§ 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
Социально‑правовые исследования, призванные формировать эмпирический базис правовой науки, вооружать общую теорию права и отраслевые юридические науки объективными и полными знаниями о реальном бытии права, иных аспектах социально‑правовой практики, проводятся по весьма широкому кругу проблем правовой науки и юридической практики. Практически любой компонент правовой системы – нормы права, правосознание, правоприменение, правовая наука – может выступать предметом социально‑правового исследования.
В настоящее время наибольшее значение для правовой науки и юридической практики имеют социально‑правовые исследования, посвященные: 1) эффективности норм права; 2) социологии правосознания; 3) социологии правоприменительной деятельности; 4) социологии правонарушений и юридической ответственности; 5) юридическому прогнозированию.
Исследования эффективности норм права составляют ядро, сердцевину социологии права. Предметом таких исследований может выступать любая норма конституционного права, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права. В ходе социально‑правовых исследований представляется возможным не только изучить реальное действие нормы права, но и выявить ее способность выступать регулятором общественных отношений, обеспечивать реализацию целей, которые были поставлены правотворческим органом при принятии соответствующего нормативно‑правового акта. Эффективно действующие нормы права обеспечивают реализацию поставленных правотворческим органом целей и приводят к ожидаемым социально полезным результатам: упрочению правового порядка, снижению уровня правонарушений, обеспечению реального действия прав граждан, наиболее полному удовлетворению их прав и законных интересов.
Выявленная в ходе социально‑правовых исследований степень достижения целей правотворческого органа в реальной жизни позволяет достаточно достоверно судить об эффективности действия нормы права, возможности и целесообразности ее сохранения в качестве регулятора общественных отношений. Кроме того, исследования эффективности норм права позволяют выявить совокупность правовых и иных явлений (факторов), которые оказывают непосредственное интенсивное воздействие на правовые нормы тем, что способствуют или препятствуют их реализации в конкретных правоотношениях. Вся такая информация имеет принципиально важное значение для правовой науки и правотворческой практики, поскольку позволяет поставить процесс совершенствования законодательства на реальную, конкретно‑историческую почву и выбирать такие варианты нормативно‑правового регулирования, которые способны преодолеть негативные тенденции, процессы в обществе и обеспечить эффективное действие принимаемых норм права.
Другим видом социально‑правовых исследований, имеющих важное теоретическое и практическое значение, являются исследования правового сознания и правовой культуры общества, его отдельных социальных групп и слоев. Правосознание как один из основополагающих компонентов правовой надстройки играет решающую роль на всех стадиях действия механизма правового регулирования – в правотворчестве, реализации норм права и применении юридической ответственности. В частности, правовое сознание гражданского общества, его членов выступает критерием оценки действующих норм права и выявляет малоэффективные, бездействующие нормы права. Руководствуясь собственным правосознанием, граждане, их общественные организации осуществляют поиск новых, более совершенных норм права и вносят в законотворческие органы конкретные предложения о путях и способах дальнейшего совершенствования системы права. Велика роль правосознания граждан и иных лиц на стадии реализации норм права. Общеизвестно, что нормы права, не получившие одобрения и поддержки у той или иной части общества, чаще всего оказываются бездействующими, малоэффективными.
Среди важнейших направлений социально‑правовых исследований правового сознания можно выделить следующие: 1) правовое сознание населения, его правовая культура, в частности уровень его правовых знаний и отношение к действующим нормам права; 2) влияние средств массовой информации на формирование правового сознания и правовой культуры населения; 3) правовое сознание отдельных социальных слоев, групп населения (обучающихся, работников организаций, учреждений, жителей городов, сельской местности). Значительный интерес юристы проявляют к изучению правового сознания лиц, имеющих профессиональное юридическое образование, а также государственных служащих и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность; 4) эффективность деятельности государственных органов, образовательных учреждений по правовому информированию и правовому воспитанию населения.
Социально‑правовые исследования правоприменения представляют значительный интерес для правовой науки и юридической практики. Правоприменение выступает необходимым и важнейшим элементом механизма правового регулирования, призванным обеспечить перевод абстрактных норм права на уровень конкретных правовых притязаний и юридических обязанностей субъектов права. Эффективность правоприменительной деятельности, осуществляемой государственными органами и должностными лицами, как и любая иная предметно‑практическая деятельность, зависит от конкретно‑исторических условий, при которых она протекает. Наиболее существенное влияние на результаты правоприменения оказывают социально‑правовые, организационные, социально‑психологические, материальные и некоторые другие факторы. Например, наблюдается устойчивая связь между результатами правоприменения и материальным положением работника, загруженностью по работе, уровнем технической оснащенности рабочего места, уровнем совершенства законодательства, состоянием законности в стране и другими факторами.
Система социально‑правовых исследований правоприменительной деятельности весьма многообразна. Во‑первых, предметом исследований могут выступать отдельные субъекты правоприменительной деятельности, например суды, органы прокуратуры, милиция, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления. В частности, в 80‑х годах российскими правоведами интенсивно исследовалась деятельность судебных органов с целью выявления объективных и субъективных факторов, влияющих на правосудие и качество судебного решения. Во‑вторых, социально‑правовые исследования могут проводиться в целях изучения того или иного аспекта правоприменительной деятельности, не охватывая этой деятельности полностью, во всех ее компонентах. Например, российскими правоведами проводились социально‑правовые исследования, предметом которых выступали судебные ошибки, эффективность обжалования судебных решений, кадровый состав органов суда и юстиции, качество судебного разбирательства и др.
Исследования проблем правонарушений и эффективности юридической ответственности, и в первую очередь уголовного наказания, имеют давнюю историю. И это вполне закономерно. Успешное ведение государством и обществом борьбы с правонарушениями и их наиболее опасными проявлениями в форме преступлений становится возможным лишь при наличии достоверной информации о социальных и правовых явлениях, процессах, обусловливающих или способствующих совершению правонарушений, а также мотивах совершения правонарушений, иных личностных качествах правонарушителей. Можно существенно сократить число правонарушений лишь за счет устранения причин и условий, способствующих их совершению. Неэффективность средневекового метода борьбы с преступлениями и иными правонарушениями путем ужесточения наказания стала очевидным и бесспорным фактом еще в XVIII–XIX веках.
Вся необходимая для успешной борьбы с преступлениями и иными видами правонарушений информация может быть получена лишь при помощи социально‑правовых исследований. Среди их направлений можно выделить три основных: 1) изучение состояния правонарушений, их динамики, структуры, распространенности по регионам страны, организации преступного мира и др.; 2) исследование причин преступности, в том числе личности преступника, социальных и правовых факторов, способствующих совершению правонарушений, а также проблем виктимологии, связанной с изучением роли поведения потерпевшего в генезисе преступления; 3) исследование эффективности мер государства и общества, принимаемых в целях профилактики правонарушений, а также исправления и перевоспитания правонарушителей.
Юридическое прогнозирование как одно из направлений социально‑правовых исследований возникло сравнительно недавно. Интерес к таким исследованиям обусловливается самой природой права, его нацеленностью на регулирование отношений, которые на момент принятия и вступления закона и иного нормативно‑правового акта в силу еще отсутствуют в реальной жизни. Поэтому законодатель, создавая эффективный закон, всегда должен предугадывать, предвидеть систему отношений, которую нормы закона призваны регулировать, а также большую часть возможных позитивных и негативных последствий, действия принимаемого закона.
Проблема предвидения будущих результатов неизбежно возникает и на стадии правоприменения, при принятии юридически значимых решений судом, государственными органами исполнительной власти и должностными лицами, а также в процессе выбора оптимального варианта юридически значимого поведения гражданами и иными лицами. Прогнозные оценки имеют важное значение в деятельности правоохранительных органов, при выборе ими мер борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, проведении профилактической и воспитательной работы среди правонарушителей.
Таким образом, предмет юридического прогнозирования достаточно разнообразен, включает в себя все правовые явления, обладающие способностью к изменению и развитию. Это может быть криминологический прогноз, составление которого стало для отечественных юристов первым опытом проведения прогностических исследований. Большие перспективы имеет прогнозирование эффективности проектируемых норм права, без составления которых, как показывает современный опыт законотворческой деятельности в Российской Федерации, весьма трудно подготовить качественно совершенные, эффективно действующие законы. Вполне возможны и прогнозы развития отдельных правовых институтов и отраслей законодательства.
Далее в пособии будут изложены основы методологии и методики проведения социально‑правовых исследований эффективности норм права, правового сознания и юридического прогнозирования. Изучение методологии и методики этих исследований, имеющих общий для всех юридических наук характер (как для с общей теории права, так и всех отраслевых юридических наук), пока что не предусматривается ни одним учебным курсом.
Методология и методика исследований причин преступности обстоятельно излагаются в криминологии, а социально‑правовых исследований правоприменительной деятельности – в рамках специальных учебных дисциплин (правоохранительные органы, уголовный процесс, административное право). Поэтому во избежание неоправданного дублирования предметов учебных курсов вопросы методологии социально‑правовых исследований правонарушений и правоприменительной деятельности в данном пособии не рассматриваются.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.