§ 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
Во второй половине XX в. прогнозирование получило широкое распространение в большинстве естественных и общественных наук. Сейчас имеется ряд направлений социальной прогностики, в которых прогнозы достигли достаточно высокого уровня (прогноз – это вероятностное суждение о возникновении, перспективах, будущем состоянии того или иного явления на основе специального научного исследования).
Понятие «предвидение» шире, чем понятие «прогнозирование», оно объединяет все конкретные способы получения информации о будущем – и может быть как научным, так и ненаучным. А прогнозирование – это всегда специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы возникновения либо развития явления. Прогнозирование – одна из форм конкретизации научного предвидения.
Частью социального прогнозирования является юридическое прогнозирование. Юридическое прогнозирование – «это систематическое и непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно‑правовых процессов, темпов их протекания и конкретных сроков осуществления, проводимое специально организованными для этого научными коллективами на основе принципиальных положений общей теории права и отраслевых юридических дисциплин, а также положений социальной прогностики»83.
В рамках юридического прогнозирования должно развиваться и прогнозирование юридических конфликтов. Под прогнозированием юридического конфликта понимается основанное на специальном научном исследовании установление прогноза (заключения) вероятного возникновения конфликтного юридического отношения и противоборства, включающего возможные пути достижения нормального состояния.
Выделяются два вида прогнозирования, которые в идеале должны составлять два последовательных этапа прогнозирования юридического конфликта: 1) исследовательское прогнозирование и 2) регулятивное.
Исследовательское прогнозирование представляет собой исследование причин и возможности возникновения юридического конфликта и выработку на этой основе прогноза. Такой прогноз отвечает на вопросы: в каком направлении идет развитие? Что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?
Регулятивное прогнозирование заключается в прогнозировании достижения желательного нормального состояния юридических отношений на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. Оно состоит в определении путей решения проблем, выявленных прогнозным исследованием, в достижении определенной цели по заранее заданным критериям. Такой прогноз отвечает на вопросы: как достичь желаемого? Как предупредить юридический конфликт?
Прогнозирование юридического конфликта сводится к следующим процедурам: 1) выявлению причин, порождающих противоречие между участниками конфликта, 2) выявлению потенциальных субъектов возможного конфликта; 3) определению того, возникла ли конфликтная ситуация, если да, то в каком направлении она развивается, нарастает ли противоречие; 4) выяснение того, появилось ли конфликтное юридическое отношение между потенциальными субъектами возможного противоборства; 5) прогнозирование возможности возникновения факта, который непосредственно может привести к противоборству, т. е. инцидента – действия одной стороны; 6) предвидение ответного противоположно направленного действия другой стороны.
Методы разработки прогноза: экстраполяция (это метод продолжения в будущем сложившихся тенденций развития определенного процесса); метод моделирования (построение динамических (экстраполяционных) моделей и факторных (аналитических) моделей); метод обобщенного сценария (прогноз дается в виде целостной картины будущего состояния явления, процесса).
Под профилактикой юридического конфликта понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния юридических отношений. Предупреждение конфликта, естественно, более разумно и полезно, чем разрешение или тем более его прекращение. Поэтому на предупреждение конфликтов должны быть направлены значительные усилия общества и государства.
Предупреждение определенного конфликта заключается в воздействии на его элементы: объект, субъектов, мотивы их поведения, используемые силы и средства до возникновения противоборства. Следовательно, в зависимости от характера конфликта предупредительная деятельность может быть весьма разносторонней.
Не ставя перед собой цели исследования различных форм предупреждения конкретных противоборств, в рамках данной темы необходимо остановиться на общей, наиболее эффективной профилактической форме, способствующей предупреждению разнообразных юридических конфликтов. Такой формой является устранение общих причин конфликтов.
На общесоциальном уровне – это выявление и устранение крупных экономических, политических, идеологических, социальных факторов, дезорганизующих общественную и государственную жизнь.
На правовом уровне существенное значение в профилактической работе имеют социально‑правовые меры, способствующие предупреждению юридического конфликта. Перечислим наиболее значимые из них: формирование уважения к закону, к праву со стороны личности, общества и государства; совершенствование законодательства, учет общественного мнения и общественных интересов в правотворчестве; изменение ценностно‑правовых ориентаций населения в направлении соблюдения законов; развитие общественного, группового и индивидуального правового сознания; повышение правововой культуры; формирование правового воспитания; развитие деятельности средств массовой информации по правовой пропаганде, повышению ее эффективности, воспитанию уважения к закону и законности; укрепление правопорядка и законности; повышение престижа государственных органов, юридических профессий, юридической науки в системе социальных ценностей общества и др.
Предложенный перечень мер не является исчерпывающим и постоянным. В зависимости от особенностей развития общества в тот или иной период одни меры могут утрачивать смысл, другие, напротив, становятся весьма значимыми.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.