logo
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.

В юридическом механизме правового регулирования правоприменение предстает властной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляемой в целях принятия специальных решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных отношений. Принимаемое ими решение называется актом применения норм права или правоприменительным актом. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, называются правоприменителями. Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законодательством.

Социальная природа правоприменения характеризуется тем, что на данной стадии правового регулирования осуществляется социально‑правовой контроль. В случаях, специально установленных законодательством, компетентные органы государства и должностные лица от имени государства полно и всесторонне анализируют жизненные обстоятельства, положенные в основу дела, и принимают специальное решение о том, какие права и обязанности участников конкретного отношения порождаются этими жизненными обстоятельствами. Без такого решения, вынесенного в форме акта применения нормы права, правоотношение не может ни возникнуть, ни существовать. Граждане, юридические лица, государственные органы, учреждения ни при каких обстоятельствах не правомочны своими соглашениями, иными действиями и поступками вступать в правоотношение до того, как будет принят соответствующий акт применения нормы права.

Социально‑правовой контроль на стадии правоприменения характеризуется следующими признаками.

1. Действующая норма права закрепляет лишь общие признаки, черты соответствующего правоотношения. Акт применения нормы права конкретизирует ее применительно к жизненным обстоятельствам, положенным в основу дела, и содержит решение о том, какое конкретно правоотношение порождают эти обстоятельства. Правоприменитель от имени государства дает юридическую оценку соответствующим жизненным обстоятельствам и снимает возможные споры между участниками правоотношения относительно юридической природы этих обстоятельств и порождаемого ими правоотношения.

2. Правоприменитель в акте применения норм права закрепляет конкретные права и обязанности участников правоотношения. Принимая решение, он не просто механически подводит конкретные обстоятельства под общую норму права, а, как правило, с учетом специфики рассматриваемых обстоятельств самостоятельно определяет содержание прав и обязанностей участников правоотношения. В случаях, пред усмотренных законом, правоприменитель может даже освободить лицо от исполнения обязанности, закрепленной нормой права. Например, суд может вынести обвинительный приговор без назначения наказания, если признает, что к моменту рассмотрения дела в суде лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным.

3. Вступивший в законную силу правоприменительный акт является общеобязательным и подлежит неукоснительному исполнению всеми заинтересованными лицами. Субъективные права, закрепленные этим актом, подлежат неукоснительному исполнению обязанной стороной. А в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этих обязанностей управомоченное лицо имеет право обратиться в компетентные государственные органы с требованием применения мер государственного принуждения к лицу, не исполнившему своей обязанности, закрепленной правоприменительным актом.

Таким образом, правоприменение как особая форма социально‑правового контроля характеризуется тем, что правоприменитель обстоятельно изучает, проверяет наличность, реальность всех тех жизненных обстоятельств, которые порождают соответствующее правоотношение, и принимает общеобязательное решение относительно содержания и иных существенных элементов этого правоотношения. Благодаря правоприменительной деятельности снимаются какие‑либо препятствия в реализации норм права, и субъекты используют свои субъективные права, которые они сами, своими действиями до принятия правоприменительного акта реализовать не могут. В этом и состоит непосредственная цель правоприменения в социальном механизме правового регулирования, и одновременно в этом заключается его социальная ценность.

Общая цель правоприменения конкретизируется в его частных целях и реализуется в функциях. Для того чтобы принять решение, которое бы органически дополняло и полностью соответствовало не только букве, но и духу действующего законодательства, правоприменение должно реализовать три взаимосвязанные цели: 1) обеспечить достоверное и полное установление всех необходимых по делу жизненных обстоятельств; 2) не допустить нарушения требований закона, прав и свобод граждан, иных лиц; 3) принимать решения, удовлетворяющие требованиям законности, целесообразности и справедливости.

Достижение целей правоприменения представляет собой сложный процесс познания и формирования воли в виде государственного властного решения по конкретному делу. Как справедливо отмечает В.В. Лазарев, «сама по себе» привязка» общих норм к конкретному случаю является организующим и творческим делом, поскольку оно связано с оценкой права и факта, с учетом особенностей всех элементов фактического состава (события, причинной связи, вины и т. д.), с необходимостью определять конкретных лиц, ответственных за реализацию права в данном конкретном случае, определять на той же основе средства обеспечения права и т. д.»57.

В социальном механизме правового регулирования правоприменение выполняет три функции.

Правоприменение выступает, прежде всего, как вид управленческой деятельности. В форме правоприменительных актов государственные органы и должностные лица принимают исполнительно‑распорядительные решения о совершении каких‑либо действий государственных органов, организаций, учреждений, органов местного самоуправления в пользу конкретного гражданина, иного лица (например, о выплате пенсии, предоставлении внаем жилого помещения, отводе земельного участка для строительства дома, дачи или производственного помещения и др.). Правоприменительный акт подтверждает наличие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения.

В форму правоприменительных актов облекаются и решения государственных органов и органов местного самоуправления, принимаемые в процессе управления государственным или муниципальным имуществом, организации, реорганизации и упразднения органов, организаций, учреждений, назначения лиц на определенные государственные или муниципальные должности, поощрения особо отличившихся перед государством лиц и др.

Вторая функция правоприменения выражается в осуществлении административной юрисдикции, т. е. деятельности по выявлению и пресечению административных правонарушений, а также рассмотрению органами исполнительной власти или органами местного самоуправления дел по фактам совершения административных проступков и привлечению виновных лиц к юридической ответственности. В предмет данной функции правоприменения входит и деятельность государственных органов исполнительной власти по рассмотрению жалоб и заявлений граждан на действия и решения государственных органов и должностных лиц.

В‑третьих, в форме правоприменения осуществляются функции правосудия. Как самостоятельная ветвь государственной власти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституции современных демократических государств запрещают создание чрезвычайных судов. Социальное значение этой формы правоприменения выражается в том, что суды, рассматривая уголовные, административные и гражданские дела, разрешают юридические конфликты, возникающие между участниками конкретных правоотношений, привлекают к ответственности лиц, совершивших преступления, административные или гражданско‑правовые проступки.

Способность суда на основе права цивилизованным путем разрешать возникшие в обществе правовые конфликты и тем самым вносить весомый вклад в обеспечение стабильного правопорядка в обществе делает его важнейшим социально‑правовым институтом цивилизованного общества, действенным инструментом социального контроля.

Правоприменение имеет действительную социальную ценность при условии успешной реализации своих целей и надлежащего осуществления функции. Однако такого состояния по ряду субъективных и объективных причин правоприменение достигает отнюдь не всегда. Поэтому важнейшей задачей социологии права является выяснение условий, при которых правоприменение действует эффективно и в полной мере обеспечивает свое социального назначение в качестве одного из важнейших компонентов социального механизма правового регулирования.

Важнейшими социальными и юридическими факторами, оказывающими интенсивное влияние на правоприменительную деятельность, в современной литературе признаются: 1) кадровый состав правоприменителей; 2) конкретно‑исторические условия правоприменительной деятельности; 3) социально‑психологический механизм принятия решения; 4) фактическая деятельность правоприменителей; 5) качество акта применения норм права.