.

Каждая из вышеприведенных шкал отражает объективную сторону, признак отношений населения к праву и закону и имеет право на существование. Решение вопроса о том, какой шкалой следует пользоваться в конкретных исследованиях, зависит от целей и задач исследования, а также от методологических установок исследовательского коллектива, его теоретических воззрений относительно исследуемой проблемы и методологических установок.