logo
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.

Любой научный поиск предполагает предварительную работу, целью которой является определение общих рамок исследования, формулирование его целей и задач, выявление основных этапов. Значение этой предварительной работы для прикладных социально‑правовых исследований заметно возрастает, так как здесь исследователь, как правило, имеет дело с отбором большого количества эмпирических фактов, с неизбежными при этом значительными затратами времени, человеческих усилий и финансовых средств.

Именно поэтому при проведении социально‑правовых исследований составлению программы следует уделить особое внимание. Тщательно разработанная программа – необходимое условие качественного исследования. Она дисциплинирует деятельность исследовательского коллектива, позволяет продуктивно и экономно распорядиться трудовыми и материальными ресурсами и в конечном счете является гарантией успеха исследовательского проекта.

Большинство специалистов в понятие программы социально‑правового исследования включают комплекс методологических и теоретических задач, а также перечень методических и технических приемов деятельности исследователя. В то же время ученые придерживаются разных взглядов на то, какими должны быть глубина и объем предварительной теоретической работы на этапе составления программы. На практике сложились две разницы по этому вопросу. Придерживающиеся одной из них полагают, что на разработку программы не следует жалеть сил и времени, добиваясь по возможности наиболее полного представления о характере и последовательности действий социолога, о теоретических выводах и практических результатах исследования. В итоге эти усилия окупятся сполна. Социологи, придерживающиеся другой позиции зрения, допускают возможность «проработки» методологических и теоретических проблем в самом общем, «эскизном» виде, рассчитывая на то, что неясные вопросы могут быть уточнены и конкретизированы непосредственно в процессе исследования.

По‑видимому, обе позиции имеют право на существование, так как отражают конкретные исследовательские ситуации, связанные с различной степенью предварительного научного «проникновения» в изучаемые проблемы. Составление программы – всегда дело творческое. Здесь нет необходимости в жестких регламентациях. И все же социолог всегда должен стремиться к возможно более полной и тщательной разработке методологических и теоретических проблем на предварительной стадии исследования.

В этой связи полезно указать на те объективные требования к программе, которым она должна отвечать. Программа социально‑правового исследования, вне зависимости от ориентаций и предпочтений ее разработчиков, должна представлять собой совокупность научных правил, методических процедур и технических приемов, с помощью которых сначала осуществляется отбор и накопление фактических данных, а затем – их анализ, обобщение и интерпретация.

Обычно, так сказать, в идеальном, неусечённом виде, программа социально‑правового исследования включает два раздела: методологический и процедурный.

Методологический раздел составляют следующие вопросы:

1. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.

2. Характеристика целей и задач исследования.

3. Интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта изучения.

5. Формулирование основных гипотез.

Процедурный раздел программы включает:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Описание методов и техники сбора данных.

3. Совокупность методов и приемов анализа данных.

В дополнение к этим разделам, как правило, программа включает рабочий план, в котором намечаются основные этапы исследования, определяются временные сроки его проведения, оцениваются необходимые материальные затраты.