§ 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
Социологические исследования неизменно фиксируют лидирующую роль средств массовой информации по отношению к остальным источникам правового информирования граждан – лекциям на правовые темы, занятиям в образовательных учреждениях, популярной литературе и др. Так, по данным С.Н. Жевакина, СМИ выступают источником правовых знаний для 78,9 % респондентов, не занимающих руководящих должностей, и 71,5 % респондентов, занимающих руководящие должности. Достаточно высокой является и степень доверия граждан и должностных лиц к правовой информации, распространяемой СМИ. Ей доверяют более 70 % респондентов55.
В современных условиях большинство населения Российской Федерации, равно как и других развитых стран, использует СМИ для получения интересующей его информации, в том числе и правовой. По интенсивности распространения правовой информации и целевой направленности такого распространения все СМИ можно разделить на две группы: 1) СМИ, специализирующиеся на распространении только правовой информации; 2) СМИ, распространяющие правовую информацию наряду с экономической, политической, социологической и иной информацией.
СМИ, специализирующиеся на распространении только правовой информации, представляют собой по преимуществу прессу, т. е. газеты, журналы и иные периодические печатные издания. Специальных каналов радиовещания и телевидения по правовой тематике нет. В лучшем случае имеются лишь отдельные периодические передачи, например «Человек и закон», «Парламентский час», «Совершенно секретно», «Криминал».
Среди органов печати, специализирующихся только на правовой тематике, особое место занимают органы, призванные публиковать официальную правовую информацию: нормативно‑правовые акты, акты применения или толкования норм права, тексты выступлений Президента Российской Федерации и руководителей федеральных органов государственной власти.
Органам печати, занимающимся опубликованием официальной правовой информации, присущи следующие специфические признаки: 1) они учреждаются компетентным органом государства: Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственной Думой или иным федеральным органом государственной власти либо субъектом Российской Федерации;
2) имеют статус источника официального опубликования. Помещенные в них тексты правовых актов и иных документов признаются аутентичными тексту оригинала соответствующего правового акта и могут быть использованы при принятии государственно‑властных решений органами государства и должностными лицами; 3) печатное издание приобретает статус источника официального опубликования на основе специального о нем решения.
Так, Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальными источниками опубликования правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации признаются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. эти же издания служат источниками официального опубликования правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, имеющие общеобязательный характер и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. публикуются в «Российских вестях» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации публикуют свои нормативно‑правовые акты в специальных периодических изданиях – газетах либо бюллетенях.
Среди СМИ, специализирующихся на правовой информации, также широко распространены печатные издания, не обладающие статусом источника официального опубликования. Такие издания учреждаются гражданами или юридическими лицами с целью опубликования текстов нормативно‑правовых актов по определенной тематике (предпринимательскому праву, финансовому праву, трудовому праву) и комментариев к этим актам. Это, например, «Право и экономика», «Адвокат», «Домашний адвокат». Данные издания распространяются по подписке и существуют постольку, поскольку пользуются спросом среди потребителей такой информации.
Преобладающее большинство газет, журналов и иных печатных периодических изданий учреждается для распространения информации по весьма широкому кругу вопросов, в число которых входят и правовые. Правовое информирование граждан и иных лиц такими изданиями характеризуется следующими чертами:
1) опубликованная правовая информация носит неофициальный характер и может быть недостоверной, основанной на слухах или домыслах. Стремление журналистов и издателей к сенсациям, способным поразить воображение читателя и привлечь его внимание к изданию, нередко приводит к тому, что в основу публикации на правовую, как и на иную тему, берутся новые и, как правило, еще не до конца проверенные сведения;
2) действующие нормы права, иные правовые явления и процессы нередко рассматриваются и оцениваются односторонне. Учредителями периодических изданий выступают политические партии, общественные и религиозные организации, граждане и иные лица, которые, так или иначе, воздействуют на форму подачи материала и направленность содержащихся в нем оценок. Хотя действующее законодательство о средствах массовой информации провозглашает независимость журналиста и редакции в освещении событий, процессов от каких‑либо посторонних вмешательств, на практике этот принцип права соблюдается отнюдь не всегда и не всеми. Оценки и пояснения, даваемые печатным изданием правовым явлениям и событиям, чаще всего оказываются созвучными оценкам и установкам, которые исходят от учредителя либо спонсора издания;
3) публикации правовой информации в изданиях носят эпизодический, бессистемный характер. Издатель, стремясь привлечь к своему изданию максимально широкий круг читателей, публикует правовую информацию в той мере и постольку, в какой мере и поскольку она может вызвать интерес у читателя. Учитывая патологический интерес рядового читателя к разного рода преступлениям и иным чрезвычайным нетипичным ситуациям, событиям и явлениям, пресса отдает очевидное предпочтение публикациям о совершенных преступлениях, о противоправных деяниях должностных лиц, о недостатках в деятельности суда, милиции, прокуратуры, о недействующих, малоэффективных нормах, оставляя на периферии материалы, раскрывающие смысл и содержание действующего права, порядка применения тех или иных норм, социально полезные результаты неукоснительного исполнения закона. Поэтому читатель получает хотя и интересную, но во многом бесполезную для себя правовую информацию. Советы о том, как юридически грамотно следует действовать в той или иной ситуации, как следует понимать и использовать соответствующие нормы права, читатель в таких изданиях, скорее всего, не найдет.
Таким образом, в условиях демократического государства, последовательно проводящего принцип плюрализма идеологий и многопартийности, свободы слова и общественных объединений, гражданин оказывается в положении витязя на распутье. Его правовое сознание формируется под влиянием самой противоречивой информации, которые ему постоянно предлагают СМИ, трактуя ее с позиций определенных политических партий, объединений. И в этих условиях гражданину не остается ничего другого, как самому формировать свои правовые оценки и установки и определять, какие из многочисленных сведений и оценок действующего права, даваемых СМИ, различными политическими партиями и общественными объединениями, относятся к числу достоверных, заслуживающих внимания, а какие являются «утками», плодом буйной фантазии журналиста или политического деятеля.
Чтобы верно выбрать позицию по тем или иным правовым вопросам, не дать обмануть себя на первый взгляд привлекательными, но нереальными правовыми принципами, оценками, установками, гражданин, не имеющий профессиональных юридических знаний, должен обладать необходимым минимумом знаний о праве, его структуре, способах реализации в конкретных отношениях. Совокупность таких знаний каждый человек получает в период обучения в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.