§ 4. Методы юридического прогнозирования.
Первые пять стадий прогнозирования полностью соответствуют стадиям, этапам социально‑правового исследования, ориентированного на изучение и описание конкретно‑исторических условий функционирования и развития исследуемого правового явления. Соответственно, традиционными будут и специальные методы исследования. Это могут быть наблюдение, опрос, анализ письменных документов, методы толкования права. Самостоятельную ценность в юридическом прогнозировании приобретает телеологический или целевой метод толкования норм права. Верное восприятие целей законодателя является одним из непременных условий составления прогноза эффективности норм права. Решение подобной задачи бывает особенно сложным относительно целей конкретных норм права, которые не всегда совпадают с целями нормативно‑правового акта. Поэтому наряду с традиционным для правоведения телеологическим методом толкования права целесообразно использовать приемы выявления целей, используемые прогностикой, и в частности, метод построения прогнозного сценария.
Собственно прогнозирование начинается с пятой процедуры, когда на основе полученной социально‑правовой информации ставится задача определить, каким образом будет меняться внешняя среда, а вместе с нею и объект прогнозирования.
Следует отметить, что в настоящее время общая теория права не располагает достаточным опытом прогнозирования и сколько‑нибудь развитым методологическим арсеналом, применяемым в таких исследованиях. По мнению О.А. Гаврилова, специально исследовавшего проблему методологии юридического прогнозирования, в правоведении могут быть использованы методы обобщенного сценария, опроса экспертов, математические методы, методы анализа социально‑экономических и социально‑политических факторов, правовых структур и функций, а также историко‑правовой метод.
Наибольшие возможности в прогнозировании дают математические методы, которые обеспечивают высокую точность и надежность прогноза. Как показывает опыт применения математических методов при прогнозировании состояния преступности, правильно построенные и проверенные математические модели дают возможность точно установить, влияет определенный социальный фактор на состояние и динамику преступности или нет. Если рассматриваемый фактор оказывает воздействие на состояние преступности, то с помощью применяемой математической модели можно получить точную количественную меру этого воздействия. Основой математической модели служит статистический материал, отражающий количественную сторону исследуемых явлений и процессов. Моделирование правовых явлений осуществляется преимущество с помощью уравнений регрессии (корреляционных уравнений).
Однако проблема использования математического аппарата в составлении юридических прогнозов нуждается в дальнейшем исследовании. Имеющиеся математические модели пока что не обеспечивают адекватного отражения закономерностей и тенденций развития объекта прогнозирования. Модели отражают либо внутренние связи объекта прогнозирования, полностью абстрагируясь от его внешних связей (например, модели, построенные на основе теории цепей Маркова), либо, наоборот, учитывают влияние только одного фактора. Многомерный корреляционный анализ отражает совокупную связь многих факторов, но воспроизводит не всей конкретно‑исторической обстановки, в которой существует объект прогнозирования.
Абстрагирование от внешней среды функционирования объекта прогнозирования в той или иной ее части приводит к тому, что применение математических и статистических методов в юридическом прогнозировании дает удовлетворительные результаты только на уровне краткосрочных и среднесрочных прогнозов, т. е. в условиях, когда воздействие социальных факторов на объект прогнозирования остается практически неизменным.
Имеются определенные пробелы и в правовой науке. В частности, остается нерешенной проблема вычленения действия социальных факторов на право, иные правовые явления, а также определения количественной характеристики воздействия отдельных факторов на объект исследования. Для наиболее эффективного использования статистических и математических методов при моделировании правовых явлений и составлении прогнозов требуется дальнейший содержательный анализ структуры правовых явлений, а также их внешних связей и зависимостей.
В силу названных причин математический аппарат в настоящее время не способен отразить всей совокупности связей объекта прогнозирования с внешней средой. Неприспособленность математического аппарата для построения правовых моделей и составления прогнозов пока что компенсируется методом экспертных оценок. Компетентные оценки специалистов уже в настоящее время являются надежной основой прогнозирования эффективности конкретных норм права, состояния законности, направленности правового сознания населения, его политической и правовой активности, по другим актуальным проблемам общей теории права. Кстати, подобным способом составляется большинство прогнозов в сфере экономики, политики и техники.
При всем многообразии методик – от индивидуальной экспертной оценки до коллективной работы экспертных комиссий – суть экспертного опроса остается неизменной: исходя из личного опыта и знаний специалисту предлагается ответить без каких‑либо дополнительных изысканий на ряд вопросов по исследуемой проблеме. Предполагается, что углубленные познания позволяют эксперту давать хотя и неточные, но достаточно верные суждения. Точность этих суждений может быть увеличена с помощью опроса группы специалистов и обобщения полученных ответов. Совпадающие мнения всех или подавляющей части экспертов принимаются за достоверный ответ на поставленный вопрос.
Метод экспертного опроса имеет один существенный недостаток:
В его основе лежат не строгие научные доказательства, а интуиция, субъективные мнения экспертов, специалистов‑практиков или ученых. И такие приблизительные, не всегда аргументированные знания не могут заменить действительно научных, обоснованных практикой и теорией знаний. Но несмотря на указанный недостаток метод экспертных оценок находит широкое применение в прогнозировании, поскольку из‑за отсутствия необходимого математического инструментария выявить сложные связи и зависимости права и социальных явлений другим способом не представляется возможным.
Таким образом, методы прогнозирования не представляют собой некоего универсального способа научного познания. Применяемые для решения прикладных задач прогностические методы состоят из социально‑правовых методов сбора и изучения единичных фактов и статистико‑математических методов либо методов экспертных оценок, т. е. эмпирических приемов.
Совершенствование и развитие методологии прогностических исследований в сфере общей теории права откроет еще один канал взаимодействия юридической науки и практики, позволит не только реализовать научные положения и выводы в форме рекомендаций о должном в праве или предложений по совершенствованию законодательства, но и обосновать надежность предлагаемых мер на перспективу с учетом последующих социальных и иных изменений.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.