Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
В юридическом механизме правового регулирования правоприменение предстает властной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляемой в целях принятия специальных решений, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных отношений. Принимаемое ими решение называется актом применения норм права или правоприменительным актом. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, называются правоприменителями. Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законодательством.
Социальная природа правоприменения характеризуется тем, что на данной стадии правового регулирования осуществляется социально‑правовой контроль. В случаях, специально установленных законодательством, компетентные органы государства и должностные лица от имени государства полно и всесторонне анализируют жизненные обстоятельства, положенные в основу дела, и принимают специальное решение о том, какие права и обязанности участников конкретного отношения порождаются этими жизненными обстоятельствами. Без такого решения, вынесенного в форме акта применения нормы права, правоотношение не может ни возникнуть, ни существовать. Граждане, юридические лица, государственные органы, учреждения ни при каких обстоятельствах не правомочны своими соглашениями, иными действиями и поступками вступать в правоотношение до того, как будет принят соответствующий акт применения нормы права.
Социально‑правовой контроль на стадии правоприменения характеризуется следующими признаками.
1. Действующая норма права закрепляет лишь общие признаки, черты соответствующего правоотношения. Акт применения нормы права конкретизирует ее применительно к жизненным обстоятельствам, положенным в основу дела, и содержит решение о том, какое конкретно правоотношение порождают эти обстоятельства. Правоприменитель от имени государства дает юридическую оценку соответствующим жизненным обстоятельствам и снимает возможные споры между участниками правоотношения относительно юридической природы этих обстоятельств и порождаемого ими правоотношения.
2. Правоприменитель в акте применения норм права закрепляет конкретные права и обязанности участников правоотношения. Принимая решение, он не просто механически подводит конкретные обстоятельства под общую норму права, а, как правило, с учетом специфики рассматриваемых обстоятельств самостоятельно определяет содержание прав и обязанностей участников правоотношения. В случаях, пред усмотренных законом, правоприменитель может даже освободить лицо от исполнения обязанности, закрепленной нормой права. Например, суд может вынести обвинительный приговор без назначения наказания, если признает, что к моменту рассмотрения дела в суде лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным.
3. Вступивший в законную силу правоприменительный акт является общеобязательным и подлежит неукоснительному исполнению всеми заинтересованными лицами. Субъективные права, закрепленные этим актом, подлежат неукоснительному исполнению обязанной стороной. А в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения этих обязанностей управомоченное лицо имеет право обратиться в компетентные государственные органы с требованием применения мер государственного принуждения к лицу, не исполнившему своей обязанности, закрепленной правоприменительным актом.
Таким образом, правоприменение как особая форма социально‑правового контроля характеризуется тем, что правоприменитель обстоятельно изучает, проверяет наличность, реальность всех тех жизненных обстоятельств, которые порождают соответствующее правоотношение, и принимает общеобязательное решение относительно содержания и иных существенных элементов этого правоотношения. Благодаря правоприменительной деятельности снимаются какие‑либо препятствия в реализации норм права, и субъекты используют свои субъективные права, которые они сами, своими действиями до принятия правоприменительного акта реализовать не могут. В этом и состоит непосредственная цель правоприменения в социальном механизме правового регулирования, и одновременно в этом заключается его социальная ценность.
Общая цель правоприменения конкретизируется в его частных целях и реализуется в функциях. Для того чтобы принять решение, которое бы органически дополняло и полностью соответствовало не только букве, но и духу действующего законодательства, правоприменение должно реализовать три взаимосвязанные цели: 1) обеспечить достоверное и полное установление всех необходимых по делу жизненных обстоятельств; 2) не допустить нарушения требований закона, прав и свобод граждан, иных лиц; 3) принимать решения, удовлетворяющие требованиям законности, целесообразности и справедливости.
Достижение целей правоприменения представляет собой сложный процесс познания и формирования воли в виде государственного властного решения по конкретному делу. Как справедливо отмечает В.В. Лазарев, «сама по себе» привязка» общих норм к конкретному случаю является организующим и творческим делом, поскольку оно связано с оценкой права и факта, с учетом особенностей всех элементов фактического состава (события, причинной связи, вины и т. д.), с необходимостью определять конкретных лиц, ответственных за реализацию права в данном конкретном случае, определять на той же основе средства обеспечения права и т. д.»57.
В социальном механизме правового регулирования правоприменение выполняет три функции.
Правоприменение выступает, прежде всего, как вид управленческой деятельности. В форме правоприменительных актов государственные органы и должностные лица принимают исполнительно‑распорядительные решения о совершении каких‑либо действий государственных органов, организаций, учреждений, органов местного самоуправления в пользу конкретного гражданина, иного лица (например, о выплате пенсии, предоставлении внаем жилого помещения, отводе земельного участка для строительства дома, дачи или производственного помещения и др.). Правоприменительный акт подтверждает наличие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения.
В форму правоприменительных актов облекаются и решения государственных органов и органов местного самоуправления, принимаемые в процессе управления государственным или муниципальным имуществом, организации, реорганизации и упразднения органов, организаций, учреждений, назначения лиц на определенные государственные или муниципальные должности, поощрения особо отличившихся перед государством лиц и др.
Вторая функция правоприменения выражается в осуществлении административной юрисдикции, т. е. деятельности по выявлению и пресечению административных правонарушений, а также рассмотрению органами исполнительной власти или органами местного самоуправления дел по фактам совершения административных проступков и привлечению виновных лиц к юридической ответственности. В предмет данной функции правоприменения входит и деятельность государственных органов исполнительной власти по рассмотрению жалоб и заявлений граждан на действия и решения государственных органов и должностных лиц.
В‑третьих, в форме правоприменения осуществляются функции правосудия. Как самостоятельная ветвь государственной власти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституции современных демократических государств запрещают создание чрезвычайных судов. Социальное значение этой формы правоприменения выражается в том, что суды, рассматривая уголовные, административные и гражданские дела, разрешают юридические конфликты, возникающие между участниками конкретных правоотношений, привлекают к ответственности лиц, совершивших преступления, административные или гражданско‑правовые проступки.
Способность суда на основе права цивилизованным путем разрешать возникшие в обществе правовые конфликты и тем самым вносить весомый вклад в обеспечение стабильного правопорядка в обществе делает его важнейшим социально‑правовым институтом цивилизованного общества, действенным инструментом социального контроля.
Правоприменение имеет действительную социальную ценность при условии успешной реализации своих целей и надлежащего осуществления функции. Однако такого состояния по ряду субъективных и объективных причин правоприменение достигает отнюдь не всегда. Поэтому важнейшей задачей социологии права является выяснение условий, при которых правоприменение действует эффективно и в полной мере обеспечивает свое социального назначение в качестве одного из важнейших компонентов социального механизма правового регулирования.
Важнейшими социальными и юридическими факторами, оказывающими интенсивное влияние на правоприменительную деятельность, в современной литературе признаются: 1) кадровый состав правоприменителей; 2) конкретно‑исторические условия правоприменительной деятельности; 3) социально‑психологический механизм принятия решения; 4) фактическая деятельность правоприменителей; 5) качество акта применения норм права.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.